Перейти к основному содержанию

Опасность — в разделении, в дискриминации, в конфронтации

Отношения между Церковью и Государством: французский вариант
13 января, 00:00
В конце 2003 года, накануне Рождества, президент Франции господин Жак Ширак произнес в Елисейском дворце перед премьер-министром, председателями ассамблей, министрами, членами парламента программную речь о «Светскости как основополагающем принципе Республики». Выступление президента вызвало значительный интерес не только во Франции, но и во всем мире, поскольку касается весьма актуальной для многих стран проблемы — отношений между Церковью и Государством.

Точка зрения президента Франции очень важна и для Украины, где постсоветское общество оказалось перед неожиданным феноменом религиозного плюрализма в стране, а церковно-государственные отношения все еще требуют законодательного определения. Именно сейчас у нас широко обсуждается возможная концепция отношений между Церковью и Государством, а также проект нового Закона о свободе совести. Высказываются различные мнения, но в многочисленных украинских дискуссиях по этой проблеме почти не слышны голоса сторонников принципа светскости государства, как его сформулировал г-н Ширак. Поэтому мы совершенно уверены в том, что программой действий французского президента заинтересуются многие наши читатели. Ниже предлагаем несколько сокращенный текст выступления г-на Ширака.

«Вот уже свыше двухсот лет наша Республика строится и обновляется, опираясь на свободу, гарантированную верховенством закона по отношению к частным интересам, на равноправие женщин и мужчин, на равенство возможностей, прав и обязанностей, на братство между всеми французами, независимо от их положения и происхождения. Но мир меняется, границы отступают, связи становятся все более многообразными. Усиливаются и обостряются требования, обусловленные самобытностью и общинными интересами, что зачастую сопряжено с риском ухода в себя, проявления эгоизма, а порой — даже нетерпимости. Как французское общество сумеет ответить на эти изменения?

…Объединяемый своим неповторимым наследием, являющимся источником его силы и гордости, французский народ богат своим многообразием. Такое многообразие является осознанным и составляет суть нашей идентичности. Это и многообразие верований на древней христианской земле, на которой вот уже свыше двух тысячелетий укоренилась иудейская традиция. В то же время это и земля католицизма, сумевшая преодолеть распри религиозных войн и накануне Революции признать за протестантами их право на место в обществе. И наконец, это земля, открытая для французов мусульманской традиции, которые являются неотъемлемой частью нашего народа.

Наш флаг, наш язык, наша история — все говорит нам о таких ценностях, как терпимость и уважение к другим. Чтобы Франция оставалась собой, мы должны дать ответ на поставленные сегодня вопросы и разрядить напряженность, с которой сталкивается наше общество. Глобализация, хотя и открывает новые возможности, вызывает тревогу, выводит людей из равновесия, порой толкает их к изоляции. Опасность возникает тогда, когда хотят поставить частные правила над общим законом. Она в разделении, в дискриминации, в конфронтации. Нужно это осознавать и энергично действовать для пресечения всех проявлений дискриминации. Именно в этом будет заключаться задача независимого органа по борьбе со всеми формами дискриминации, который будет создан в начале следующего года.

…Мы сможем в полной мере вернуть нашей национальной сплоченности всю ее жизненную силу путем проведения в жизнь принципа светскости, представляющего собой одну из основ нашей Конституции. Он выражает наше стремление жить вместе в обстановке взаимного уважения, диалога и терпимости. Светскость гарантирует свободу совести. Этот принцип защищает свободу каждого веровать или не веровать. Он позволяет женщинам и мужчинам любого происхождения, любой культуры рассчитывать на защиту своих верований со стороны Республики и ее институтов, позволяет гармонично сосуществовать различным религиям.

Как любая другая свобода, свобода вероисповедания может быть ограничена лишь свободой других людей и необходимостью соблюдения правил жизни в обществе. Только соблюдение принципа светскости обеспечивает это тонкое, бесценное и хрупкое равновесие, терпеливо создававшееся десятилетиями. В этом принципе — шанс для Франции. Именно поэтому он записан в первой статье нашей Конституции. И именно поэтому он не может быть предметом сделки! Испытанная уже почти вековой историей, формула светскости, доказав свою мудрость, пользуется признанием всех конфессий и всех идейных течений…

Сегодня претворение в жизнь принципа светскости, его конкретное осуществление в сфере труда, в сфере публичных услуг, особенно в школах и больницах, сталкивается с новыми и растущими трудностями. Но мы не должны допустить ослабления Светскости. Для этого мы должны на деле обеспечить, чтобы все крупные конфессии пользовались одинаковым уважением, одинаковым почтением. Это касается и ислама, сравнительно новой религии на нашей территории, — он занимает свое полноправное место среди крупных религий, представленных в нашей стране. Создание Французского совета по делам мусульман позволяет отныне строить отношения между государством и исламом во Франции. Мусульмане должны располагать во Франции местами отправления своего культа в обстановке достоинства и спокойствия. Надо признать, что несмотря на сдвиги, происшедшие в последнее время, в этой области еще многое предстоит сделать. Новый этап на этом пути начнется после того, как будет осуществлена подготовка французских имамов и утвердится ислам с французской культурной традицией.

Уважение, терпимость, дух диалога укореняются одновременно со знанием и пониманием другой стороны, поэтому, на мой взгляд, сегодня первостепенную важность имеет более широкое изучение в школе содержания различных религий. Наряду с этим следует вести беспощадную борьбу с ксенофобией, расизмом и особенно с антисемитизмом. Нельзя допускать, чтобы оскорбления становились обыденным явлением! Нельзя преуменьшать значение ни одного жеста, ни одного действия, ни одного заявления! Нельзя пропускать ничего! Это вопрос нашего достоинства.

Мы должны с новой силой подтвердить нейтральный и светский характер сектора государственных услуг. Каждому государственному служащему, находящемуся на службе, запрещается проявление своих собственных верований или мнений. Такова норма нашего права, ибо ни один француз не должен подозревать представителя государственной власти в том, что тот отдает ему предпочтение или ущемляет его права на основании личных убеждений. Аналогичным образом убеждения гражданина не могут служить основанием для отказа в доверии государственному служащему.

Нужно также укреплять светский характер школы, ибо школа нуждается в особой защите. Школа — это прежде всего место приобретения и передачи духовных ценностей, которыми мы совместно пользуемся. Это инструмент приобщения к республиканской идее, пространство, где будущих граждан приучают к критике, диалогу, свободе. Наша школа — это республиканское святилище, которое мы должны оберегать, чтобы наша молодежь не подвергалась воздействию дурных веяний, которые разобщают, разъединяют, восстанавливают одних против других.

До недавнего времени, в силу разумных и спонтанно соблюдаемых привычек, ни у кого не вызывал сомнений тот факт, что учащиеся не должны приходить в школу, коллеж или лицей в религиозной одежде. Я консультировался по этому вопросу, проанализировал аргументы экспертной группы Национального собрания, политических партий, религиозных организаций, видных представителей основных идейных течений. И с полным основанием полагаю, что ношение религиозной одежды или знаков, демонстрирующих религиозную принадлежность, в школах, коллежах и государственных лицеях должно быть запрещено. Такие знаки — исламский платок, как бы там его ни называли, кипа или крест слишком больших размеров — не должны допускаться в помещения государственных школ. Носить же не бросающиеся в глаза знаки, например крест, звезду Давида или руку Фатимы, естественно, будет по-прежнему возможно. Но государственная школа должна оставаться светской. Для этого, видимо, необходим специальный закон. Мне хотелось бы, чтобы такой закон был принят парламентом и вступил в силу с начала следующего учебного года. Я бы просил правительство уже сейчас продолжить диалог, который оно ведет, в частности, с религиозными руководителями, и развернуть разъяснительную, согласительную и педагогическую работу. Я не считаю также необходимым добавлять новые праздничные дни в школьный календарь, в котором их и так немало. Кроме всего прочего, это создало бы большие трудности для родителей, которые в эти дни работают. Посему, как это уже широко практикуется, я желал бы, чтобы ни одному ученику не пришлось оправдываться за пропуск занятий по причине большого религиозного праздника, как, например, Йом киппур или Байрам, при условии, что учебное заведение было об этом заранее оповещено. Само собой разумеется, что важные контрольные работы или экзамены не следует проводить в такие дни. Министерство национального образования даст на сей счет инструкции главам учебных округов.

В целом я считаю целесообразным принятие «Кодекса светскости«, который вобрал бы в себя все принципы и правила по этому вопросу. Этот кодекс вручался бы, в частности, всем служащим и представителям государственных учреждений в день их вступления в должность.

При премьер-министре будет создан Наблюдательный комитет по вопросам светскости, в задачу которого будет входить оповещение французских граждан и органов государственной власти о любой угрозе отклонения от этого важнейшего принципа или посягательства на него.

Мы не можем согласиться с тем, что кое-кто, прикрываясь тенденциозным пониманием принципа светскости, пытается подорвать такие завоевания нашей Республики, как равенство женщин и мужчин и достоинство женщины. Я торжественно заявляю следующее: Республика будет противостоять всему тому, что разобщает, всему тому, что разделяет, всему тому, что ведет к исключению! Правило — это смешанность, потому что она объединяет, потому что она ставит всех людей в равное положение, потому что она отвергает разделение по признаку пола, происхождения, цвета кожи, религии.

Дамы и господа! Дискуссии о светском характере государства, об интеграции, равенстве возможностей, правах женщин ставят перед нами один и тот же вопрос: какую Францию мы выбираем для себя и для наших детей? Мы унаследовали страну, богатую своей историей, своим языком, своей культурой, страну, которая сильна своими ценностями и идеалами. Так давайте же сумеем превратить проблемы сегодняшнего дня в преимущества дня завтрашнего — только так мы останемся страной, достойной доверия, надежной, сильной своей сплоченностью. Этот вызов мы можем, мы должны принять и примем его вместе».

Редакция газеты «День» искренне благодарит Посольство Республики Франция в Украине за любезное предоставление текста речи г-на Ширака.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать