Об особенностях канадского мультикультуризма
Ариф Вирани: «Я верю в поддержку Украины, я являюсь ее сторонником»Депутат канадского парламента, парламентский секретарь министра наследия Канады Ариф Вирани на днях впервые посетил Украину. Он, в частности, провел переговоры с уполномоченным по правам человека, министром обороны, встретился с лидерами крымскотатарского народа Джемилевым и Чубаровым. В День независимости он присутствовал на параде. До интервью «Дню» стало известно, что в офисе канадского депутата, который, кстати, выступал в канадском парламенте в вышиванке, стоит флаг Украины. Поэтому разговор с канадским депутатом мы начали с вопроса, когда он установил этот флаг в своем офисе в Торонто.
— Этот флаг я установил сразу после избрания меня депутатом. И сделал это потому, что верю в поддержку Украины, я являюсь ее сторонником, в моем избирательном округе почти 9 тыс. украинцев. И потому я довольно часто встречаюсь с ними. В моем офисе часто бывают избиратели, в частности украинцы. Например, я принимал министра культуры Украины Нищука, который был с визитом в Канаде.
— Пан Вирани, когда вы впервые узнали о нашей стране и поняли, что она собой представляет?
— Это случилось за последние пять лет, когда я стал заниматься политикой. У меня были достаточно хорошие учителя, в частности Христя Фриланд, которая вам известна. Она научила меня отличать вареники от пирогов. И для меня было очень важно понять это отличие (смеется).
Думаю, что работа, которую я выполняю в Канаде, пропагандирование мультикультуризма, является важной и в вашей стране. Это означает поддержку нашего разнообразия и знаний о разных культурах, этнических и религиозных отношениях. И этому мы способствуем в Канаде. Это помогает растопить лед в развитии отношений между разными культурами. Я пытаюсь говорить со своими избирателями на их языке. Например, на тибетском языке с выходцами из Тибета, на хинди с выходцами из Южной Азии. Соответственно, с выходцами из Украины и Польши на украинском и польском языках. Благодаря этому у вас развиваются полезные навыки.
— Так вы знаете много языков?
— Нет, только несколько. Я говорю на английском и французском языках, достаточно хорошо на хинди, суахили, знаю несколько слов на польском, украинском и тибетском языках.
«ТО, ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ В КАНАДЕ, МОЖЕТ БЫТЬ ПРИМЕНЕНО В УКРАИНЕ»
— Как вам удалось интегрироваться в канадскую культуру или окружающую среду? Я читал, что вы родились в Уганде и эмигрировали оттуда в Канаду.
— Да, вы правы. Думаю, как и многие канадцы, я приехал откуда-то. Канада является страной, которая принимала и будет принимать иммигрантов. Как это было в случае с украинцами, которые иммигрировали в Канаду 170 лет назад. Канада до сих пор принимает беженцев. Я был еще ребенком, когда моя семья была вынуждена покинуть Уганду, и Канада открыла двери для меня, моей семьи и тысяч других угандийцев и представителей Южной Азии. Мои предки являются выходцами из Южной Азии. Многие индийцы, которые жили в Гане, Кении и Уганде, в 1972 были высланы правительствами этих стран. Кое-кто выехал в Индию, кто-то в Пакистан, Англию, Америку, а семь тысяч в Канаду. И я был частью семи тысяч.
По моему мнению, красота Канады заключается в том, что в значительной мере это страна возможностей. У меня коричневая кожа, я мусульманин, выходец из Южной Азии, беженец. Но я учился в государственных школах, закончил два университета, стал адвокатом по специализации права человека. И в 2015 году меня избрали депутатом. Но в этом нет ничего странного. В том году четыре беженца были избраны в канадский парламент. 41 новоизбранный член Палаты общин родился не в Канаде, а в разных частях света.
Это великое наследие Канады и свидетельство того, что это земля возможностей и вы можете здесь стать, кем хотите.
Во время встреч здесь я заметил, что Украина развивается, модернизируется, становится все более интегрированной в евроатлантическое пространство. И с этим также приходит открытость, которая является хорошим делом, хотя вместе с этим возникают новые проблемы. У меня была очень хорошая встреча с Мустафой Джемилевым и некоторыми другими лидерами крымскотатарского народа. Мы говорили о канадском подходе к культурному разнообразию и о том, как, то, что мы делаем в Канаде, может быть применено в Украине. И в этом я вижу большие возможности для вашей страны.
«РАЗНООБРАЗИЕ И ОТКРЫТОСТЬ»
— Пан Вирани, я видел на вашей странице в Twitter, как вы дискутировали с неким месье Бернье. Можете рассказать, о чем шла речь и в чем заключалась суть дискуссии?
— Вы очень хорошо разбираетесь в канадской политике. Проблема с господином Бернье заключалась в следующем. Буквально несколько дней назад он вышел из консервативной партии Канады. А до этого на протяжении трех недель подвергал сильной критике, как он отметил, экстремальную мультикультурность. Он также раскритиковал политику нынешнего правительства Джастина Трюдо по укреплению разнообразия и акценте на нашем разнообразии как источнике силы.
Я со своей стороны говорил о том, что наше разнообразие и наш мультикультуризм не может быть партийным делом и политической проблемой. Это национальная проблема, которая существует с 1960-х годов, когда канадец украинского происхождения, член парламента Пол Юзик придумал этот термин. Он, в частности, сказал, что Канада — это не только страна коренных народов. Поэтому речь не может идти только об англичанах или французах, а о разных мультикультурах со всего мира, польского, немецкого и украинского народа, представители которого поселились здесь более сотни лет назад и сделали очень много для развития страны.
Ариф Вирани: Хочу подчеркнуть роль Канады в поддержке Украины и отметить, что отношения между нашими странами похожи на семейные отношения. И многие украинцы удивлялись, как такой человек, как я, имеющий индийское происхождение, беженец-мусульманин, демонстрирует такую поддержку Украины. Это для меня несложно, потому что многие канадцы украинского происхождения, которые являются активными сторонниками вашей страны, рассказали мне об этих проблемах. И потому это делать достаточно легко, нужно просто пытаться защищать гражданские свободы и принципы, выступать в защиту политических диссидентов
Это страна, в которую я верю и в которую верят почти все канадцы. Интересным в дискуссии с господином Бернье было то, что название этой политике в начале 1960-х годов дал сенатор-консерватор. А премьер-министр, либерал Пьер Трюдо объявил ее официальной в 1971 году, подписав закон о мультикультуризме. И поэтому абсолютно неправильно, когда Бернье называет эту политику либеральным партийным проектом. Ведь мультикультуризм означает разнообразие, открытость и возможность для таких людей, как я, воспользоваться преимуществами возможностей и делать вклад в нацию.
«МОЯ МАМА ПОСОВЕТОВАЛА НАЧАТЬ ЧТЕНИЕ ГАЗЕТ С ПЕРВОЙ СТРАНИЦЫ...»
— Хочу процитировать ваш другой твит, который вы написали к 75-летию вашей мамы Сул, которая «поощрила вас прекратить читать спортивные страницы и начать чтение газет с первой страницы». Как вы можете это прокомментировать?
— (Смеется.) Вы провели много хороших исследований. Как и у большинства людей, мама занимает особое место в сердце. Думаю, это особенность каждого в мире. Моя мама невероятная женщина. Она всегда поощряла меня к чтению. Но в какой-то момент моя мама сказала (это было в четвертом или пятом классе), что я читаю только о хоккее, теннисе и футболе, и посоветовала начать чтение с первой страницы газет. Она меня познакомила с такими вещами, как политика, правительство, текущие проблемы, внутренняя и международная политика. И это стало для меня чем-то вроде прозрения, и после этого я стал много читать, начав с книги о бывшем премьер-министре Пьере Трюдо. В конечном итоге я начал изучать политику, поступил в университет, и через 20 лет я баллотировался на должность депутата. А когда вы боретесь за должность депутата в Канаде, вам нужно вести сильную кампанию и беседовать со многими людьми, стучать во многие двери. И моя мама вместе со мной стучала во многие двери.
И даже сегодня, когда я встречаюсь с людьми из моей общины, как, например, с канадцами украинского происхождения, они спрашивают не как у меня дела, а как моя мама? (Смеется.) Другими словами, она произвела впечатление на меня и избирателей моего избирательного округа.
— Известно, что в последнее время сложились напряженные отношения между вашей страной и Саудовской Аравией. Говорили ли вы на эту тему здесь, в Украине, чтобы выяснить позицию нашей страны, на чьей стороне она?
— Не прямо, но я говорил на эту тему. Я могу сказать, что я горжусь тем, что мы занимаем позицию, которая базируется на ценностях в нашей внешней политике, дипломатии. Думаю, аналогией здесь может стать то, что на протяжении трех-четырех недель после инцидента с саудитами, сильного заявления премьер-министра и министра Фриланд вы услышали сильные заявления об Олеге Сенцове, которого неоправданно осудили в России за деятельность в Крыму. Это показывает, что наш подход является последовательным и мы придерживаемся наших принципов. Очевидно, то, что произошло с саудитами, было местью нам, но мы не отступили от нашей принципиальной позиции, которая оставалась неизменной в течение многих лет, в отношении семьи Бадави, которую преследуют в Саудовской Аравии.
Я этим горжусь и могу сказать, что мы будем продолжать такой же подход, который базируется на ценностях и в отношении Сенцова и Владимира Балуха. И я обсуждал это с уполномоченной по правам человека пани Денисовой в первые часы моего визита в Украину. На следующий день на встрече с лидерами крымскотатарского народа Джемилевым, Чубаровым мы говорили о продолжении борьбы за базовые свободы, гражданские права политических диссидентов.
«Я ОБСУЖДАЛ ПОДГОТОВКУ СОГЛАШЕНИЯ ОБ ОБЩЕМ АУДИОВИДЕО-ПРОИЗВОДСТВЕ»
— А как относительно практического сотрудничества между нашими странами. Обсуждали ли какие-то новые соглашения во время вашего пребывания в Киеве?
— Я в качестве парламентского секретаря министра наследия Канады обсуждал подготовку Соглашения об общем аудиовидеопроизводстве, совместном производстве фильмов и телепрограмм в обеих странах. Речь идет о предоставлении преференций в экономическом и налоговом плане, чтобы аудиопроизводство, к которому будут привлечены украинцы, которые будут работать в Канаде, рассматривалось как внутреннее, и, соответственно, привлечение канадцев, которые будут работать в Украине, также считалось внутренним производством.
У нас есть 56 подобных соглашений во всем мире, и в настоящий момент мы разрабатываем подобное соглашение с Украиной. Я встречался здесь с министром культуры Нищуком и понял, что украинская сторона очень заинтересована в этом соглашении.
Хочу подчеркнуть, что мы очень гордимся, что находимся здесь вместе с канадскими военными, которые принимают участие в операции UNIFIER.
По моему мнению, существует много других способов для развития Украины, поддержки гражданского общества, управления, верховенства права, обучения. А также существует вопрос рассказа об украинской истории, экономическом и политическом развитии Украины. И мы можем сделать это через принятие Соглашения об общем аудиовидеопроизводстве.
Мы знаем, что вчера (интервью записывалось 25 августа. — Авт.) американцами и украинцами обсуждалась другая тема, которая касалась проведения в вашей стране в 2019 году парламентских и президентских выборов. В Канаде также в следующем году состоятся парламентские выборы. И влияние, кибератак, цифрового вмешательства в выборы очень угрожает, в частности здесь, в Украине, которая стала чем-то вроде лаборатории. Люди, с которыми я встречался, говорили мне, что россияне будут использовать эту технику в Украине перед тем как применить ее на Западе.
Мы уже знаем, что такое вмешательство имело место в западных странах. Поэтому я думаю, важно гарантировать, что выборы в Украине будут честными, так как это поможет Украине, а также западным странам, как Канада, подготовиться к потенциальному вмешательству, которое может произойти здесь, а также в Канаде. И эту тему мы обсуждали в последние два дня.
— Обсуждали ли вы поставки Украине канадского оружия или организацию совместного производства вооружений? Я знаю, что 23 августа вечером вы встречались с министром обороны Украины Полтораком.
— Да, я встречался с ним и генерал-лейтенантом Петренко, они оба оценили поддержку Канады. Напомню, что в декабре прошлого года мы внесли Украину в список стран, в которые канадские производители могут экспортировать оружие. И примером этого является реализация соглашения о поставке снайперских винтовок в Украину. Кроме того, мы продолжили операцию UNIFIER.
«ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ НАШИМИ СТРАНАМИ ПОХОЖИ НА СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»
— Подводя итог, что, по вашему мнению, должен сделать Запад, США, ЕС, чтобы Россия, Путин, дала задний ход своим действиям в Крыму и на Донбассе, как это предусматривалось после введения западных санкций, которые инициировал еще в 2014 году президент Барак Обама?
— Думаю, что это нужно делать на многих уровнях. Мы должны продолжать гарантировать, чтобы господин Путин знал, что Запад наблюдает за его действиями; что Запад не забыл об Украине и, более того, готов принять законодательство, которое позволяет ему имплементировать более жесткие санкции; что Запад готов поддерживать Украину, сохранять солидарность и поддержку; что Запад будет также говорить о политических узниках, судьбой которых я обеспокоен. И мой разговор с пани Денисовой, Мустафой Джемилевым является подтверждением этого.
Если мы не будем держать это в фокусе, если Путин увидит, что мир не наблюдает, то он будет делать даже еще более зловещие вещи. Поэтому мы должны гарантировать, что весь мир наблюдает за его действиями. И также мы должны показать другим союзникам, которые чувствуют угрозу, что мы работаем вместе с британцами, немцами, американцами, гарантируя безопасность балтийским странам. Но это не должно ограничиваться лишь этим, а также охватывать и Украину.
— Считаете ли вы, что политика Трампа, администрация которого вводит все более жесткие санкции против России, продала Украине противотанковые комплексы Javelin и увеличила военную помощь Киеву, может повлиять на поведение Путина?
— Я не могу комментировать действия администрации США. Но я могу сказать вам о другом. Я говорил здесь с американцами на протяжении последних двух дней, и они мне сказали, что верят в поддержку Украины и считают, что это нужно делать согласованно с другими западными союзниками. И это очень хороший знак и очень сильный.
С другой стороны, хочу подчеркнуть роль Канады в поддержке Украины и отметить, что отношения между нашими странами похожи на семейные отношения. И многие украинцы удивлялись, как такой человек, как я, имеющий индийское происхождение, беженец-мусульманин, демонстрирует такую поддержку Украины. Это для меня несложно, потому что многие канадцы украинского происхождения, которые являются активными сторонниками вашей страны, рассказали мне об этих проблемах. И потому это делать достаточно легко, нужно просто пытаться защищать гражданские свободы и принципы, выступать в защиту политических диссидентов. Дуже дякую. (завершил пан Видани интервью по-украински).
Выпуск газеты №:
№152, (2018)Section
Мировые дискуссии