«Мы готовы поделиться своим опытом с украинцами»

Это мой первый визит в качестве министра юстиции в Украину — в страну, которая является другом и стратегическим партнером Грузии. Моей целью является углубление двусторонних отношений. Украина, так же как и Грузия, стремится к интеграции с Евросоюзом, путь к которой лежит через демократические реформы. Поэтому для нас очень важен опыт Украины в сфере верховенства закона и государственного управления. В свою очередь наших украинских коллег интересуют те реформы, которые проводит новое правительство Грузии.
Мы готовы поделиться своим опытом с украинцами. Например, с точки зрения развития и упрощения государственных сервисов, для них представляет большой интерес знакомство со спецификой работы домов юстиции. У нас будет презентация модели Дома юстиции, который опирается на принцип одного окна. То, что гражданин получает все услуги в одном помещении, причем быстро и качественно, то, что он может получить паспорт в ускоренном порядке за 15 минут, действительно является показателем успеха.
Прошел всего один год после парламентских выборов 2012 года, но за это время Министерство юстиции стало инициатором важных изменений. Часть этих инициатив уже стала законом, над частью из них работа все еще продолжается. Одной из первых реформ, проведенных Министерством юстиции в период моего руководства, является реформа правосудия. Ее первый этап уже осуществлен.
Мы приняли демократические правила выборов членов Совета юстиции, которые были одобрены Венецианской комиссией; провели выборы судей — членов Совета юстиции — с соблюдением демократических правил, в результате чего четыре члена Совета, которые не являются судьями, парламент выбрал из представителей общественности; дисциплинарная комиссия отделена от Совета юстиции, укомплектована членами Совета — судьями и представителями общественности, что создало основу для беспристрастности Коллегии в процессе осуществления дисциплинарного преследования судей.
Реформа правосудия дала толчок началу процесса демократизации судебной системы, была создана альтернативная ассоциация судей, судьи активно включились в дискуссии по законодательным проблемам, стоящим перед государством; в залы суда вернули телевизионные камеры, в результате чего судебные процессы стали подконтрольны общественности.
Уже подготовлен и в сентябре будет представлен парламенту пакет законодательных изменений, отражающих второй этап реформы системы правосудия. Это предусматривает новые регуляции в деле назначения и продвижения судей, распределения между ними дел, в процедурах командировки судей. Пост председателя суда становится выборным, он больше не будет назначаться, что является шагом вперед на пути к демократизации судов; изменится и порядок распределения дел, он станет случайным; судьям для назначения на должность придется пройти конкурс; будут ограничены административные санкции, устанавливаемые председателями судов. Во время командировки судей станет обязательным их согласие.
В результате реформы произошло разделение Министерства юстиции и прокуратуры. Министр юстиции более не является должностным лицом, обладающим функциями генерального прокурора. В качестве политической фигуры он уже не вмешивается в осуществление прокурорских полномочий, в ход какого-либо уголовного дела. Благодаря этому главный прокурор страны реально приобрел соответствующие его должности полномочия. Совсем скоро Генинспекция Министерства юстиции будет подчиняться министру юстиции, а Генинспекция Главной прокуратуры — главному прокурору.
Мы расширили юрисдикцию суда присяжных. Теперь бывшие высшие должностные лица также смогут пользоваться этим институтом. Обществу дается возможность активнее включиться в осуществление правосудия, а вердикт, вынесенный присяжными, отличается более высоким уровнем доверия.
Уголовное законодательство стало более либеральным. Мы упразднили принцип безусловного сложения наказания при совокупности преступлений и ввели принцип поглощения более тяжким наказанием менее тяжкого. В то же время на законодательном уровне выросли права стороны защиты, осуществляются изменения с целью упрочения при судебном рассмотрении принципов состязательности и равноправия сторон.
Мы начали работать над созданием кодекса правосудия несовершеннолетних, который объединит нормы уголовного, материального и процессуального прав. Благодаря этой инициативе в Грузии создается система правосудия несовершеннолетних европейского стандарта, которая основана на принципах ООН по защите прав ребенка. Дети по своему физическому и психологическому развитию отличаются от взрослых. Система права должна, насколько это возможно, учитывать эти различия. Кодекс объединит в себе процессуальную и исполнительную части, и, что самое главное, в нем будет оговорено, что в делах несовершеннолетних будут принимать участие профессионалы, знакомые со спецификой работы с детьми, которые имеют проблемы с законом.
Уже вошел в силу инициированный Министерством юстиции Кодекс труда. В процесс его разработки были включены все заинтересованные лица. Этот процесс заложил основу противоборству мнений между бизнесом и государством, бизнесом и профсоюзами, профсоюзами и государством вокруг одного общего дела, вокруг такого закона, который касается всех и никого не оставляет равнодушным. Во время работы над законодательными изменениями большую помощь нам оказали Бизнес-ассоциация, Торговая палата Америки в Грузии, Объединенная федерация профсоюзов, Ассоциация работодателей Грузии и др. В результате мы получили трудовое законодательство, в котором сбалансированы интересы работодателя и работника. Изменение трудового законодательства еще на один шаг приближает нас к западному сообществу, частью которого мы, в конечном итоге, должны стать.
В этом направлении в ближайшем будущем будет сделан еще один шаг. Министерство юстиции уже работает над новым пакетом изменений, предусматривающим защиту прав женщин. Для нас как для маленького государства очень важно учитывать в трудовом законодательстве права женщин, так как это напрямую связано с демографическими вопросами и ростом рождаемости.
СПРАВКА «Дня»
Тея ЦУЛУКИАНИ — в 1992 году окончила Лионский лицей имени Ампера (Франция). В 1997 году с отличием окончила факультет международного права и международных отношений Тбилисского государственного университета имени Иванэ Джавахишвили. Параллельно училась в Дипломатической академии министерства иностранных дел Грузии, которую окончила в 1998 году. В 2000 году окончила французскую Национальную школу администрации (Ecole nationale d’Administration, ENA).
Выпуск газеты №:
№181, (2013)Section
Мировые дискуссии