Перейти к основному содержанию

Новая норма Европы

Или Что может в Украине высвободить огромные трансформационные силы
06 мая, 10:02
ФОТО РЕЙТЕР

Десять лет назад десять стран присоединились к Европейскому Союзу. Сегодня Кипр, Чешская Республика, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия и Словения являются общепризнанными в качестве полностью интегрированных европейских стран. Чрезвычайные политические трансформации, приведенные в движение падением Берлинской стены в 1989 году, а затем мирный и затяжной процесс вступления в ЕС привели к новому нормальному состоянию — свободному в своей сути от политических и экономических искажений холодной войны.

Украина сейчас ступает на этот путь — без обещания полного присоединения. В эту годовщину, когда эра геополитической напряженности опять опускается на европейский континент, стоит напомнить себе, что новое нормальное состояние означает для стран, присоединившихся к ЕС десять лет назад, и что это может означать для Украины.

«Отсутствующий средний класс» Европы, который выхолостил Железный занавес, был возобновлен. В регионе процветала торговля, естественно тяготея к ЕС, наибольшему рынку в мире. Инвестиции двигались в противоположном направлении: от стран с крупным капиталом к странам, где недоставало капитала, как предполагает экономическая теория.

Сравнение Польши и Украины подчеркивает разницу, являющуюся результатом членства в ЕС. В 1989 году в Польше и Украине был приблизительно одинаковый уровень жизни; сегодня поляки в три раза богаче. Разрыв в доходах между Польшей и Западной Европой сегодня меньше, чем это было в какой-либо момент после 1500 года.

Учитывая, что совокупный ВВП ЕС в восемь раз больше, чем в России, мы можем ожидать, что путь к нормальному состоянию для Украины будет означать доминирование ЕС во внешней торговле страны. Но это не означает полный разрыв с Россией, вес которой в польском экспорте утроился с 2004 года. Учитывая географическую близость и промышленную кооперацию, потенциал для торговли между Россией и Украиной намного больше.

Но новое нормальное состояние — это также демократия и достоинство. Трудно представить себе, что происходящее в данный момент в социальной ткани на востоке Украины могло произойти в Польше.

Вступление в ЕС, несомненно, способствовало исключительной институционной трансформации Польши. Как и Украина, Польша страдала от широко распространенной коррупции в первые годы после краха коммунизма. Но сегодня она занимает более высокие показатели, чем многие старые члены ЕС, в рейтинге коррупции. Болезненное приближение к правилам ЕС и регуляторным нормам, которые помогли Польше стать нормальной европейской страной в конце 1990-х годов, даст Украине перспективу обуздания собственных демонов взяточничества, кумовства и непотизма.

Кроме того, Польша выиграла от доступа к огромным фондам ЕС, привлекши за последние десять лет в собственную экономику более чем 92 млрд евро. Потоки капитала в частный сектор также были намного больше по всей Центральной и Восточной Европе благодаря привлекательным условиям для прямых иностранных инвестиций, большая часть которых включает долгосрочные проекты с сопутствующими выгодами, — как передача знаний и внедрение лучших международных практик.

Создание такого рода нормального положения в Украине может высвободить огромные трансформационные силы. Но это стремление, как мы все знаем, сейчас находится в серьезной опасности. И цена его исчезновения может быть высокой не только для Украины, но и для стран Центральной и Восточной Европы.

Во-первых, из-за санкций, направленных против российской экономики, переживающей проблемы, возобновленные торговые связи становятся источником уязвимости для этих стран. Компании, являющиеся активными на российском рынке, уже сообщают о проблемах с поиском финансирования, а также о том, что трансграничные инвестиции откладываются.

Влияние выходит за рамки краткосрочной торговли и инвестиций. Дорогие быстрые решения относительно повышения энергетической безопасности вытесняют другие важные приоритеты в Центральной и Восточной Европе, например, долгосрочные инвестиции в высшее образование, научные исследования и столь необходимые улучшения устаревшей системы здравоохранения. И «мирные дивиденды» после 1989 года, которые помогли создать фискальное пространство, испаряются, поскольку страны региона и за его пределами воспринимают необходимость увеличения расходов на оборону.

Пока европейские лидеры обдумывают свои дальнейшие шаги и рассуждают, как реагировать, украинцы должны тщательным образом изучить, что они получат, если будут двигаться по пути экономических и институционных реформ в направлении европейского нормального положения. В то же время страны Центральной и Восточной Европы заслуживают поддержки ЕС в своих усилиях относительно сокращения их уязвимости.

Проект Синдикат для «Дня», перевод Мыколы СИРУКА, «День»

Эрик БЕРГЛОФ — главный экономист Европейского банка реконструкции и развития.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать