Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

По Масарику и Гавелу — чехи живут в правде...

Почему Прага благосклонно относится к украинским искателям убежища?
16 января, 21:22
ПРЕЗИДЕНТ ПЕРВОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ЧЕХОСЛОВАЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ ТОМАШ ГАРРИГ МАСАРИК ВО ВРЕМЯ ПОСЕЩЕНИЯ ЛАГЕРЯ ЧЕШСКИХ ЛЕГИОНЕРОВ / ФОТО С САЙТА UPLOAD.WIKIMEDIA.ORG

Томаш Гарриг Масарик — один из творцов и президент первой демократической Чехословацкой Республики. Tatinek Masaryk — «батюшка Масарик» — так с симпатией и сегодня говорят о Томаше Масарике чехи. Его лозунг «Правда победит!», с которым он неутомимо шел по жизни, и сегодня украшает штандарт президента Чешской Республики.

Томаш Масарик задавал тон политической, общественной и культурно-общественной жизни в межвоенной Чехословакии. Ему и сплоченной вокруг него группе единомышленников — членам правительства — благодарна нынешняя Чешская Республика за высокие стандарты в отношении к правам человека, демократическим свободам, функционированию демократического государства.

Благодаря Масарику в межвоенной Чехословакии (1918 — 1939 гг.) были созданы благоприятные условия для полноценной жизни иностранцев, в том числе украинских эмигрантов. После поражения освободительных движений в течение 1919 — 1922 гг. на территории Чехословакии собралось свыше 20 тыс. украинских эмигрантов, утверждают чешские, словацкие и украинские ученые, в частности Богдан Зилинский, Николай Мушинка, Степан Виднянский. Понятно, часть вернулась домой, другие поехали искать судьбу дальше на Запад, но большая часть осталась.

При активной поддержке Томаша Масарика в Праге, а также в небольшом курортном городе Подебрадах — втором важном центре сосредоточения украинцев — забурлила жизнь. В начале 1920-х годов в Праге начал работу Украинский Свободный Университет (1921 г.), Украинский высший педагогический институт им. М. Драгоманова (1923 г.), Украинская Студия пластического искусства (1923 г.), Музей Освободительной Борьбы Украины (1923 г.), в Подебрадах в 1922 г. открыла двери Украинская хозяйственная академия, начали работу также многочисленные издательства, Украинская гимназия и даже Украинский приют. В 1924 г. Канцелярия президента сообщила, что «Президент Масарик назначил на Рождественский сочельник 10 тыс. чешских крон для украинских студентов» — выражение однозначно благосклонного отношения первого лица страны к эмигрантам из Украины, в которых Масарик видел значительный человеческий, креативный и интеллектуальный потенциал для своей страны (оригинал документа хранится в Национальном архиве Чешской Республики в Праге).

Томаш Масарик лично знал многих украинских эмигрантов, которые осели в Чехословакии, в частности ученого-химика, педагога, ректора Карлова университета в Праге (1902 — 1903 гг.) Ивана Горбачевского, археолога, социолога и дипломата Ольгерда-Ипполита Бочковского, археолога, педагога, одного из первых исследователей Пражского Града Ивана Борковского, искусствоведа, историка украинского театра, музейщика и дипломата Дмитрия Антоновича, литератора и переводчика, посла УНР в Чехословакии Максима Славинского, языковеда, этнографа и дипломата, профессора украинистики Карлова университета (1926 — 1939 гг.) Александра Колессу и др.

Хорошие условия жизни и труда — главная причина, почему Чехословакия Масарика надолго, а многим — навсегда стала вторым домом. В Праге жили и творили поэты Александр Олесь и его сын — Олег Ольжич, Юрий Дараган, Евген Маланюк, Оксана Лятуринская, Галина Мазуренко, Юрий Липа, Олекса Степанович, Леонид Мосендз, в сложных условиях эмиграции они формировали славу украинской «пражской поэтической школы». Творили здесь также художники и скульпторы Василий Касиян, Михаил Бринский, Сергей Мако, Юрий Вовк, Галина Мазепа, Иван Иванец, Михаил Михалевич, Екатерина Антонович, Василий Хмелюк и др.

Отношение Чехословацкого государства к украинским эмигрантам так же, как и к беглецам из России и Беларуси с правовой стороны было взвешенным и формировалось в русле действующего международного законодательства, которое в свою очередь свидетельствует о том, что межвоенная Чехословакия принадлежала к странам с высоким уровнем правовой культуры. Внимание к реализации прав национальных меньшинств, среди которых украинское принадлежало к самым большим, строилось на международных правовых соглашениях.

Гражданство в межвоенной Чехословакии получили в основном все украинские эмигранты из тех, кто об этом просил. Условие получения гражданства — личное, безукоризненное в правовом смысле поведение, которое не противоречит действующим законодательным нормам, а также толерантность и лояльное отношение к стране пребывания. Гражданство получили, например, издатель и публицист Евгений Выровой, инженер-изобретатель Александр Ярошевский, издатель, библиограф, основатель украинского книговедения Степан Сирополко, скульптор Кость Стаховский, архитектор Артемий Корнийчук, литератор, переводчик и стенографист в парламенте Чехословакии Иван Леонтович, писательница Наталена Королева с мужем — писателем и графиком Василием Королевым-Старым и др.

Ряд украинских эмигрантов владели так называемыми «нансеновскими» паспортами — международным документом, который с 1922 г. выдавался Лигой Наций и давал их владельцам — лицам без гражданства — возможность жить Чехословакии или где угодно за рубежом на законном основании. Такое положение эмигрантов из Украины устраивало, ведь и после многолетнего пребывания на чешских землях многие из них не теряли надежды вернуться на родину.

С грустью, однако, нужно отметить, что ни «нансеновский» паспорт, ни даже паспорт гражданина Чехословакии не защитили их владельцев от коммунистического террора. Смерш начал чистки в Праге сразу по окончании Второй мировой войны — в первые майские дни 1945 г. Жертвами «освободительной» миссии стали Максим Славинскиий — самый старший из арестованных, в то время уже 77-летний человек, который погиб от пыток в киевской Лукьяновской тюрьме, Президент Карпатской Украины Августин Волошин (погиб в московской Бутырской тюрьме в июле 1945 г.), председатель общества «Музей Освободительной Борьбы» Владимир Бирчак (погиб в концлагере в Иркутской области в 1952 г.), один из самых талантливых архитекторов Праги Артемий Корнийчук (вернулся в Прагу из концлагерей Сибири и Мордовии в 1955 г.), министр правительства Карпатской Украины Степан Клочурак (из концлагерей за Полярным кругом вернулся в 1957 г.), дипломат, политик, государственный и общественный деятель, представитель Украинского Центрального Совета на Кубани Николай Галаган (из концлагерей Сиблага не вернулся).

Среди известных фактов о тех, кто вошел в конфликт с действующим законодательством и кому было отказано в праве жить в Чехословакии, был поэт, драматург и культурный деятель Василий Пачевский. В 1929 г. за пропаганду украинской идеи, в том числе и публичное употребление хоронимов «Карпатская Украина», «Закарпатская Украина» и «Закарпатье» Василий Пачевский был выдворен из Чехословакии. Ведь нынешняя Закарпатская область Украины в 1919 — 1939 гг. входила в состав Чехословакии под официальным названием Podkarpatska Rus — Подкарпатская Русь, что исключало использование других терминов.

Главные принципы законодательства первой Чехословацкой Республики Томаша Гаррига Масарика легли в основу ныне действующего чешского законодательства. Должны благодарить за это прежде всего Вацлава Гавела — творца и первого президента новой демократической Чешской Республики, который подхватил лозунг своего великого предшественника. Лозунг Гавела «Правда и любовь победят» некоторые считал слишком уж возвышенным, однако после смерти Гавела его современники — чехи и иностранцы — убедились, как важно ни при каких обстоятельствах, и в тюрьме, не предавать идеалы.

Чешская Республика предоставляет международную охрану в форме «убежища» в соответствии с международными обязательствами, которые следуют, в частности, из Конвенции о статусе беженцев (1951 г.) и из закона Чешской Республики № 325/1999 «Об убежище». Убежище предоставляется лицам, которых преследует режим на родине, которым угрожает опасность жизни, или из гуманитарных соображений. Рассмотрением просьб и предоставлением убежища занимается в Чехии только и исключительно Министерство внутренних дел, которое не обязано согласовывать свои действия ни с каким-либо другим государственным органом.

За период 1990 — 2010 гг., то есть за 20 лет независимой Чешской Республики, убежище здесь попросили 13 тыс. 804 гражданина Украины, получили его 171 человек. Среди последних в 2010 г. убежище получил бывший министр экономики Украины Богдан Данилишин, 6 января 2012 г. — Александр Тимошенко — муж бывшего премьера Украины Юлии Тимошенко.

Убежище в Чехии в 2011 г. также получил белорусский диссидент Алесь Михалевич — неопровержимое свидетельство того, что Чешская Республика в настоящее время — целевая страна для тех, кого преследует режим. По Масарику и Гавелу — чехи живут в правде, которая победила и которая стала политической силой.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать