Перейти к основному содержанию

«Один пояс — один путь»

Какие перспективы открывает перед Украиной реализация евразийской транспортно-логистической инициативы Республики Корея и КНР
22 ноября, 12:25
Фото з відкритих джерел

Стремительные процессы интернационализации и глобализации мировой экономики и торговли, которые происходят на протяжении последних десятилетий, а также рост взаимозависимости экономик разных стран стали толчком для налаживания устойчивых взаимосвязей между отдельными странами и формирования единых транспортно-логистических систем в долгосрочном периоде.

Динамичное развитие Республики Корея (РК) и Китайской Народной Республики (КНР), а также потребность в расширении их представленности на рынках европейских стран активизировали товаротранспортные потоки между Азией и Европой, а также обусловили интенсификацию развития существующих транспортных систем и необходимость создания, в том числе и на их основе, новых трансконтинентальных сухопутных коридоров. Заметными составляющими процессов в этой сфере, которые привлекают все большее внимание не только стран Евразии, но и других континентов, стали «Евразийская инициатива» (Eurasia Initiative) президента РК Пак Гын Хе и инициатива председателя КНР Си Цзиньпина «Один пояс — один путь» (One Belt, One Route), создание экономического коридора вдоль древнего Шелкового пути — «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века», а также в определенной степени концепция нынешнего премьер-министра Японии Синдзо Абэ (Quality Infrastructure Investment).

Объявляя «Евразийскую инициативу» в рамках международной конференции «Глобальное сотрудничество в эпоху Евразии» (октябрь 2013 г., Сеул) президент РК Пак Гын Хе отметила, что «новая эпоха должна быть вновь открыта путем объединения Евразии в единый континент» с целью создания мирного сообщества на основе экономического сотрудничества и совместных инноваций. Как часть мероприятий было предложено создать «Экспресс шелкового пути», который должен включить в себя объединенную сеть автомобильных и железных дорог от южнокорейского города-порта Пусан — ворот Восточной Азии — через Южную и Северную Кореи, Китай и Центральную Азию в Европу.

Реализуя названную выше инициативу Южная Корея уже осуществляет строительство южной части железнодорожной ветки «Сеул (РК) — Вонсан (КНДР)» Транскорейской железной дороги (ТЖЗ, проходит по территориям Южной и Северной Корей) с тем, чтобы в будущем ТЖЗ была соединена с другими железными дорогами Евразии.

Результаты 8-го Саммита РК-ЕС, который состоялся в сентябре 2015 года  в Сеуле, показали поддержку «Евразийской инициативы» со стороны ЕС.
Считается, что успешность имплементации этого проекта будет зависеть от способности РК достичь необходимых результатов, во-первых, в экономической интеграции на Евразийском континенте путем участия стран региона в совместных многосторонних экономических проектах в сферах логистики и транспорта, энергетики, науки и технологии, а также культуры. Во-вторых, от способности привлечения КНДР к многостороннему экономическому сотрудничеству, которое послужит толчком к изменениям в самой Северной Корее, ее внутренней и внешней политики, а также позволит улучшить ситуацию с безопасностью на Корейском полуострове.

В настоящее время, по словам министра иностранных дел КНР Ван И, в этом проекте уже согласились принять участие около 60 стран и организаций. Как отмечает китайская сторона, инициатива «Один пояс — один путь» направлена ​​на укрепление межправительственного сотрудничества, формирования благоприятных условий для торговли, устранения инвестиционных и торговых барьеров, углубления взаимодействия в области транспорта с дальнейшим формированием инфраструктурной сети, соединять Азию, Европу и Африку, а также налаживания многостороннего сотрудничества через культурные и научные обмены.

Маршруты «Экономического пояса Шелкового пути» пока окончательно не сформированы и, по мнению китайской стороны, должны состоять из трех сухопутных коридоров.

Принимая во внимание важность создания эффективной транспортно-логистической системы на Евразийском континенте, РК и КНР в настоящее время рассматривают возможные пути объединения инфраструктурных инициатив двух стран. В частности, в сентябре 2015 года данный вопрос обсуждался на самом высоком уровне. Ключевую роль в этом процессе, безусловно, может сыграть подписанное в июне 2015 двустороннее Соглашение о свободной торговле.
На протяжении 2015 года в Сеуле состоялся ряд международных мероприятий, где представители правительственных и научных кругов из разных стран мира всесторонне обсуждали состояние и перспективы реализации инфраструктурных инициатив РК и КНР. Результаты этих мероприятий позволяют сделать вывод, что Южная Корея и Китай целенаправленно формируют новые концепции своих внешнеполитических и внешнеэкономических отношений со странами Евразийского континента, которые станут главными направлениями их дипломатии на последующие десятилетия. Успешная реализация в первую очередь «Одного пояса — одного пути» и, в определенной степени, «Евразийской инициативы» сформирует единую и долгосрочную систему межгосударственных отношений, а также инфраструктурных и торговых путей между Азией, Европой и Океанией.

Выгодное геополитическое положение Украины, ее научно-промышленный и транспортный потенциал, а также необходимость включения нашей страны в новую систему евразийских транспортных коридоров, уже давно изучается украинскими учеными и обсуждается в экспертной среде.
На данном этапе Украина, несмотря на агрессию РФ, должна максимально использовать все эффективные инструменты для включения ее в инициативу «Один пояс — один путь», принимая во внимание соответствующее предложение Украине с китайской стороны. В этом контексте приобретает актуальность вопрос сотрудничества нашей страны с Азиатским банком инфраструктурных инвестиций (AIIB), одним из ключевых направлений работы которого станет финансовое обеспечение реализации китайского проекта «нового Шелкового пути». Кстати, членами этого новосозданного института уже стали важные партнеры Украины — Азербайджан, Грузия и Казахстан.

Кстати, в этом году проблематика участия Украины в евразийских трансконтинентальных транспортных проектах включена в повестку дня международных переговоров на высшем уровне. В частности, в октябре 2015 года лидеры Украины и Казахстана уделили отдельное внимание вопросу расширения транспортной инфраструктуры для перевозки грузов из Азии в Европу через Казахстан и Украину в контексте инициативы КНР «Один пояс — один путь» (через территорию Казахстана идут основные сухопутные линии китайского проекта «нового Шелкового пути»). Вопрос участия нашей страны в создании трансконтинентального транспортного коридора обсуждался также в рамках переговоров президентов Украины и Туркменистана (октябрь 2015 года). Участие руководства Министерства инфраструктуры Украины в ASEM Symposium on Eurasia Transport and Logistics Network (сентябрь 2015 года, Южная Корея) и Tbilisi Silk Road Forum (октябрь 2015 года, Грузия) позволило не только представить его участникам транспортный и экспортный потенциал Украины, но и обсудить с представителями отдельных стран важность и обоснованность включения Украины в транс-евразийский транспортный коридор.

В контексте современной реструктуризации глобального пространства, в частности, в Евразийской части, в направлении стыковки двух успешных мировых рынков — европейского и азиатского — геостратегическая миссия Украины, а также Азербайджана, Грузии и Казахстана, может занять достойное место в области обмена технологиями, свободы передвижения товаров, капиталов, услуг, а с учетом демографических ограничителей и интересов национальной безопасности — также и трудовых ресурсов.

Таким образом, от успеха стратегического диалога Украины с КНР, РК, Казахстаном и ЕС будет существенно зависеть успешность решения вопроса включения Украины в новую евразийскую систему транспортных связей. А это, в свою очередь, позволит создать реальные возможности для превращения нашей страны в надежный и эффективный транспортно-логистический хаб на Евразийском континенте. Кроме того, активное участие Украины в новой транс-евразийской транспортно-логистической системе будет способствовать стабилизации экономики страны и повышению ее конкурентоспособности в мире.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать