Перейти к основному содержанию

«Мускулы Токио»

Насколько воинственной должна быть Япония?
08 июня, 00:00

Настало ли время для Японии зарядить свои орудия и встать на защиту мира во всем мире? Сама эта идея до сих пор вызывает бурный протест в Азии и не в последнюю очередь в Японии, где привязанность общественности к послевоенной «мирной» Конституции все еще очень сильна. И, тем не менее, японские вооруженные силы со скромным названием Силы самообороны вовлечены в урегулирование конфликтов во многих горячих точках региона (конечно же, не участвуя в боевых действиях) и стремятся к более активной роли в миротворческих операциях ООН. В случае, если в Азии начнется военный конфликт, Япония будет способна сделать гораздо больше, чем заполнять топливные баки.

Время для таких перемен действительно настало, поскольку многие «линии разлома» в Азии и Тихоокеанском регионе существенным образом затрагивают интересы крупных мировых держав и других государств. Именно в северо-восточной Азии сохраняются пережитки холодной войны: разделенный Корейский полуостров и враждебные взгляды через Тайваньский пролив. Юго- восточная Азия образует свою собственную уникальную геополитическую среду, где существует напряженность в отношениях между большим количеством этнических групп, культур и религий, о чем свидетельствуют, например, исламские беспорядки в Таиланде.

Помимо традиционных стратегических вопросов, появление мирового терроризма и война в Ираке укрепляют ощущение Японии, что стратегическая обстановка претерпела серьезные изменения. Задачи и обязанности Сил самообороны должны постепенно измениться и расшириться, как и их сфера деятельности.

Чистые противоположности, такие, как «военное время» и «мирное время», больше не существуют. Мир должен привыкнуть к неопределенности в области безопасности и возможности возникновения внезапных и алогичных чрезвычайных ситуаций. Японское законодательство предусматривает эти изменения, поскольку обязанности Сил самообороны в таких обстоятельствах определены достаточно четко. «Закон о специальных антитеррористических мерах» разрешает Силам самообороны принимать участие в борьбе против международного терроризма, хотя форма участия ограничивается материально-технической поддержкой.

Более того, операции и обязательства Сил самообороны больше не ограничиваются территорией Японии и прилегающими морями. Со времени направления Японией минных тральщиков в Персидский залив после войны 1991 года, Силы самообороны расширяют зону действий, выходя за пределы Японии и ее непосредственных окрестностей и принимая участие в миротворческих миссиях, многосторонних военных учениях, операциях по оказанию помощи в чрезвычайных обстоятельствах и дозаправке в Индийском океане. Части Сил самообороны были направлены в южный Ирак с целью оказания гуманитарной помощи и поддержки усилий по восстановлению страны.

Естественно, положение о неучастии Сил самообороны в наступательных военных операциях остается неизменным. Однако с расширением роли Сил самообороны они могут успешно участвовать в других военных операциях, таких, как преследование разведывательных кораблей, антитеррористические операции и миссии, направленные на предотвращение распространения оружия массового поражения и баллистических ракет. Военные корабли Японии могут быть полезны при осуществлении мониторинга над соблюдением санкций и в тралении мин. С помощью своих кораблей и самолетов Япония может спасать своих граждан, оказавшихся в опасности.

Но эти постепенные изменения в военных возможностях и политике Японии, при всей их необходимости и эффективности, могут быть долговременными и стабильными только в условиях существования национального согласия по вопросу оборонных интересов страны. Требование международного сообщества о непосредственном участии Японии в решении конфликтов в мире способствовало этому, изменив направление дебатов внутри страны. Зашедшее в тупик противостояние по поводу вопросов безопасности сдвигается с мертвой точки, и японская общественность, признавая происходящие в мире изменения, по большей части согласна с направлением Сил самообороны на выполнение международных и региональных миссий.

Каждый гражданин Японии может иметь собственное мнение, но явное большинство, похоже, сходится на том, что Япония должна играть видную роль в обеспечении международной и региональной безопасности, а также содействии экономическому развитию. Для достижения этих целей Япония должна взять на себя обязательства, сопоставимые с ее могуществом, обеспечивая при этом безопасность, спокойствие и процветание Японии и предоставляя своим гражданам возможность гордиться своим происхождением.

Достижение этих целей требует выполнения нескольких условий. Политическое руководство Японии должно быть основано на конкурентной, но стабильной политической структуре. Только политический мандат, пользующийся истинной народной поддержкой, может гарантировать предоставление народу полной информации о международных обязанностях Японии как влиятельного государства в международном сообществе.

Премьер-министр Дзюньитиро Коидзуми, кажется, понимает это, а поэтому инициирует дискуссии по вопросам безопасности и обороны, целью которых является пересмотр «Основных положений программы национальной обороны». Те, кто хранит горькие воспоминания о поведении японцев полвека тому назад, должны быть уверены, что эти дебаты посвящены вопросам сохранения мира, а не ведения войны.

Многие соседи Японии были спокойны в условиях холодной войны, когда Америка обещала защищать Японию, освобождая страну от необходимости иметь сильную армию. Односторонний характер этого союза практически никого не беспокоил, даже когда Япония была одной из многих стран, защищенных мировым щитом Америки. По мере того, как Япония процветала под американской защитой, она гордилась своим положением «гражданской» державы, используя торговлю и помощь, а не танки, для поддержания стабильности.

Но в ходе мировой войны против терроризма Америка потеряла, что вполне оправданно, интерес к тому, чтобы в одиночку нести огромное военное бремя Азии. Следовательно, Япония должна делать больше для поддержки своего союзника, а также для участия в международных миротворческих операциях в целом. Богатая и могущественная Япония в таком опасном регионе, как Восточная Азия, не может постоянно играть эпизодические военные роли. Вопрос заключается в том, будут ли японские Силы самообороны действовать рука об руку с Америкой и остальным миром, защищая мир во всем мире сейчас, или, в конце концов, им придется делать это в одиночку, защищая Японию.

Хидеаки КАНЕДА — бывший вице-адмирал японских Сил самообороны и директор Института Оказаки в Токио

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать