Перейти к основному содержанию

Генерал-премьер по прозвищу «Бульдозер»

Израиль попрощался с Ариэлем Шароном
14 января, 12:21
ФОТО РЕЙТЕР

На 86 году скончался бывший премьер-министр Израиля Ариэль Шарон, который почти восемь лет оставался в коме после инсульта. Герой войн 1967 и 1973 гг., возглавлял правительство с 2001 по 2006 год.

Предки Ариэля (Арика) Шарона происходили из Белоруссии. Его дед Мордехай Шейнерман родился и вырос в Брест-Литовске в семье кантониста. Он был дружен с Зеэвом Бегиным, отцом будущего премьер-министра Израиля Менахема Бегина.

Когда началась Первая мировая война, власти Российской империи издали указ о выселении всех евреев из прифронтовой зоны. В Тифлисе сын Мордехая, Шмуэль Шейнерман поступил в Тифлисский университет, на факультет сельского хозяйства. Там он встретил свою будущую жену Веру (Двойру) Шнейерову, она также училась в местном университете на врача.

В 1920 году Красная армия начинает наступление на Грузию, Шейнерманы приняли решение уехать в Палестину. В поселке Кфар-Малаль 27 февраля 1928 года у них родился сын Ариэль.

Шарон активно участвовал в войне за независимость Израиля в 1948 году, командовал взводом в бригаде Александрони, продвинулся до командира роты, а затем командира разведгруппы бригады Голани.

Сейчас в это трудно поверить, но первый премьер-министр Бен-Гурион как левый социал-демократ ни о каких спецподразделениях и слышать не хотел. Интересно, что его в этом поддерживал начальник Генерального штаба герой Шестидневной войны 1967 года Моше Даян.

Усиление деятельности арабских боевиков и провалы подразделений Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) по предотвращению терактов привели Ариэля Шарона к идее создания специального подразделения по действиям в тылу противника. Ему удалось убедить в этом Моше Даяна, и первая такая часть «подразделение 101» была создана в 1953 году. Она просуществовала всего пять месяцев, но ей удалось навести ужас на противника. Неуловимые бойцы части под командованием Шарона совершали головокружительные рейды и успешно срывали подготовленные террористические акты.

Во время Суэцкого кризиса — военных действий Великобритании, Франции и Израиля против Египта            — в 1956 году Шарон командовал 202-й парашютно-десантной бригадой. После ее высадки на перевале Митла в нарушение приказа командования вступил в бой с египтянами. Все атаки противника были отбиты, и бригада перешла в наступление, хотя и потеряла 40 человек.

Во время Шестидневной войны в 1967 году командовал 38-й бронетанковой дивизией, которая прорвала египетский фронт и вышла к Суэцкому каналу. Дивизия под его командованием двигалась по египетским тылам стремительно, что вызвало паническое отступление противника.

Летом 1973 года уволился из армии, но через три месяца был снова призван. Началась война Судного дня. В условиях наступления египетской армии 143-я бронетанковая дивизия под командованием Шарона форсировала Суэцкий канал. К исходу боев 3-я египетская армия была окружена и сдалась. Каир запросил мира. Шарон снова стал героем. Израильские танкисты писали на своих машинах «Шарон — царь Израиля». Операции подразделений под его командованием изучаются в военных академиях разных стран как пример стремительности и нестандартного подхода к действиям против превосходящих сил противника.

После войны Судного дня в звании генерал-майора увольняется из армии и уходит в политику. Был министром сельского хозяйства и обороны. Занимал воинственную позицию в отношении палестинцев. В 1970-м Шарон укрепил свой имидж ястреба, впервые применив бронированные бульдозеры с пулеметами для сноса домов палестинцев во время их восстания в секторе Газа. Тогда и получил прозвище Бульдозер.

На посту министра обороны был инициатором вторжения в Ливан в 1982 году, в котором уже несколько лет шла гражданская война. Главной целью Израиля в Ливанской войне 1982 года было уничтожение баз Организации освобождения Палестины (ООП) на территории Ливана. Союзниками Тель-Авива были отряды арабских христиан-фалангистов. Они устроили резню палестинцев в лагерях Сабра и Шатила. Было убито несколько тысяч человек, а израильские войска не предприняли ничего, чтобы остановить кровопролитие.

Комиссия Верховного суда Израиля признала Шарона косвенно виновным за резню в лагерях. Ему было пожизненно запрещено занимать пост министра обороны. Однако из политики не ушел. Следующие 16 лет Шарон занимал ряд министерских постов в четырех кабинетах.       

В этот период занимал крайне жесткие позиции по отношению к палестинцам. Был инициатором строительства поселений на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа. Это принесло ему лидерство в партии «Ликуд», в которой состоял почти 30 лет.

Главным для Шарона были интересы Израиля, как он их понимал. Годы борьбы с арабскими террористами и боевых действий не прошли даром. В то время для Шарона существовал только один способ разговора с соседями — язык силы и устрашающих возмездий за каждый террористический акт против Израиля независимо от того, где он совершался. В своем желании защитить государство и его граждан он доходил до фанатизма и, на первый взгляд, авантюризма.  

В 2000 году он отправился на священную для арабов Храмовую гору в Иерусалиме, чем спровоцировал начало второй палестинской интифады. Шарон таким образом протестовал против решения левого премьер-министра Эхуда Барака признать Палестинское государство в составе сектора Газа, части Западного берега и некоторых кварталов Восточного Иерусалима.

Глава Палестинской национальной администрации Ясир Арафат уже давно готовился к интифаде и демарш Шарона был для него просто находкой.

В обстановке ожесточенной борьбы в 2001 году Шарон становится премьер-министром.

Не зря его считали ястребом. В ответ на интифаду в 2002 году премьер отдал приказ захватить все города Западного берега и применять для сбора разведданных любые методы. Ясир Арафат был изолирован в своей резиденции в Рамалле, где он и провел последние годы жизни. Шарон позволил Арафату покинуть этот клочок территории только для того, чтобы тот смог умереть в 2004 году во французском военном госпитале.

И здесь ястреб Шарон совершает серьезный политический кульбит. После нескольких лет последовательных контртеррористических операций он пришел к выводу о невозможности защитить еврейские поселения в секторе Газа. Так родилась программа «одностороннего размежевания». Суть ее сводилась к ликвидации израильских поселений в секторе Газа и строительстве защитной стены, которая должна была отделить Израиль от палестинских соседей.

Естественно, что поселенцы выступили категорически против и сопротивлялись выселению. Объявив о том, что это необходимо для поддержания безопасности Израиля, премьер не остановился перед использованием войск для изгнания колонистов из их домов. Всего сектор Газа были вынуждены покинуть более восьми тысяч поселенцев.

Такие действия вызвали раскол в израильском обществе и в партии «Ликуд». Отставной генерал Биньямин Нетаньяху (Биби), когда-то оставивший Шарону пост председателя партии, возглавил внутрипартийную оппозицию. Бороться с Биби Шарон не стал, просто громко хлопнул дверью и создал партию «Кадима» (Вперед).

На внеочередных выборах, которые должны были состояться в 2006 г., партия Шарона должна была победить.  Однако этого генерал-премьер не увидел. В начале января 2006 года он перенес инсульт, от которого так и не оправился. Последующие восемь лет врачи искусственно поддерживали в нем жизнь. Победу праздновал его преемник на посту председателя «Кадимы», мэр Иерусалима Эхуд Ольмерт. Решительности в продолжении политики предшественника ему не хватило.

В результате в секторе Газа возник политический вакуум, который быстро заполнили радикалы из ХАМАС. Их правление в секторе обернулось бесконечными обстрелами пограничных израильских городов и поселков самодельными ракетами. Под ними, если выражаться фигурально, пало правительство Ольмерта, а впоследствии развалилась и «Кадима».

Шарон не был одержим ненавистью к палестинцам или идеей Великого Израиля, но он и не чувствовал вины перед палестинскими беженцами или пострадавшим в ходе войн мирным населением. Всякий раз, принимая жесткое решение, он исходил только из собственных представлений о том, что необходимо для безопасности Израиля.

По просьбе сыновей Ариэля Шарона, Гилада и Омри 2 января 2014 года медперсонал медицинского центра «Шиба прекратил лечение и процедуры, направленные на продление жизни их отца. Человек, прошедший путь от бойца антитеррористического спецназа до премьер-министра, провозгласившего «политику сдержанности» по отношению к вечному врагу, умер 11 января.

Федеральный канцлер Ангела Меркель охарактеризовала бывшего премьер-министра Израиля Ариэля Шарона, как патриота своей страны. Наверное поэтому огромное число людей пришло попрощаться с ним. Его любили и ненавидели, но никто не оставался по отношению к нему равнодушным.

Биньямин Нетаньяху, премьер-министр:

Шарон был одним из величайших военачальников, которые были у еврейского народа и у Армии обороны Израиля»

Шимон Перес, президент Израиля:

Шарон принимал и реализовывал трудные решения, раскрывая в невозможном безграничные возможности. Его слова завоевывали сердца, его солдаты следовали за ним безоговорочно

Барак Обама, президент США: 

Израильтяне потеряли руководителя, который посвятил жизнь своей стране

Дэвид Кэмерон, британский премьер-министр:

Израиль лишился одного из самых значительных политиков за всю историю страны

Франсуа Олланд, президент Франции:

После длительной военной карьеры Шарон нашел в себе мужество перейти к диалогу с  палестинцами

Билл Клинтон, экс-президент США:

Ариель Шарон посвятил свою жизнь государству Израиль, чтобы его творить, поддерживать и хранить

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать