Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Давид и Голиаф

Почему Европе важно знать о «российском колониализме» и тоталитаризме на постсоветском пространстве
09 апреля, 12:21

Недавно самая крупная группа в Европейском парламенте, Европейская народная партия (ЕНП), провела конференцию под названием «Давид и Голиаф: Малые страны под тоталитарным правлением», посвященную продолжающейся русской колониальной оккупации 130 стран на евразийском пространстве. Депутат Европарламента от Венгрии доктор Ласло Сурьям так объяснил на своей веб-страничке инициативу крупнейшей партии в Европарламенте: «В то время как в Европу пришла новая эпоха единства и процветания, некоторые темы недооцениваются, а иногда о них даже забывают в обществе. Это относится к тоталитарному режиму, который правил в большинстве малых стран, которые сегодня составляют значительную часть государств в ЕС. И чтобы эта тема не стала только предметом краткого упоминания в книгах по истории, EPP Group организовала эти слушания».

Как сообщает портал (http://cenzoriv.net), слушание было организовано латвийским профессором Инесе Вайдере, которая обратила внимание на тот факт, что тоталитарные режимы несут ответственность за наиболее мерзкие акты геноцида, преступления против человечества и военные преступления в недавней европейкой истории. Она напомнила, что перед войной Сталин приказал казнить 21 тыс. 957 поляков в Катыни. Во время войны 400 тыс. поволжских немцев были депортированы в Среднюю Азию и Сибирь. Также примерно миллион чеченцев, крымских татар, балкарцев, калмыков и тюрок были депортированы со своей родины в Среднюю Азию. Из балтийских государства в 1940—1953 гг. были депортированы сотни тысяч людей. «Сейчас, через 70 лет, мы можем видеть, что депортации оставили глубокие шрамы внутри этих стран. Это, по большей части, объясняется тем обстоятельством, что Россия так и не признала большинства сталинских преступлений», — отметила Вайдере.

Свое мнение по этому поводу высказали ее коллеги: венгерский европарламентарий Дьер Шопфин, эстонский европарламентарий Тунне Келам и литовский парламентарий Радвиле Моркунайте-Микулениене, а также представители чеченцев, крымских татар, карелов и жертвы Гулага, которые тоже были приглашены как докладчики.

Общий тон дискуссии состоял в том, что малочисленные народы по-прежнему борются с посттоталитарным наследием. Это можно увидеть во многих аспектах жизни общества, а также и в политике. Миграция, которая произошла во время холодной войны (в основном русского населения, прибывшего в страны Балтии), инфраструктура, которая все еще характерна для некоторых городов (неудобные жилые коробки в Братиславе), и наследие тайной полиции, которое не так просто устранить, когда кончается время тоталитарного режима, — все докладчики выразили обеспокоенность тем, что эти вопросы не рассматриваются должным образом не только в упомянутых странах, но также на Западе. Если такое отношение будет продолжаться, это может привести к манипулированию информацией об эпохе страданий, которые принес с собой тоталитарный режим.


«День» обратился к членам Европейской народной партии с просьбой прокомментировать значение этих слушаний и должны ли лидеры ЕС учитывать при принятии решения о подписании Соглашения об ассоциации тот факт, что Украина является жертвой тоталитаризма и «российского колониализма».

 

СНЕСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ «БЕРЛИНСКУЮ СТЕНУ» НЕВЕЖЕСТВА И РАВНОДУШИЯ

Тунне КЕЛАМ, эстонский европарламентарий, член фракции Европейская народная партия:

— Для меня и для многих моих коллег в Европейском парламенте, тема тоталитаризма есть и остается актуальной, и ее важность не будет становиться меньше, пока результаты деятельности кровавой тирании коммунистических тоталитарных режимов не станут частью общего исторического знания в Европе.

Поскольку некоторые бывшие колонии Советского Союза после 1991 года смогли восстановить свою полную независимость и стать членами Европейского сообщества, то их специальная моральная обязанность — использовать все возможные средства, чтобы снести до сих пор существующую психологическую Берлинскую стену невежества и равнодушия, которая во многих аспектах разделяет две части Европы. Это серьезное препятствие для более тесного сотрудничества и практической солидарности между народами нашего континента.

Такие конференции по новейшей истории не являются частью нашей официальной парламентской работы. Тем не менее, это наше очень серьезное общественное и моральное обязательство, которое может рассматриваться как дополнение к обычной деятельности.

Я член Европейского парламента с 2004 года и у меня создалось впечатление, что неправильно по моральным и по политическим соображениям закрывать глаза на коммунистическое тоталитарное наследие под предлогом: оставим позади прошлое и сосредоточимся вместе на строительстве лучшего будущего.

Мой однозначный вывод, что без общеевропейской осведомленности о прошлом, без моральной и политической оценки массовых преступлений против человечества в XX веке, включая трагедию Голодомора, мы не сможем успешно строить общее будущее.

Цель нашей последней конференции — одной из десятков, которым мы положили начало — четко объяснить, что, несмотря на громко озвученные принципы равенства, жертвы разных тоталитарных систем не рассматриваются согласно этому принципу. Трагедии, вызванные нацизмом, стали обычным знанием, его жертвы признаются и уважаются. Для них общеевропейское политическое обязательство — «Никогда больше» — стало обязательным.

Жертвам коммунизма недостает таких авторитетных, международно признанных гарантий. В действительности вместо одинакового отношения, они в основном рассматриваются как второстепенные случаи, которые должны держаться на дистанции, чтобы не ставить неудобные вопросы. Иначе существует риск подорвать историческую модель, установленную победителями Второй мировой войны. Справедливость и признание их страданий не обеспечено. Вместо этого они столкнулись с новой формой лицемерной несправедливости, которая отрицает основной факт, что страдание и несправедливость, нанесенные любому человеку, не могут быть классифицированы на основе того, какой убийца вызвал эти страдания и смерти.

Что касается реакции европейских масс-медиа в освещении этой темы, то не следует ожидать быстрых результатов. Это будет длительный процесс. Вот почему мы снова и снова должны привлекать внимание на кричащее неравенство в отношении к жертвам разных тоталитарных режимов. Однако прогресс можно заметить. Четыре года назад, в апреле 2009 года Европейский парламент принял свою первую резолюцию под названием «Европейское сознание и тоталитаризм». Это произошло благодаря инициативе нескольких стран Восточной Европы —членов ЕС. На основе этой резолюции в 2012 году в Праге была основана «Европейская платформа памяти и сознания». Ряд европейских стран откликнулись на обращение Европейского парламента отметить 23 августа — принятие в 1939 сталинско-гитлеровского пакта о дружбе, который открыл путь Второй мировой войне — как общеевропейский День памяти жертв всех тоталитарных режимов. Эстонский парламент и правительство были первыми, кто инициировал такую традицию, начиная с августа 2009 года.

Мы рассматриваем все эти инициативы как часть усилий относительно поощрения всех посткоммунистических стран Европы, включая Украину, чтобы добиться внутри согласия по недавнему прошлому, которое включает массовые преступления против человечества. Очевидно, что эти преступления претендуют на общеевропейскую моральную и политическую оценку. Но такие усилия требуют движения по двустороннему пути. Без активности и давления внутри самих посткоммунистических стран, справедливости невозможно достичь. Единственная надежда — это взаимная поддержка, координация и солидарность.

Что же касается соглашения об ассоциации ЕС-Украина, я очень надеюсь, что она может быть официально подписана на будущем саммите в Вильнюсе. Европа не может рассматривается как что-то целое и завершенное без равноправного участия Украины. Это соглашение может предоставить Украине конкретные рамки обязательств, правил, которые базируются на ценностях, которые сделают ее продвижение к верховенству права в обществе и в европейской интеграции более последовательным, наконец, необратимым.

Судьба Тимошенко не может рассматриваться как частный случай. Большинство европейских политиков рассматривают его как лакмусовый тест для критического вызова разделения власти и независимости судебной власти. Это не проблема пани Тимошенко как человека. Акт доброй воли украинской власти в значительной степени облегчит путь к историческому соглашению, которое уже парафировано.

ПОДПИСАНИЕ СОГЛАШЕНИЯ БУДЕТ АРГУМЕНТОМ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТОТАЛИТАРНОГО ПРОШЛОГО НЕ ТОЛЬКО УКРАИНЫ...

Павел ЗАЛЕВСКИ, польский евродепутат, член фракции Европейская народная партия, член делегации ЕП в комитете парламентского сотрудничества ЕС — Украина:

— Во-первых, эти слушания отражают воссоединение Европы. В данном случае Центральной и Восточной Европы с Западной Европой, что произошло благодаря последнему расширению ЕС и НАТО. А во-вторых, они отражают важность для ЕНП таких ценностей, как свобода, демократия, право наций самостоятельно принимать решения относительно своего будущего. Если вы соедините эти два элемента, то вполне очевидно, что ЕНП вполне правильно поставила этот вопрос. Мы продвигаем осознание того, насколько важно все это поддерживать для будущих достижений, объединения. Поэтому мы понимаем, что свобода, демократия, независимость являются теми ценностями, которые нужно развивать, поддерживать и направлять в правильное русло. Именно поэтому нужно помнить историю восточных народов во времена советской оккупации.

— И вы считаете, что такой термин, как «российская колонизация» отражает существующую в данный момент реальность?

— Обсуждение колонизации является одним из способов объяснить внешнее господство над некоторыми территориями, причем не только в Восточной Европе. Мы знаем, что это очень популярное объяснение и тренд в области социальных наук в Соединенных Штатах. Насколько я понимаю, этот термин был употреблен для изображения того, как такие государства, как страны Балтии управлялись Советским Союзом. Некоторые ученые и политологи описывают отношения между Россией и некоторыми странами Центральной Азии как проявление колониализма. Это один из способов объяснения. Я не могу на 100 процентов согласиться с таким объяснение того, что происходит прямо сейчас, особенно в отношениях между Россией и другими малыми народами. Насколько я понимаю, это научный подход объяснения проблемы. Я также понимаю, что для некоторых ученых и некоторых политологов очень важно объяснить сейчас такие отношения.

— По вашему мнению, помогут ли эти слушания повысить осведомленность Европы в целом, не только среди депутатов, но и простой публики в отношении российской колонизации, тоталитаризма, который пережили страны бывшего Советского Союза?

— Проблема Западной Европы в том, что ей не хватает знаний о том, что происходило в восточной части в прошлом. В отношении этого существует огромная нехватка знаний, и, по моему мнению, именно поэтому важно повышать информированность, особенно среди наших коллег из Западной Европы. Это также важно для того, чтобы понять некоторые сегодняшние тенденции в Восточной Европе. Я историк и знаю, что история не повторяется, поэтому сегодняшняя политика России отличается от ее предыдущей политики. Я очень не хотел бы их сравнивать, это было бы просто признаком невежества. Но, конечно, это не значит, что Россия не имеет имперских устремлений. Но, конечно, контекст, инструменты совсем разные. Но не менее важным является то, что каждая история, каждый президент, каждое будущее берет свое начало в истории. Чем больше мы знаем историю, тем лучше мы понимаем настоящее.

— Российский МИД, отреагировав на эти слушания, назвал ее фальсификацией истории. Как вы думаете, россияне ведут себя таким образом потому, что хотят знать историю и как должен реагировать на это Запад?

— Очень трудно говорить о позиции России, потому что, с одной стороны, это очень гордый народ, который имеет все основания гордиться, я имею в виду россиян с их изысканной высокой культурой, которая нравится всем в мире. С другой стороны, там есть оппозиция, которая борется за права человека, свободу, демократию и выступает против коррупции в России. С другой стороны, есть Кремль, который утверждает, что наследует все традиции не только России, что было бы понятно, но, прежде всего, Советского Союза. Поэтому я бы не отождествлял их. Это была реакция Кремля или тех, кто связан с Кремлем, которые, конечно, хотели бы видеть себя в качестве тех, кто унаследовал традицию, которая, по их мнению, является прекрасной, фантастической. Я не очень удивлен, что они отреагировали таким образом, но я думаю также, что это не имеет большого значения. Эти люди, эти группы, которые связаны с Кремлем, всегда реагируют таким образом, но это не имеет реального политического значения.

— По вашему мнению, не должны ли европейские лидеры учитывать тот факт, что Украина сильно пострадала от тоталитарного режима и соответственно подписать на саммите в Вильнюсе Соглашение об Ассоциации, которое бы приблизило Украину к Европе и в то же время было бы своего рода лекарствами от тоталитаризма?

— Именно такой является наша аргументация. Именно это обычно я говорю. Украина вторая по численности после России республика бывшего Советского Союза. И среди славянских народов, я имею в виду Россию и Беларусь, украинцы демонстрируют, что они не воспринимают тоталитаризм как способ правления. К сожалению, украинцы показывают, что они отдают преимущество анархии и коррупции вместо верховенства права.

Но, безусловно, это не тоталитаризм, это не самодержавие. Это огромное достижение самих украинцев. Конечно, есть много аргументов, которые я не хотел бы повторять, но если мы говорим о тоталитарном наследии в странах постсоветского пространства, то это есть огромный аргумент в интересах подписания Соглашения об Ассоциации, а также огромным аргументом для тех в Европе, которые считают, что постсоветское пространство может мирно превратиться в пространство демократии и верховенства права.

Следовательно, если мы подпишем Соглашение об Ассоциации, а затем, если мы сможем его имплементировать — я вполне сознательно использую понятие «мы», потому что это будет цель не только украинской политической элиты, но и европейской, потому что с нашей стороны мы тоже будем нести ответственность. Таким образом, это будет наша совместная работа. Если мы сделаем это и Украина станет более демократической страной, страной с высоким уровнем жизни, высокими стандартами верховенства права, то мы покажем, что и для самих белорусов и россиян как альтернатива соблазнительными могут стать верховенство права и демократия, если их правильно имплементировать и благодаря чему повысятся стандарты жизни простых людей, а не только олигархов, что должно быть целью политиков каждой страны.

Мы должны заботиться не только о тех, кто может позаботиться о себе, но мы должны заботиться и поддерживать тех, кто находятся в менее выгодном положении. Я согласен с вами, что это подписание будет аргументом для преодоления тоталитарного прошлого не только Украины, но и всего постсоветского пространства.

— И оно должно быть подписано, несмотря на то, что Тимошенко в ноябре будет находиться в тюрьме?

—Я бы этот вопрос поставил себе так: будет ли Тимошенко ближе к освобождению без подписания соглашения или после подписания? И я всегда отвечаю себе, что подписание Соглашения об ассоциации начнет определенную логику, которая сегодня может быть непонятна тем, кто управляет в Украине. Это логика верховенства права, это логика правосудия. И в рамках этой логики Украина не будет продолжать то, что мы называем избирательным правосудием. Да, безусловно, Тимошенко будет ближе к освобождению, когда мы положим начало этой логике верховенства права в рамках Соглашения об Ассоциации.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать