Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Большие маневры на «Великом Ближнем Востоке»

Что нужно учитывать Украине
23 марта, 00:00
Ближневосточный регион постоянно находится в фокусе мировой геополитики, тем не менее, внимание к нему сегодня просто поразительно. Идут интенсивные встречи и контакты государственных деятелей США, Западной Европы, арабских стран, Израиля, невиданные обороты снова набирает «челночная» дипломатия, выдвигаются новые широкомасштабные проекты, которые должны в корне изменить весь регион. Ожидается, что главными темами следующих саммитов «восьмерки», НАТО, ЕС — США, ЕС будут как раз вопросы будущего Ближнего Востока.

АМЕРИКАНСКИЙ ПРОЕКТ

Главным стимулятором такой повышенной активности вокруг Ближневосточного региона стало обнародование намерений администрации Дж. Буша. Речь идет об использовании новой политической технологии реализации своей широко разрекламированной стратегии «продвижения демократии на Ближнем Востоке». Ее суть заключается в том, что под решение этой задачи предлагается адаптировать модель, которая в свое время была разработана для продвижения политических свобод и трансформаций в бывшем Советском Союзе и Восточной Европе — Хельсинский акт 1975 г. По мнению разработчиков этой идеи, успешное использование «хельсинского процесса» в демократизации восточного блока во главе с СССР в 70—80-х гг. прошлого века позволяет надеяться на такой же эффект и в реализации новых стратегических планов по широкомасштабной трансформации Ближневосточного региона.

Планируется, что модель «Ближневосточного Хельсинки», которая в результате получила название «Инициатива Великого Ближнего Востока», должна быть официально представлена президентом Джорджем Бушем на саммите «восьмерки» в Си Айленде (штат Джорджия, США) в июне этого года. В соответствии с этой инициативой саммит G-8 должен призвать правительства арабских и южноазиатских стран к проведению глубоких политических реформ, реализации основных прав личности и проведению экономических реформ. Для того, чтобы заинтересовать ближневосточные и южноазиатские страны к сотрудничеству, западные государства должны расширить свои политические обязательства, увеличить помощь, содействовать обретению этими странами членства в ВТО, а также ускорить разработку соглашений в сфере безопасности по примеру «Партнерства ради мира» со странами бывшего восточного блока. Кроме саммита «восьмерки», «Инициатива Великого Ближнего Востока» должна быть обсуждена также на следующих саммитах НАТО и США — ЕС также в июне этого года.

Какими же мотивами и необходимостью определяется появление «Инициативы Великого Ближнего Востока»? По выражению некоторых официальных представителей американских властей, главная цель этого проекта заключается в том, «чтобы нарастить мясо на кости призывов Буша к политическим изменениям в исламском мире», высказанных им в двух выступлениях — в Национальном фонде развития демократии и в Лондоне, памяти Черчилля. Речь идет, в первую очередь, о том, что Соединенным Штатам нужно как-то выпутаться из того сложного положения, в котором они оказались на Ближнем Востоке. Год назад американский президент уверял, что отстранение Саддама Хусейна от власти и создание Палестинского государства в результате реализации плана «Дорожная карта» станет катализатором демократических изменений во всем Ближневосточном регионе. Однако, исходя из того, что разрешение арабо-израильского конфликта фактически заблокировано, процесс нормализации ситуации в Ираке сталкивается с большими трудностями, Соединенные Штаты пытаются привязать и фактически растворить эти две проблемы в более глобальном проекте генерирования политических изменений на Ближнем Востоке. Чтобы сделать этот проект более эффективным, к его реализации планируется привлечь НАТО и страны «восьмерки».

В разгар предвыборной гонки за президентское кресло, когда вопросы политики США на Ближнем Востоке и в Исламском мире вообще занимают одно из главных мест, Джорджу Бушу крайне необходимо продемонстрировать, что его ближневосточная политика сопровождается успехом, динамизмом, инновационностью.

ПОЗИЦИЯ ЕВРОСОЮЗА

Европейские правительства в целом поддержали идею «Инициативы Великого Ближнего Востока», хотя и не скрывают своих определенных сомнений в ее конкретных положениях. Во-первых, европейские лидеры скептически относятся к возможности применения модели Хельсинских Соглашений образца 1975 года к Ближнему Востоку из-за значительных отличий этих регионов. Евросоюз также озабочен будущим своего долговременного диалога с арабскими странами Средиземноморья в формате Барселонского процесса, который по своей сути является моделью сотрудничества между Европой и Ближним Востоком, основанной на поддержке внутренних преобразований в ближневосточных странах, оказании им всесторонней помощи, а не навязывании импортных рецептов демократизации. Кроме того, Евросоюз имеет серьезные замечания в отношении того, соответствует ли американская инициатива потребностям разрешения арабо-израильского конфликта, небезосновательно усматривая в утверждении о продвижении демократии на Ближнем Востоке как средства его решения как раз прямо противоположное — попытку задвинуть разрешение этой проблемы в дальний угол.

Такая позиция Евросоюза нашла свое проявление в двух тенденциях. С одной стороны, американская инициатива была поддержана как руководством Евросоюза, так и абсолютным большинством европейских стран. Одним из главных союзников Соединенных Штатов стала сегодня Германия. Во время юбилейной 40-й Международной мюнхенской конференции по вопросам безопасности, прошедшей 7-8 февраля этого года, министр иностранных дел Германии Йошка Фишер обосновал необходимость выдвижения Евросоюзом, США и Канадой «новой трансатлантической инициативы для Ближнего Востока». По мнению немецкого министра, и США, и Европе следует сделать правильные выводы из своих расхождений в позициях по войне в Ираке и сформировать перспективу и стратегию для более широкого Ближнего Востока вместе со своими партнерами в регионе. Новая трансатлантическая инициатива должна состоять из двух шагов. Первым — Евро/НАТО Средиземноморский процесс, в рамках которого Барселонский процесс, инициированный Евросоюзом, и Средиземноморский диалог, инициированный НАТО, должны взаимодополнять друг друга. Второй шаг — «декларация общего будущего», которая будет адресована всему Ближневосточному региону. В этом документе должны быть изложены общие принципы и направления осуществления широкомасштабных реформ в Ближневосточном регионе. Предложения министра иностранных дел Германии получили впоследствии название Немецкого плана для Ближнего Востока. 27 февраля этого года во время официального визита Герхарда Шредера в Соединенные Штаты, который состоялся впервые за последние годы, было подписано Совместное заявление президента Джорджа Буша и канцлера Герхарда Шредера «Немецко-американский союз для ХХI века». В этом заявлении отмечается, что США и Германия «должны построить настоящее партнерство, которое связывает Европу и Америку с расширенным Ближневосточным регионом и направлено на сотрудничество со странами и народами региона для достижения указанных целей и жизни рядом друг с другом в мире».

Вместе с тем, это не помешало той же Германии немногим позже стать соавтором еще одной ближневосточной инициативы — теперь уже французско-немецкого плана, с которым совместно выступили президент Франции Жак Ширак и канцлер Германии Герхард Шредер во время их встречи в Париже 4 марта. Ближневосточный план предложен в качестве альтернативы американской инициативе и должен быть представлен лидерами Евросоюза на Европейском саммите 25 марта. План также подчеркивает, что «любая инициатива для Ближнего Востока должна отвечать нуждам и надеждам региона», что можно рассматривать как сильный удар по Соединенным Штатам, чьи идеи воспринимаются многими арабами как «модель», которую США навязывают региону. Франция и Германия настаивают на том, что следует «избегать западни глобального подхода, который игнорирует национальные характеристики и поносит ислам, как нечто несовместимое с модернизацией». Франко-немецкий план отмечает важность индивидуальной работы с каждой страной региона. По выводам аналитиков, франко-немецкий план может быть более благосклонно встречен арабскими лидерами, так озабоченными предложениями администрации Джорджа Буша.

Таким образом, несмотря на все призывы и декларации трансатлантического единства, сегодня продолжается напряженная борьба между США и ЕС за влияние на Ближневосточный регион, что проявляется и в маневрах вокруг ближневосточных инициатив. Учитывая это обстоятельство, вполне вероятно ожидать на следующем саммите НАТО в Стамбуле обсуждения трех проектов — американской «Инициативы Великого Ближнего Востока», Немецкого и франко-немецкого планов, а также попыток нахождения общего знаменателя для выдвижения единой трансатлантической инициативы.

РЕАКЦИЯ АРАБОВ

Реакция арабского мира на американскую инициативу была откровенно негативной. Она была воспринята как ставящая целью под прикрытием реформ закрепить гегемонию США в этом регионе и заставить всех забыть об их неспособности урегулировать палестино-израильский конфликт. Без всестороннего урегулирования арабо-израильского конфликта, заявил, например, председатель комитета египетского парламента по вопросам развития Арабского мира А. Абу Зейд, любая ближневосточная инициатива обречена на то, чтобы толочь воду в ступе. По мнению бывшего посла Лиги арабских государств в США, профессора Американского университета в Вашингтоне К. Максуда, этот проект является попыткой замаскировать нелегитимность войны в Ираке. Откровенное неприятие арабов вызвало то, что американский проект базируется на модели Хельсинского Заключительного Акта 1975 года, сыгравшего особую роль в распаде восточного блока и самого Советского Союза. В этой связи министр иностранных дел Саудовской Аравии принц С. Аль Фейсал задался вопросом — если в результате использования Хельсинского соглашения СССР распался на множество стран и его народы так теперь страдают, то что же будет с Арабским миром после применения к нему подобной модели? Характерно, что такой известный американский политолог, как З. Бжезинский, бывший помощник президента США по вопросам национальной безопасности, очень остро раскритиковал американскую администрацию за «неуклюжесть исполнения» их же амбициозного проекта на начальном этапе.

Американской администрации пришлось срочно мобилизовать весь свой пропагандистский аппарат с тем, чтобы выправить ситуацию. На Ближний Восток с целью детального разъяснения сути американских предложений были направлены два заместителя государственного секретаря США М. Гроссман и А. Ларсон. Сам государственный секретарь К. Пауэлл дал несколько развернутых интервью ведущим ближневосточным информационным агентствам, в частности, только что созданному спутниковому телеканалу Аль Хурра (Свобода), входящему в структуру американской информационной пропаганды на Ближнем Востоке. Американский президент, в свою очередь, провел телефонные разговоры с рядом лидеров Арабского мира.

Первым развернутым и системным ответом Арабского мира на «Инициативу Великого Ближнего Востока» стало совместное саудовско-египетское заявление по результатам переговоров президента Египта Х. Мубарака с королем Саудовской Аравии Фахдом и наследным принцем Абдуллой. В заявлении отмечается, что лидеры обеих стран «подтвердили, что арабские страны продолжают двигаться по пути развития, модернизации и реформ в соответствии с интересами и ценностями своих народов». Модернизация и реформы должны быть также совместимыми со специфическими особенностями народов Ближнего Востока и «арабской идентичностью». Вторым важным пунктом заявления является акцент на том, что арабские страны не согласятся ни с одной моделью реформ, которая будет навязываться им извне. В-третьих, две ведущих арабских страны разъяснили Вашингтону, что стабильность и реформы на Ближнем Востоке останутся миражом, если израильско-арабский конфликт, продолжающийся уже более полувека, и болезненная иракская проблема не будут решены.

Во время встречи министров иностранных дел арабских стран выявились определенные разногласия между ними в отношении к американской «Инициативе Великого Ближнего Востока». Стало понятно, что арабские страны в своем отношении к американской инициативе разделились на три группы. Египет, Кувейт и Саудовская Аравия выступили за открытый диалог с Соединенными Штатами и Евросоюзом с тем, чтобы скорректировать их реформаторские планы в соответствии с арабскими интересами. Сирия, Ливан и Йемен отвергли любые попытки зарубежного вмешательства в дела арабского мира. Третья группа стран во главе с Бахрейном и Катаром решила подождать с реакцией на американскую инициативу, разобраться с предложениями Запада, осуществляя интенсивные консультации с архитекторами этого проекта. Однако, несмотря на все существующие разногласия, министры иностранных дел были едины в том, что анализ американской инициативы и разработка общеарабской позиции в отношении нее должны стать ключевым вопросом следующего саммита Лиги арабских государств в Тунисе 29-30 марта.

В то же время Арабский мир пытается перейти в контрнаступление, выдвигая свои собственные инициативы и планы проведения реформ на Ближнем Востоке. 1 марта огласил свой план Египет. Президент этой ведущей арабской страны Х. Мубарак заявил, что египетский план направлен на поддержку реформ, которые будут уважать арабскую идентичность и идти с разумной скоростью. Египетская инициатива была представлена во время встречи министров иностранных дел арабских стран их египетским коллегой А. Махером. В этом документе арабским странам предлагается провозгласить «их решимость двигаться по пути реформ и модернизации» при условии, что такие реформы будут уважать традиции и специфические характеристики отдельных стран. Он провозглашает, что арабские страны готовы сотрудничать с дружественными странами, которые «готовы рассматривать арабские инициативы на основе полного равенства и не будут пытаться навязывать предубежденные рецепты».

В Арабском мире растет осознание необходимости проведения широкомасштабных политических, социально- экономических и гуманитарных реформ, выработки собственной стратегической инициативы, направленной на достижение арабскими странами качественно новых параметров развития. «Арабы должны понять, что только они сами способны изменить свой статус-кво, преодолевая свою разъединенность, недостаток демократии и недоразвитость, — подчеркивает газета «Ашарк аль-Авсат», издаваемая в Лондоне. Во время следующего саммита Лиги арабских государств в Тунисе, продолжает газета, «арабские лидеры должны подготовить собственный план политической и экономической реформы вместо проклятий в адрес американской «Инициативы Великого Ближнего Востока».

Таким образом, американская «Инициатива Великого Ближнего Востока» дала ощутимый толчок в направлении поисков нового формата решения комплекса назревших проблем Ближневосточного региона. Характерно, что она вынудила, в первую очередь, значительно активизировать арабский мир, который требует получения статуса равноправного партнера Запада в процессе выработки общей стратегии Ближнего Востока с учетом его конкретных реалий и первоочередных интересов народов региона.

Все эти последние тенденции в развитии политической ситуации вокруг Ближневосточного региона должны быть учтены нашим государством при реализации приоритетных направлений его ближневосточной политики и закреплении роли активного субъекта большой геополитической игры на Великом Ближнем Востоке.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать