Перейти к основному содержанию

Назарбаев решил делиться властью

В Казахстане обсуждают изменения конституции
31 января, 10:12
ФОТО РЕЙТЕР

В Центральной Азии наступило время персональных изменений лидеров государств. Уходит поколение советских руководителей, которые возглавили среднеазиатские республики на закате СССР.

Первым ушел Туркменбаши Сапармурат Ниязов в декабре 2006 года, недавно в Узбекистане Шавкат Мирзияев сменил Ислама Каримова. Аналогичные проблемы встают и перед руководством Казахстана.

Процесс передачи, а вернее наследования власти в Центральной Азии был весьма сложен и часто болезненным. Исключение представляет только Киргизия, пережившая революционное свержение Аскара Акаева и Курманбека Бакиева. В остальных четырех государствах сформировалась сверхпрезидентская структура власти. В каком-то смысле такая централизация и сведение всего к одной фигуре лидера помогла преодолеть клановый и племенной раскол, в том числе и по географическому признаку. Однако далось это ценой потери многих необходимых элементов развития.

Для большинства государств Центральной Азии характерно наличие нефтяной или газовой иглы. При высоких ценах на них элиты под бдительным оком президентов делили нефтяную и газовую ренту. Начиная с известного времени ситуация принципиально изменилась, и борьба за доступ к ресурсам ужесточилась.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев остался единственным в Центральной Азии из бывших членов политбюро ЦК КПСС. Это становится проблемой, ведь ему уже 76 лет и вопрос власти приобретает особую остроту.

БОЛЕЗНЕННЫЙ ТРАНЗИТ

О предстоящих изменениях в структуре власти Назарбаев предупреждал еще в марте прошлого года. И вот 25 января казахстанские национальные каналы срочно поменяли программу вещания. Со специальным обращением к народу выступил президент страны.

Он изложил суть конституционной реформы, которая по его словам заключается в перераспределении власти между президентом, правительством и парламентом. 

Как опытный политик Назарбаев прекрасно отдает себе отчет в сложностях транзита власти в его стране. Хотя внешне после ухода Каримова в Ташкенте передача власти прошла спокойно, на самом деле борьба кланов и была достаточно острой. То, что обошлось без открытого противостояния связано с двумя обстоятельствами.

Во-первых, руководитель спецслужб Иноятов сумел предотвратить события по типу андижанских и показал, что не остановится перед применением силы. Во-вторых, был достигнут хотя бы временный компромисс между ташкентским, бухарским, самаркандским и ферганским кланами. Все понимают опасность расшатывания внутриполитической ситуации, сумели договориться и произошел мягкий переход власти в другие руки. 


ФОТО РЕЙТЕР

При всей внешней похожести Казахстана и Узбекистана в первом ситуация значительно отличается. Кланы, в казахском случае — жузы, значительно сильнее и контролируют серьезные ресурсы. Как показали выступления против власти в Жанаозене, не обошлось без деструктивной роли западного жуза недовольного распределением прибылей от добычи нефти.

Не так давно страну буквально сотрясали выступления по так называемым земельным вопросам. Люди протестовали против продажи земельных участков иностранцам. Волнения носили явный антикитайский характер и оказались для власти совершенно неожиданными. Пришлось отступить и запретить в законодательном порядке продавать землю иностранцам и даже давать ее в аренду на длительные сроки. И здесь не обошлось без влияния жузов. Еще одно существенное отличие Казахстана от соседнего Узбекистана. Каримов сделал все, чтобы в стране не появились олигархи. Единственным таким была его семья и с этим было очень много проблем. В Казахстане есть влиятельные олигархи и это принципиально меняет ситуацию в смысле транзита власти. Следует учитывать не только клановые, но и олигархические интересы, а они не всегда совпадают.

Антиправительственные выступления в Казахстане имели место еще при советской власти. После назначения на высший партийный пост в республике присланного из Москвы Колбина в Алма-Ате и других городах прошли массовые акции протеста. Центр пошел на уступки, Колбина отозвали, Назарбаева назначили. Были и другие подобные примеры. Отметим, что в последнее время участились выступления исламистов. Все это показывает, что страна нуждается в переменах. Остается понять каких.

О том, что подготовка к анонсированным изменениям проходит очень непросто показывает волна арестов и отстранений, буквально захлестнувшая страну.

В конце декабря 2016 года был арестован бывший председатель Комитета национальной безопасности (КНБ) Казахстана Нартай Дутбаев, в середине января — заместитель главы администрации президента (АП) Баглан Майлыбаев, несколькими днями ранее — министр экономического развития Каундак Бишимбаев. Их обвиняли в коррупции и продаже за рубеж секретных сведений. В начале января 2017 года на пенсию отправили посла Казахстана в трех балканских странах, в прошлом главу АП Аслана Мусина.

Это весьма знаковые аресты, означающие жесткую борьбу у подножия трона. Отметим еще одно крайне важное обстоятельство, ярким выражением которого стал Куандак Бишимбаев.

В 1993 году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев учредил специальную международную стипендию «Болашак» (Будущее). Цель ее — дать талантливой молодежи возможность получить образование за рубежом в престижных университетах. Предполагалось, что участники этой программы, прозванные в народе болашакерами, станут новой политической элитой Казахстана. По идее возвратившиеся в страну молодые и образованные люди должны были образовать слой подготовленных менеджеров и инженеров, готовых взять управление страной. Не в последнюю очередь, именно они были призваны нивелировать в значительной степени влияние жузов и олигархата.

Арест Бишимбаева в известной мере ударил по авторитету программы, хотя и ранее слово «болашакер» стало употребляться в ироническом смысле. Все чаще получившие хорошее заграничное образование люди становились фигурантами коррупционных дел. Для противостояния коррупции одного даже хорошего образования оказалось мало. Система подмяла под себя тех, кто должен был создать основу для ее замены или реформирования.

Как и следовало предполагать, в Казахстане транзит власти происходит достаточно сложно и болезненно. Элита не проявляет признаков желания искать компромисс для периода «после Назарбаева», что значительно усложняет стоящую перед президентом задачу.

КОСМЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Вообще анонсирование плавного перераспределения полномочий стало своего рода национальной забавой. Некоторое время назад была создана комиссия по демократизации и проведения политической реформы. Было много заявлений на этот счет, но все свелось к дальнейшему усилению президентской власти. 

На этот раз реформированием занимается рабочая группа, которая и разрабатывает систему перераспределения полномочий между ветвями власти. С должности посла в России отозван Марат Тажин, который назначен заместителем руководителя администрации президента и куратором деятельности рабочей группы.

По мнению директора Группы оценки рисков Досыма Саптпаева, это связано с разочарованием президента Назарбаева проведением внутренней политики. Долгое время не решались застарелые накопившиеся проблемы, а с ними возникают новые, растет социальное напряжение, которое усиливается сложной экономической ситуацией как в стране, так и в мире.

Рабочая группа наработала проект изменений конституции, который выносится на всенародное обсуждение. Скорее всего, по его результатам, а в их положительности сомневаться не приходится, парламент будет принимать соответствующее решение. Возможно вынесение на всенародный референдум, но в данных условиях это чисто технический аспект. 

В предлагаемых изменениях конституции существенно повысится роль парламента в формировании правительства, которое будет слагать полномочия перед мажилисом — нижней палатой парламента. Как считает Назарбаев, это позволит перейти к полной ответственности правительства за реализацию государственных программ, следить за исполнением которых будет парламент. С президента также снимается право приостанавливать действие правительственных актов, тем самым расширяя полномочия правительства в реализации государственных программ.

Другими словами, за экономику и социальную ситуацию будут отвечать правительство и парламент, а президент оставляет за собой внешнюю политику, международные связи, безопасность страны, поддержание взаимосвязей и нормальной работы между всеми ветвями власти.

Неоднократно Назарбаев говорил, что хочет стать, подобно Дэн Сяопину, верховным арбитром, чтобы разводить в стороны готовых вцепиться в друг друга противоборствующие группировки.

При этом даже в случае принятия предлагаемых изменений Назарбаев от власти отказываться не собирается. Несколько месяцев назад он сказал, до 2020 года точно останется на посту, а там, как говорится, видно будет. Как считает Досым Сатпаев, «Это все указывает на то, что президент еще думает над моделью того, как можно передать власть — полной уверенности в будущем у него нет. Конечно, не все слова президента реализуются в полной мере — он может остаться и после 2020 года, — но в наших реалиях и три оставшихся года с учетом возраста Назарбаева — большой срок, может случиться любой форс-мажор».

СУЩЕСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА И СТАБИЛЬНОСТЬ

Казахский эксперт также отметил в комментарии «Дню», «что распределение полномочий — первый этап в сторону подготовки передачи власти в Казахстане, которое связано с тем, что президенту все равно скоро придется определяться, кто будет возможным приемником и какие политические институты будут поддерживать этого приемника. И как раз перераспределение полномочий между президентом, правительством и парламентом говорит о том, что один из таких институтов должен быть парламент. Но, к сожалению, нынешний парламент Казахстана неэффективный, непопулярный и неавторитетный. Кроме всех попыток президента  отдать полномочия парламенту, необходимо и сам парламент переформатировать. Возможно, провести реформу избирательной системы, изменение партийного законодательства, чтобы парламент отстоял конкуренцию электоральных партий, не имеющих поддержку вовсе. Тогда те полномочия, которые парламент получит, будут использоваться более эффективно. Сейчас, скорее всего, те полномочия, которые приобретет парламент, не будут полностью реализованы, как это ожидается».

Сатпаев считает, что существующая в Казахстане президентская система обеспечила некую стабильность в стране. «Это в какой-то степени было связано с тем, что президент был гарантом стабильности, гарантом того, что система в какой-то степени работала более-менее эффективно. Но недостатком является то, что она сильно завязана на действующем президенте. И никто не даст гарантии, что с его уходом система будет работать эффективно, обеспечивая стабильность. И кроме президентской вертикали нет других сильных политических институтов. Это нас ослабевает и в этом есть много рисков, о которых в Казахстане сейчас говорят больше и больше», — подчеркнул эксперт.

Передача полномочий в такой форме, которая предлагается в Казахстане, носит в значительной мере формальный характер. Культ личности Назарбаева нисколько не уменьшается, наоборот, только увеличивается.

Еще в конце прошлого года на внеочередном совместном заседании обеих палат парламента было принято единогласное решение о переименовании столицы страны Астаны в честь нынешнего президента Нурсултана Назарбаева. Такие решения принимались и раньше, но сам лидер выступал против. Теперь ситуация изменилась и ориентировочно к его 80-летию в 2020 году такое переименование состоится.

Такое вот сопровождение к изменению конституции с целью, как заявлено, демократизации.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать