Кто наш друг в СНГ?
Аннексия Крыма и агрессия на Донбассе вызвала весьма противоречивую реакцию в государствах СНГ. Даже самые, казалось бы, близкие союзники Москвы оказались весьма острожными. Формально, в частности при голосовании в ООН, Беларусь и Армения поддержали Россию, другие голосовали против, третьи просто не явились на заседание.
Возникла весьма интересная ситуация. Во многих странах, в той или иной мере, имеющие противоречия с московской политикой элита высказывается большей частью весьма осторожно, а значительная часть населения под воздействием российских Первого канала, НТВ и Россия-1 занимает откровенно антиукраиснкую позицию.
Уже довольно давно узбекский лидер Ислам Каримов демонстративно дистанцируется от Москвы. Узбекистан имеет серьезные проблемы со своими соседями Кыргызстаном и Таджикистаном по распределению водных ресурсов и строительства ГЭС на реке Вахш. Формально Москва нейтральна, но фактически поддерживает соседей Узбекистана. Конечно, все это не радует Ташкент.
Узбекистан не вводил, подобно России, никаких эмбарго, но многие жители столицы под воздействием российской пропаганды не хотят покупать товары, произведенные в Украине.
Эти настроения противоречат позиции официального Ташкента, однозначно выступившего за территориальную целостность Украины. С начала 2000-х гг. республика под руководством бессменного президента Ислама Каримова вступила в ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова), а недавно в Ташкенте торжественно открылся информационный центр НАТО.
Власти пытаются как-то изменить ситуацию. Как рассказывают сотрудники государственных организаций, лекторы в последнее время стали уделять немало внимания украинским событиям. По словам сотрудника одной из таких организаций, перед Днем независимости к ним заходил лектор, который, кратко упомянув о достижениях Узбекистана, начал критиковать ополченцев и Россию. «Он намекнул, что это мнение не его личное, а самого президента Ислама Каримова».
Есть фактор, заставляющий Ислама Каримова мириться с популярностью не всегда лояльных к нему российских каналов, чье вещание он легко бы мог запретить. Это страх перед цветными революциями. В 2005 году напуганный первым киевским Майданом и революцией роз в Грузии, Каримов жестко пресек мятеж радикалов из Исламского движения Узбекистана (ИДУ) в Андижане. После этого отношения Каримова с США и ЕС испортились, и он начал сближение с Москвой.
И хотя сейчас между Каримовым и Вашингтоном наблюдается оттепель, в Ташкенте держатся настороженно, особенно в отношении исламистов, которых репрессируют по всей стране. Москва этим пользуется в своих интересах.
Аналогичные процессы происходят и в Казахстане, который в последние годы пережил целую серию ваххабитских мятежей. Хотя здесь тоже официально поддерживают целостность Украины, но выводы, которые сделали из украинских событий в Астане, в целом благоприятны для России.
Так, президент Нурсултан Назарбаев, планировавший перевести казахскую письменность на латиницу примерно через десять лет, после крымской операции резко изменил свой взгляд на языковую политику. Переход на латиницу отложен на неопределенный срок, чтобы лишний раз не раздражать Москву.
И хотя местные этнические националисты его критикуют, их позиция тоже выглядит весьма дипломатичной. Лидер Казахского Национального конгресса Адил Тойганбаев обосновал такой подход. «Путин и Порошенко обязательно помирятся, но тогда нелепо будут смотреться те, кто сделал ставку на их непримиримую войну и жестко отвел себе место в одном-единственном лагере».
Очевидно, что наибольшие огорчения Кремлю доставляет ближайший союзник — бацько Лукашенко.
Все его пассы в сторону Москвы выглядят весьма странно и даже искусственно. Зато он не стесняется и с каждым днем все чаще и злее высказывается по украинскому вопросу.
Недавно и, что характерно на встрече с представителями российских региональных средств массовой информации, белорусский лидер высказался довольно резко. «Наша позиция такова: боевые действия в Украине должны быть прекращены. Отношения с Украиной и так осложнены до крайности. Если бы не Россия, дни «ДНР» и «ЛНР» были бы сочтены».
Как обычно что-то было сказано и для ублажения Кремля. «Мы знаем, кто осуществляет ту стратегию устойчивого хаоса, которая сейчас есть в мире. Вбить клин в отношения между нашими странами пытаются извне». Надо полагать, что бацько имел в виду не Москву, а западные страны. На такие повороты не следует обращать серьезного внимания. На каждой встрече с журналистами белорусский лидер в адрес России высказывается все более резко.
На той же встрече Лукашенко фактически предъявил территориальные претензии к России. Брянское интернет-издание «ГородБ» пишет, что белорусский президент считает Брянск белорусским. Он намекнул, что Путину придется поделиться с западным соседом частями Брянской, Смоленской и Псковской областей. Как пишет упомянутое издание, более 73% его читателей не против такого территориального переустройства.
В своем большинстве руководители стран СНГ действуют весьма сдержанно, не препятствуют российской пропаганде, по крайней мере, на данном этапе. Такая позиция может быстро измениться, если Москва по каким-то причинам начнет отступать. В Кремле это прекрасно понимают, и поэтому Путин занимает жесткую позицию также и по этим причинам.
Есть и внутренние причины. За исключением Молдовы, все страны СНГ принадлежат к числу авторитарных. Внутренняя стабильность там весьма относительна, и ситуация может качнуться в любой момент. К тому же Москва не прочь заняться разжиганием межэтнических противоречий, так как практически все страны имеют весьма пестрый этнический состав. Играть на таком инструменте для Москвы — дело привычное. В Астане, Ташкенте, Душанбе такого развития событий очень опасаются и стремятся лишний раз Путина и его компанию не раздражать.
Упомянутая встреча белорусского лидера с российскими журналистами принципиально выбивается из этого ряда. Показная смелость Лукашенко не означает бесшабашности. Наоборот, в Минске прекрасно понимают, до каких рубежей они могут доходить и какие ни в коем случае не могут переходить.
Тем не менее, пространство относительной свободы бацько смог закрепить за собой. Причин такого положения, когда Москва вынуждена сквозь пальцы смотреть и, самое главное, терпеть такое поведение, казалось бы, самого близкого союзника, достаточно много. И не все они прямо связаны с Украиной.
Как ни покажется странным, но аннексия Крыма и агрессия против Украины существенно снизила возможности дестабилизации соседей со стороны России. В первую очередь Беларуси. По простой причине. Население, не очень поддерживающее украинские события, тем не менее, еще меньше настроено поддерживать возможных сепаратистов. При этом все прекрасно понимают, откуда они могут появиться в мирной Беларуси. Тем более не будут поддерживать Москву и относительно слабые белорусские оппозиционеры. Получается, что внутренней опоры у Путина в Беларуси нет.
Во-вторых. Начинать какие-либо агрессивные действия на пространстве СНГ Путин просто не может, так как немедленно последуют ответные и достаточно глубокие санкции Запада. Его недвусмысленно предупредил в Милане британский премьер Дэвид Кэмерон.
В-третьих. Военные возможности российской армии ограничены. Она серьезно увязла на Донбассе и не в состоянии начинать боевые действия против неплохо подготовленной белорусской армии. К тому же бацько уже давно почистил вооруженные силы и спецслужбы от российской агентуры. Кто успел убежать, находятся в Москве, кто не успел — тому предоставили государственное жилье с охраной и небом в сеточку. В Минске такое положение используют и демонстрируют фронду Москве.
В-четвертых. Под продвижение Украины на Запад Лукашенко хочет получить свое. Ему необходима торговля с Киевом, чтобы европейские товары из Украины поступали в Беларусь и далее в Россию. Выгода Минска очевидна, и препятствовать этому Москва не может. Приходится терпеть.
В СНГ у Украины друзей нет. Есть только партнеры. Кто ближе, например, Молдова, кто несколько дальше, как Грузия. Открыто против Путина может выступить только Кишинев и только потому, что он прикрыт Украиной. Остальные будут ждать, чем это все закончится.
Если отобьемся, то друзей будет без счета. Пока приходится рассчитывать только на себя и западных партнеров. Как сказала недавно посол одной страны Балтии в Украине, Европа поможет, если Украина начнет действовать решительно при реформировании страны. Тогда придут и военные победы. Даже без друзей из СНГ.
Выпуск газеты №:
№196, (2014)Section
Мировые дискуссии