Карабах
Кремль заинтересован в повышении температуры замороженных конфликтов вдоль периметра своих границ
В ходе российской авантюры в Сирии стало ясно, что задуманный Blitzkrieg не получился. Наступление правительственной сирийской армии развивается крайне медленно, проходит отрывочно, сил для контроля вроде бы отвоеванной территории не хватает. К тому же в треугольнике Москва—Тегеран—Дамаск не все хорошо и отношения между союзниками несколько охладели.
Уже приходилось отмечать, что в интересах Кремля повысить температуру замороженных конфликтов вдоль периметра своих границ. Агрессия на Донбассе также не относится к Blitzkrieg, проект Новороссии практически не реализовался. Зажечь Приднестровье просто невозможно, остался Нагорный Карабах. Не успела основная часть российского контингента покинуть Сирию, как начались бои на линии соприкосновения между армянскими и азербайджанскими войсками.
О том, что Азербайджан никогда не смирится с оккупацией 20% своей территории, в Баку всегда подчеркивали. Более 22 лет шли бесплодные переговоры, принимались резолюции ООН, но дело не сдвинулось с мертвой точки. Не удивительно, что в Баку пришло осознание того, что дипломатические способы разрешения конфликта близки к исчерпанию. Похоже, что ни в Ереване, ни в Москве такое развитие событий всерьез не принимали, относя заявления азербайджанского высшего руководства к обычной риторике или пропаганде.
Второй фактор, который господствует в российской столице и, похоже, в армянской. Там почему-то абсолютно уверены в боевой слабости азербайджанской армии. Действительно 22 года назад подобное соответствовало действительности. Сейчас не будет анализировать, почему так произошло, требуется серьезный военно-исторический анализ. Однако, прошло достаточно времени, используя свои финансовые возможности Баку серьезно насытил свою армию современным оружием, улучшилась ее подготовка. Наверное наступление азербайджанской армии по линии соприкосновения оказалось весьма неожиданным для противоположной стороны, как и его результаты.
Хотя в Баку заявили об одностороннем прекращении наступления скорее всего, напряженность в регионе не уменьшится. И тому есть несколько причин как регионального, так и геополитического характера.
Во-первых. Психологически азербайджанское общество после поражений начала 1990-х гг. и подписанного в 1994 году явно невыгодного перемирия требовало конкретных действий по восстановлению территориальной целостности страны. В силу бесплодности дипломатических усилий должны были заговорить пушки. И не просто, а требовалась хоть маленькая, но победа. Похоже, что эта цель достигнута.
Во-вторых. Возросшая и демонстративная агрессивность Москвы по отношению сначала к Грузии, потом к Украине наглядно показала, что Кремль будет не только поддерживать Армению поставками вооружения, но и оказывать военно-политическое давление на Азербайджан. Лучшим способом защиты от такого соседа является укрепление своей обороноспособности и наглядная демонстрация возможности адекватного ответа. Не по России, а по ее союзнику-агрессору.
В-третьих. Южный Кавказ является стратегически важным для России примерно так же, как Украина. В то же время позиции Москвы в регионе заметно ослабели. После аннексии части территории Грузии никаким образом улучшить отношения с Тбилиси не получается. Даже изменение персонального состава грузинского руководства не уменьшило, в чем-то даже усилило дрейф в западном направлении.
С Азербайджаном при всем желании Баку тоже ничего хорошего не получилось. В Москве упорно поддерживают Армению в ущерб отношениям с другими государствами региона. С Тбилиси и Баку предпочитают разговаривать с позиции силы, что не может остаться без ответа. Как результат привязанный союзник Армения находится полублокаде как территориальной, так и экономической. Впрочем, в какой-то мере такое положение Еревана Москву устраивает, так как не дает усиливаться прозападным оппозиционным силам.
Есть еще одно обстоятельство. Свое влияние в Армении пытается усилить Тегеран. Общая граница и поставки энергоресурсов этому весьма помогают. Вслух в Москве об этом не говорят, но весьма раздражены. Кстати, в какой-то мере это может сдерживать агрессивные действия России, так как сталкиваться с Ираном Белокаменной совсем не с руки.
В-четвертых. Москва, поддерживая карабахское обострение, пытается для Анкары создать третий фронт. Первый в Сирии и второй в лице курдов уже существуют. Тем самым силы Турции растягиваются и уменьшаются ее возможности на первых двух.
На данном этапе непосредственно втягиваться в конфликт Россия не будет. К тому же пока столкновения происходят вдоль линии с Нагорным Карабахом, для этого нет юридических оснований. Отсюда следует прямая опасность со стороны Армении, в случае дальнейших успехов азербайджанских войск, начать провокации непосредственно на границе с Азербайджаном в надежде привести в действие союзнический механизм ОДКБ, а фактически требовать военного вмешательства России. Ясно, что остальные члены организации для Армении и пальцем не пошевельнут, особенно тюркоязычные.
Вот почему задачей российской дипломатии является с одной стороны, повышение градуса конфликта и тем самым взаимное ослабление Азербайджана и Армении. С другой стороны, не дать локальному противостоянию стать полномасштабной войной. Такая же полувойна как и на Донбассе. Хоть от этого она войной быть не перестает. Как говорит восточная пословица, война есть война, и полвойны тоже война.
Замечена такая закономерность. Чем сложнее экономическое и финансовое положение России, тем сильнее ее агрессивность. В первую очередь, в отношении ближайших соседей. И дальним достается.
Агрессивные действия Москвы и нагнетание напряженности призвано усилить, как это понимают в Кремле, позиции на переговорах с новой американской администрацией.
Так что в Нагорном Карабахе и на Донбассе и дальше будут стрелять.
«ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НАЙДЕНО ЗА СТОЛОМ ПЕРЕГОВОРОВ ПРИ ВЗАИМНЫХ КОМПРОМИССАХ»
Давид ПЕТРОСЯН, агентство «Ноян тапан», Армения:
— Обострение могло произойти из-за нескольких причин, в том числе —от внутренней ситуации в Азербайджане. Некоторые внешние игроки, прежде всего, руководство Турецкой республики, могло бы подтолкнуть Азербайджан на данные действия. Для того, чтобы спровоцировать еще одну точку напряжения.
Минская группа длительное время ведет очень сложный переговорный процесс относительно карабахского урегулирования. Окончательное решение которого должно быть найдено за столом переговоров при взаимных компромиссах. Во-первых, мандат Минской группы включает в себя принципы ОБСЕ, которые заключаются в территориальной целостности, праве нации на самоопределение и неиспользовании силы, либо угрозы ее применению. Во-вторых, в составе сопредседателей Минской группы ОБСЕ есть США, Россия и Франция. Я считаю, что у США и России достаточно политико-дипломатического инструментария для того, чтобы купировать эту вспышку, это обострение, которое произошло на линии соприкосновения армий обороны Нагорно-Карабахской республики и Азербайджана.
Я полагаю, в течение короткого времени, с помощью политико-дипломатического инструментария международные структуры и крупные игроки пресекут эту вспышку насилия, которая началась 1 апреля.
«ЕСЛИ БЫ НЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО ТРЕТЬИХ СТОРОН, КОНФЛИКТ БЫ РАЗРЕШИЛСЯ ЕЩЕ 20 ЛЕТ НАЗАД»
Шаин ГАДЖИЕВ, редактор агентства «Туран», Азербайджан:
— Ситуация в Карабахе — это результат оккупации Арменией территории Азербайджана, которая длится 20 лет. Перспективы мирного решения конфликта нет. Поэтому было неизбежны военные решения или обострения ситуации, даже если это считать не предусмотренной военной операцией.
За Карабахским конфликтом изначально всегда были третьи стороны. То есть еще во времена Советского союза, в канун конфликта, это были интересы Москвы и советского руководства, которое утверждало, что излишняя демократия и свобода ведет к этому. Они демонстрировали Карабах как негативное последствие перестройки, пытались использовать его в своих целях. Далее это были уже интересы российского руководства, которое пыталось удержать под своим контролем и Армению, и Азербайджан, попеременно снабжая ту или другую сторону вооружениями. После развала СССР это уже были интересы геополитические — и Запада, и России, и других соседей, которые в той или иной степени пытались использовать и сейчас это делают, для того, чтобы получить решения, которые устраивают в большей степени интересы этой стороны. То есть внешнее влияние присутствовало всегда.
Конфликт может быть урегулирован, если интересы России, США, Франции или ЕС будут полностью совпадать. Но так как этого не происходит, как и в других конфликтах, в том числе в Украине, то та или другая сторона пытается склонить решение вопроса в одну сторону. А при такой ситуации конфликты не разрешимы. Поэтому Минская группа — это формальность, инструмент, который лишь пытается удержать статус-кво в зоне конфликта, чтобы он не разрешался как можно дольше.
К сожалению, Карабахский конфликт из серии неразрешимых. В его основе лежат серьезные противоречия между азербайджанцами и армянами, армянами и турками. Если бы не вмешательство третьих сторон, он бы разрешился еще 20 лет назад. Логически, мирное урегулирование должно выглядеть следующим образом: Карабах получит автономию в составе Азербайджана, территории будут освобождены и эти два народа снова смогут нормально жить. Поэтому необходимо устранить те самые препятствия, которые этому мешают.
Подготовила Наталия ПУШКАРУК
Выпуск газеты №:
№59, (2016)Section
Мировые дискуссии