Перейти к основному содержанию

Почему приостановлены переговоры о создании ЗСТ?

Корреспондент «Дня» из Оттавы — о недостатке коммуникации между украинцами в Канаде и Украине
22 октября, 09:46
1 ИЮЛЯ 2013 г. ВИНДЗОР, ОНТАРИО. ВОЛОНТЕРЫ НЕСУТ ГИГАНТСКИЙ ФЛАГ КАНАДЫ ВО ВРЕМЯ ПАРАДА В ЧЕСТЬ ДНЯ СТРАНЫ, КОТОРЫЙ КАНАДЦЫ ОТМЕЧАЮТ С 1867 ГОДА / ФОТО С САЙТА WINDSORSTAR.COM

В последнее время между Украиной и Канадой отношения далеки от тех, какими они должны были бы быть, особенно учитывая тот факт, что в Стране кленового листа живет 1 млн 300 тыс. украинцев. Более того, сами канадцы с украинским происхождением называют Канаду наиболее украинской страной. Но последние события как раз опровергают это. Чем объяснить тот факт, что именно по инициативе Канады прекращены переговоры о создании зоны свободной торговли с Украиной? И буквально на днях премьер Канады подписал Соглашение о зоне свободной торговли с Европейским Союзом. Кроме того, канадское правительство фактически выставляет ультиматум об освобождении экс-премьера Юлии Тимошенко. Возникает вопрос — если в Канаде так много украинцев, то почему бы им не разобраться, что на самом деле происходит с делом Тимошенко, и объяснить это правительству через депутатов, имеющих украинское происхождение. Создается впечатление, что недоразумение происходит из-за недостатка коммуникации между украинцами в Канаде и в Украине. «День» воспользовался приглашением принять участие в мастерской «Модель Украины», которая проходила 16—18 октября в Оттаве, где Мыкола Сирук выступил з речью: «Имеем Украину, и тепер давайте воспитаем украинцев — и что для этого уже 17 лет делает «День» (подробнее об этом читайте в следующем номере газеты). Кроме того, автор воспользовался возможностью пообщаться с депутатом канадского парламента Джеймсом Безаном, который имеет украинское происхождение, и послом Украины в Канаде Вадимом Пристайко, и выяснить, почему происходит непонимание между нашими странами.


Вадим ПРИСТАЙКО: Канада нужна нам не больше, чем Канаде Украина

Пан Вадим, вы получили инженерное образование, закончили КПИ, почему потом все-таки выбрали карьеру дипломата?

— После КПИ я даже работал в небольшой компании из нескольких человек под названием ЭлВисти, которая существует до сих пор. Ее основали два инженера, а я был среди четырех студентов. Хочу всем передать привет и думаю, что они работают, потому что я ушел оттуда (смеется). После этого я начал работать по специальности как программист в министерстве торговли. Но это со временем стало не так интересно и важно.

ВАДИМ ПРИСТАЙКО

— И вас захватила торговля — как это привело вас к дипломатии?

— Я закончил академию внешней торговли и получил степень магистра по внешней торговле. Впоследствии я перешел в МИД в управление, которое занималось Азией и Африкой. Потом я поехал в Австралию — и так понемногу дошел до того, где я сейчас. С тех пор прошло 20 лет...

И тогда давайте серьезный вопрос: почему так сложно идет общение с украинской диаспорой в Канаде? Почему не получается диалога, контакта с наиболее «украинской страной», как они сами говорят о Канаде?

— То, что сейчас происходит (речь идет о мастерской «Модель», которая проходила в Оттаве 16—18 октября. — Авт.), это не украинская община. Украинские интерны — это одна из программ одной из организаций украинской общины. Здесь проживает 1 млн 300 тыс. человек и действуют сотни организаций. Это важный проект, который был начат 20 лет назад. Над всеми ними стоит Конгресс украинцев Канады (КУК), который имеет свою структуру, охватывающую все организации. Поэтому нельзя сказать, что у украинского правительства нет контакта. Это слишком радикальное утверждение.

С другой стороны, очевидно, что диаспора имеет свое видение того, как должна утверждаться и строиться Украина. Некоторые вещи являются справедливыми, а некоторые наоборот. Существуют и психологические моменты, и определенное непонимание. Например, часть украинской диаспоры приехала сюда 70 лет назад. Что такое современная Украина, они не имеют представления.

Но, возможно, это проблема коммуникации, состоящая в том, что они получают информацию из своих источников, а не напрямую из Украины?

— Некоторые уверены, что им достаточно информации, которую они получают на частном уровне. И они не хотят слышать ничего официального, поскольку считают, что «кум или дядя мне сказал, и это правда». Иногда я встречаюсь с таким аспектом.

Один канадский депутат, который просил не называть его имени, сказал, если Янукович приедет, то здесь соберутся крупные демонстрации протеста...

— Я сталкивался с людьми, которые мне говорили: мы хотели бы, чтобы он приехал. Человек, занимающий очень высокий уровень в диаспоре, сказала следующее: он должен выслушать нас и то, что мы считаем нужным ему сказать. Но мы можем сразу сказать, что нас беспокоит: непризнание исторической правды, ОУН-УПА, вопрос русификации, языка, Харьковские соглашения, но мы бы хотели, чтобы Президент Украины приехал. Хотя найдется 10 тыс. людей, которые скажут: никогда на порог не пускать!

О прекращении переговоров о ЗСТ между Канадой и Украиной...

— Сегодня Посольство Канады в Киеве прокомментировало мое вчерашнее высказывание о том, что Канада не возобновит переговоры, пока Украина не откажется от своих требований в рамках ВТО. Я считаю, что вообще никогда не надо говорить «никогда». Потому что это — переговорный процесс. И не надо сразу говорить «никогда не восстановим», а теперь давайте «вести переговоры». Лучше давайте говорить: «дойдем до чего-то разумного».

Они объясняют это тем, что требования украинской стороны как раз касались канадской сельхозпродукции, и это их задело.

— Мы предлагаем начать переговоры по пересмотру. Мы зарезервировали срок до конца 2014, в ходе которого мы можем вести переговоры. Когда мы подали заявление в ВТО, то резервируется определенное время и те, кто недоволен, должны начать переговоры. Это цивилизованный путь. Если бы канадцы сказали: мы недовольны, то это — цивилизованный путь. Соглашение о двусторонней свободной торговле позволяет пересмотреть любые тарифы. Если вам в Канаде не нравятся тарифы, которые она хотела бы изменить в ВТО, то это является соглашение о торговле, которая построена специально для того, чтобы страны в дополнение к общим договоренностям могли между собой напрямую передоговориться. Это механизм, который позволит переговорить, а они говорят: нет, мы не будем его использовать, пока вы не отказаться от этого. И тут я заметил, что торговля с Канадой не такая уж большая, 0,2% от общего объема. При всем уважении к Канаде, я здесь посол, и хотел бы, чтобы объемы торговли были большими, и я работаю над этим. Это не так интересно Украине, и такая же проблема в Канаде. Канада нужна нам не больше, чем Канаде Украина. Просто Канада — страна, которая живет по принципу превосходства. Они считают, что возможно соглашение — дадим, не дадим, — а у нас тоже есть другие партнеры: Россия, ЕС, Китай и другие страны мира, наши соседи.

Кое-кто говорил, что канадский бизнес должен бы больше идти в Украину, руководствуясь родством, языком. Почему так не происходит?

— Руководитель канадской торговой палаты как раз и говорил в интервью, что мы надеялись на эту сделку, которая открывает возможности, уменьшает проблемы при пересечении границы, перевозки нашего газового, энергетического оборудования, были бы сняты определенные таможенные проблемы, несогласованность документов и т.д. То есть, соглашение имело цель улучшить условия. И казалось, почему бы нет? Я сейчас вижу, что в этом всем есть политическая составляющая. Недостаточно проблем с ВТО, чтобы отказаться от этого. Ни США не отказались от переговоров, ни Европа, с которой мы собираемся подписывать Соглашение в ноябре, не отказалась. А единственные, кто отказался вести переговоры — это канадцы. И надо иметь в виду, что это очень долгий процесс. Мы уже провели шесть раундов. И сделка была почти готова.

А в чем тут проблема: в канадских ценностях, которые являются особыми, и как говорят сами канадцы, мультикультурности, которая лучше, чем американский плавильный котел?

— Я не берусь оценивать чужие ценности. Я надеюсь, что никто не позволит оценивать ценности моей страны. Они заложены в десяти заповедях, или более-менее описываются ими.

Действительно, в прошлом году, когда проходили слушания по Украине, они были радикально критическими и даже в конце раздавались голоса: давайте что-то сделаем, пока они не исправятся. И там было дословно названо соглашение о свободной торговле.

Поэтому я, как посол, имею полное право сказать: я читал протокол, в котором определенные политические силы говорили: давайте прекратим переговоры, пока не выпустят Юлию Тимошенко. Если мы будем подходить друг к другу с точки зрения ультиматумов и заявлять: если вы не сделаете это, мы не будем подписывать соглашение о ЗСТ между Украиной и Канадой, то куда мы придем?

А канадский крупный бизнес готов идти в Украину? Что их сдерживает?

— Канадцы колеблются, потому что они не могут себе позволить того, что делает крупный американский бизнес, в частности, для примера, бросить $100 млн. на исследование месторождений сланцевого газа. Ничего не получилось, то и Бог с ним, мы еще заработаем. Канадские компании не такие большие, но они чрезвычайно сильно представлены по миру. Они сейчас осторожно, но изучают возможность получить субподряды. Кто-то на сохранение воды, после ее отработки, кто-то на очистку или бурение. Кроме того, у нас уже есть компании, которые присутствуют на рынке, на шельфе Черного моря. Большинство из них работает в энергетической сфере Канады.

Вчера я встречался с компанией (не могу ее назвать), которая планирует очень серьезные инвестиции в украинскую металлургию. Она фактически завершила переговоры и надеется еще в этом году начать работу на месте.

Как известно, в ноябре состоится визит председателя Верховной Рады Украины в Канаду. Чего следует ожидать от этого визита нашей стране?

— Мы ожидаем, что наш спикер встретится с обоими спикерами Сената и Палаты общин. Мы также планируем, что группы дружбы наладят между собой связи. Спикер берет с собой членов этой новосозданной группы, в которой представлены все партии. Это очень красивый жест.

Мы планируем встречу с министром миграции, потому что хотим серьезно обсудить миграционные и визовые вопросы. Также должны состояться встречи с руководством страны и украинской общиной.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать