Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Маркетинговый национализм в Китае

30 мая, 20:19
В ПОИСКАХ ПРИМИРЕНИЯ. НЕСМОТРЯ НА МАССОВЫЕ ШОВИНИСТИЧЕСКИЕ НАСТРОЕНИЯ, ПРАВИТЕЛЬСТВАМ ЯПОНИИ И КИТАЯ УДАЕТСЯ НАХОДИТЬ ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ. ТАК, ВЧЕРА В ПЕКИНЕ НАЧАЛИСЬ ПЕРЕГОВОРЫ ПО ПОВОДУ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В ВОСТОЧНО-КИТАЙСКОМ МОРЕ / ФОТО РЕЙТЕР

Существует множество объяснений яростных антияпонских протестов, вспыхнувших в Китае в прошлом месяце. С точки зрения Китая, конечно, на японском правительстве лежит вина за его нежелание принести извинения за преступления Японии во Второй мировой войне. Но и китайские СМИ сыграли постыдную роль, издавая предвзятые статьи о Японии, которые только раздували огонь.

В последние годы национализм был заметной составной частью китайских СМИ. Резкие статьи, критикующие США, Японию и Тайвань появляются с увеличивающейся частотой и занимают все более видное место. Многие считают, что за этой тенденцией скрываются действия правительства, но они слишком сосредотачиваются на риске официального влияния и тем самым упускают из вида то, как на это направление СМИ Китая подтолкнуло давление рынка.

До того, как Китай начал открывать свою экономику в 1978 году, все газеты и журналы были «партийными газетами» и «партийными журналами». Директора СМИ назначались и контролировались правительством. Журналисты и редакторы в сущности были правительственными чиновниками.

Само собой разумеется, все эксплуатационные расходы несли на себе Коммунистическая партия и государство, и никто особо не был заинтересован в зарабатывании денег. Главным было не привлекать читателей, слушателей и зрителей, а избегать политических ошибок.

Тираж газетам и журналам гарантировало правительство, которое убеждало людей «изучать партийные газеты» и заставляло рабочий класс их покупать. У радио и телевидения была та же самая целевая аудитория. За 30 лет, с момента учреждения Китайской Народной Республики, ни одно из СМИ не выпустило ни единого коммерческого рекламного ролика.

С появлением реформ Дена Сяопина, когда он объявил о разрешении быстрой маркетизации экономики, СМИ Китая изменились до неузнаваемости. Тогда как в 1978 году было только 186 газет и горстка журналов и телепередач, сегодня в Китае примерно 2 200 газет, 9 000 журналов, 1 000 радиостанций и 420 телестанций плюс быстро увеличивающееся количество кабельных телеканалов. Большинство из этих СМИ больше не получают полную финансовую поддержку правительства и должны полагаться на доход от рекламы, чтобы выжить и расти.

Какие темы больше всего волнуют потребителей? Одна из них — коррупция правительства. Поскольку экономическая несправедливость и социальный конфликт в Китае стали более острыми, обычные люди становятся все более и более недовольными. В этих обстоятельствах многие из тех, кто отвечает за коммерческую сторону китайских СМИ, расценивают критические сообщения о преступлениях и коррупции чиновников как мощное оружие в борьбе за большую долю на рынке и доходность.

Вследствие большой щепетильности историй, которые выставляют руководство Китая в плохом свете, эти популярные статьи и репортажи часто запрещаются, редакторы увольняются, а СМИ, которые печатают или пускают их в эфир, часто наказываются. В некоторых случаях их закрывают.

Ограниченные в критике руководства своей страны, а также полном и объективном освещении внутренних дел, СМИ Китая часто находят целесообразным перевести свои критически настроенные взгляды за его пределы. Это политически безопасно, поскольку критиковать внешний мир, в особенности такие страны как США и Японию, — то же самое, что восхвалять правительство Китая.

Также это еще и выгодно. В то время как положение Китая в мире продолжает утверждаться, а его жители становятся все более самоуверенными, история китайской слабости перед Западными державами и Японией составляет основу для «культуры жертвы», которая делает большинство китайцев чувствительными к любому иностранному вызову. Публикация шовинистических, антииностранных статей играет на национальной чувствительности, которая всегда находится на стадии кипения и таким образом может легко закипеть, принося очевидные выгоды для практического результата.

Светские сплетни служат иллюстрацией того, как рынок, также как и правительственная цензура Отдела пропаганды и управления прессы и публикаций, часто является ответственным за такие редакционные решения.

Несколько лет назад редакторы одного пекинского еженедельного издания, с которым я знаком, были поставлены в тупик тем, какую статью напечатать на первой странице. Выбор был между несущественной статьей, критически настроенной по отношению к Тайваню, и более важной, о вопросе внутренней политики, потенциально исторически значимой. Неспособный найти согласия среди своего персонала, главный редактор решил спросить мнение дистрибьютора газеты. Дистрибьютор не закончил среднюю школу, но он хорошо знал вкусы читателей. «Конечно же, осуждайте Тайвань», сказал он. Главный редактор подписал приказ, основываясь на этом.

В то время как сообщения, которые иногда угождают злобным националистическим чувствам читателей, зрителей и слушателей, могут помочь в получении большей доли на рынке — как и в любой другой капиталистической стране — они могут и ввести в заблуждение. СМИ могут делать деньги, но как показывают недавние антияпонские протесты, избыток такого диктуемого рынком шовинизма может навредить национальным интересам и международному положению. Как говорится в старой китайской поговорке: «Взобравшись на спину тигру, с нее трудно слезть назад».

Лиу ЦЗЯОБЯО — приглашенный ученый на последипломном курсе по журналистике Калифорнийского университета в Беркли

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать