Попытка соединить несоединимое
В Таможенном союзе свободная торговля оказалась не очень свободной
В Минске состоялось заседание Высшего евразийского экономического совета с участием президентов трех стран, входящих в Таможенный союз. На ней подтвердилась в общем-то давно известная истина: в этом объединении оказалось так много проблем, что некоторые из президентов стали открыто выражать свое недовольство. И это при том, что официально участники ТС предполагают в дальнейшем усилить интеграцию в виде Евразийского экономического союза (ЕАЭС). И довольно скоро — с 1 января 2015 года.
Еще до встречи в Минске президент Беларуси Александр Лукашенко начал открыто проявлять недовольство. И вся эта история с арестом топ-менеджера «Уралкалия» являлась составной частью открытой фронды белорусского бацьки. Главным для него остается проблема углеводородов. Россия сохраняет нефть в списке изъятий из зоны свободной торговли и не пропускает ее из Казахстана.
Здесь у Лукашенко есть сюзник — президент Нурсултан Назарбаев. Он обратил внимание на заметный рост доли импорта Казахстана из стран ТС в период 2009—2012 гг. По его словам, сохраняются серьезные трудности для доступа казахстанской продукции на рынки России и Беларуси, которые используют различные нетарифные и технические барьеры, завышенные санитарные и ветеринарные нормы, меры по сертификации, лицензированию и квотированию.
В общем, на данном этапе две страны объединились против Москвы. Ничего удивительного. Таможенный союз принципиально разбалансирован. Даже вместе Беларусь и Казахстан существенно уступают России в объеме производства и по другим экономическим показателям. С этой точки зрения для Минска и Астаны вступление Украины в ТС было бы желательным, так как позволило несколько сбалансировать доминирование России. И предложение Назарбаева принять в ТС Турцию следует рассматривать именно под таким уголом зрения. Хотя, по его словам, это помогло бы раз и навсегда пресечь слухи о том, что под видом Таможенного союза идет возрождение Советского Союза. Как писала газета «Коммерсант», в МИД Турции сообщили, что заявление Нурсултана Назарбаева о том, что Анкара хочет не просто развивать отношения с Таможенным союзом, а именно вступить в него, стали для турецкой стороны «сюрпризом».
Москва хочет принимать всех. Чем больше, тем лучше — с качеством и серьезностью кандидатов «разберемся в процессе работы». Но для Астаны и Минска вопрос в совершенно ином. Киргизия и Таджикистан в силу слабости своих экономик будут требовать финансовой поддержки. На что Беларусь и Казахстан безоглядно не соглашаются. Назарбаев предложил присоединить их к ТС в качестве стран-наблюдателей, а Армению принять в полноправные члены.
Не случайно президент Киргизии Алмазбек Атамбаев демонстративно отказался приезжать в Минск. Его страну представлял первый вице-премьер Джоомарт Оторбаев. Обратим внимание, даже не премьер-министр, а чиновник еще более низкого ранга. Это уже демонстрация заметного охлаждения отношений.
Формально Бишкек недоволен тем, что Минск не выдает бывшего президента Курманбека Бакиева. По этому поводу Александр Лукашенко во время пресс-конференции для журналистов стран СНГ накануне саммита в снисходительно-панибратской манере обратился к официальному Бишкеку: «Мужики, прекратите о Бакиеве говорить».
Если бы дело было только в этом. Буквально накануне саммита МИД Киргизии выступил с заявлением по поводу задержания в Москве и депортации киргизских мигрантов. В Бишкеке недовольны «предвзятым к ним отношением» со стороны российских миграционных служб. Власти Киргизии не ожидали, что так станут относиться к гражданам страны, которая заявила о намерении вступить в Таможенный союз, тогда как другие страны (Украину и Молдавию) надо к этому подталкивать. Налицо серьезные разборки между Москвой и Бишкеком, что может заставить последнего затормозить или даже отменить решение о вступлении в ТС.
Александра Лукашенко не покидает мысль стать главным интегратором на пространстве ТС и прилегающих территориях. Как принято было в столь милое ему советское время, к саммиту в авральном порядке построили и открыли Дворец независимости. Где и проходил саммит.
Главным вопросом заседания было обсуждение проекта договора о Евразийском экономическом союзе. Александр Лукашенко на упомянутой пресс-конференции четко заявил, что сотрудничество должно быть «без изъятий». «Скажем, захотели казахи прокачивать нефть в Беларусь по общим трубам — одинаковый доступ. Хочет Казахстан поставлять свою продукцию в Беларусь, Европу через железные дороги Казахстана, России, Беларуси — одинаковые условия. А сейчас у нас куча изъятий, вы это прекрасно понимаете».
Для Беларуси важно получать энергоносители по внутрироссийским ценам и не платить в российский бюджет никаких нефтяных таможенных пошлин, как это происходит в настоящий момент. Причем отменить эту норму необходимо уже с 1 января 2014 года, несмотря на то, что создание Евразийского союза назначено на начало 2015 года. «Иначе мы Таможенный союз не потянем», — почти пригрозил Лукашенко российскому руководству. Примерно в таком же духе высказался уже на заседании Нурсултан Назарбаев.
Столкнувшись с объединенным фронтом Астаны и Минска, Москва вынуждена была хотя бы на словах согласиться. Иначе, как говорится, возможны варианты.
Путин поспешил успокоить союзников. На пресс-конференции он заявил, что «Мы понимаем, что для наших партнеров важно исключить вот эти изъятия, связанные с нефтепродуктами и нефтью и так далее. Мы готовы. Для нас это потери бюджета, но мы готовы это сделать». Но тут же отметил, что потребуется время. «Рассчитываем на то, что и партнеры пойдут нам навстречу, убирая те изъятия, которые для них, как они считают, важны... Нужно создавать равные условия». Как сказал Путин, это большая работа, причем «она должна быть с двусторонним движением. Должен быть компромисс».
Что под этим понимается — довольно ясно. В частности, Минску придется дать возможность российскому бизнесу участвовать в приватизации белорусских предприятий. На это Лукашенко не согласен. В том числе и делегировать полномочия наднациональным органам. Хотя бацька размашисто заявил, что «суверенитет не икона», тянуть он будет до последнего.
Сказать, конечно, можно, но трудно представить, чтобы Лукашенко, плотно контролирующий правительство и Национальный банк, согласится на проведение единой макроэкономической политики.
Не меньшие проблемы и у Назарбаева. В Казахстане нарастает недовольство Таможенным союзом. И если работа по ликвидации изъятий будет медленной, то эти настроения усилятся. К тому же в Астане есть серьезная прокитайская фракция. Пока Назарбаев все твердо держит в руках, но время играет против него. И какая фракция в Астане у власти будет после него, сказать сейчас не может никто.
Уже очевидно, что ускоренная интеграция, затеянная Москвой ради достижения геополитических выгод, сталкивается со значительными трудностями объективного свойства. Их количество в дальнейшем будет только возрастать. Если в основе экономического союза лежат чисто политические факторы, то ничего хорошего из этого не выйдет. Такие объединения всегда оказывались с коротким сроком существования.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
«К ЧЕМУ ПРИСОЕДИНЯТЬСЯ, ЕСЛИ ПОКА ЧТО НЕТ ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ?»
Валерий КАРБАЛЕВИЧ, политолог, Минск:
— Противоречия между Беларусью и Россией в рамках Таможенного союза, безусловно, есть. Объективные разногласия основываются на несовпадении национальных интересов двух государств. Вторая проблема состоит в том, что Казахстан и Россия экспортируют ресурсы, а Беларусь их импортирует. Пока что зона свободной торговли не распространяется на энергоресурсы в рамках ТС, и Минск требует, чтобы торговля шла без всяких ограничений. Поэтому, когда на саммите в Минске говорили, что к этому союзу хотят присоединиться Индия, Турция, Сирия, возникает вопрос: к чему присоединяться, если пока что нет зоны свободной торговли? Переход на следующий этап, в экономический союз, где предусматривается унификация макроэкономической политики — пока трудно представить. Также сложно представить, что Лукашенко откажется от того, чтобы самому определять уровень инфляции в стране, уровень дефицита госбюджета, уровень поддержки со стороны бюджета национального производителя и т.д.
Думаю, что вопрос выхода Беларуси из ТС не стоит. Белорусская сторона будет просто тормозить все решения, которые ей невыгодны, либо (что тоже часто бывает) — подписывать документы, а потом не выполнять их требований. Это очень часто происходит в рамках постсоветской интеграции, особенно это характерно в СНГ. Благодаря участию в ТС, Беларусь получает дешевые нефть и газ. Это — плата за участие в Таможенном союзе. Поэтому выходить из этого образования и переходить на мировые цены на газ и нефть — было бы абсурдом для Беларуси.
«ВЕРОЯТНОСТЬ ВЫХОДА КАЗАХСТАНА ИЗ ТС ДОВОЛЬНО ВЕЛИКА»
Досым САТПАЕВ, директор Группы оценки рисков, Казахстан:
— Противоречия между Казахстаном и Россией возникли совсем недавно. Впервые с момента создания Таможенного союза, президент Казахстана довольно жестко высказался относительно этого интеграционного проекта и впервые он критиковал Россию. По его мнению, Россия не выполняет некоторые положения ТС, создавая дополнительные, искусственные препятствия для казахстанских товаропроизводителей.
Во-вторых, критика звучала и касательно того, что Россия пытается политизировать деятельность этого интеграционного проекта, хотя изначально Казахстан акцент делал только на экономической составляющей.
С момента создания Таможенного союза, многие эксперты говорили, что в этом проекте интересы Казахстана будут ущемляться. Много было критических замечаний, в том числе, со стороны бизнеса. То, что давно в Казахстане заявляло экспертное сообщество, только сейчас было признано руководством страны.
Сейчас мы наблюдаем попытку создать некий дуэт Минска и Астаны в противовес российским позициям. Думаю, это оправдано, потому что Россия изначально слишком ускоряла процесс интеграции, постоянно акцентировала на политических моментах. Москва то заявляла о необходимости создания наднациональных политических структур, то требовала ускорить процесс введения единой валюты в рамках Таможенного союза. Для России это была больше геополитика и попытка использовать «крышу» Таможенного союза, чтобы собрать под нее побольше государств, которые могли бы признавать Россию в качестве первой скрипки.
Для Казахстана это была экономика. Назарбаев с самого начала заявлял о том, что ТС поддерживается Казахстаном лишь потому, что это открывает для казахстанского бизнеса новые рынки.
После ухода Назарбаева из политики никто не даст гарантии, что Казахстан сохранит свое членство в Таможенном союзе при новом руководстве. Сама идея ТС очень тесно связана с личностью Назарбаева, который всегда заявлял о том, что это была его идея и проект. Однако такое заявление не сможет сделать второй президент Казахстана. Понятно, что такие же проблемы и у Беларуси, где к власти могут прийти люди, которые будут более ориентированы на Запад.
Вероятность выхода Казахстана из ТС довольно велика. Внутри Казахстана, если брать общественное мнение, оно разделено на два больших лагеря. Сторонники — это представители этнических групп, те же самые русские, которые проживают в Казахстане и считают, что ТС — дополнительный мост, который связывает Россию и Казахстан на долгосрочной основе.
Противниками Таможенного союза в Казахстане являются так называемые национал-патриоты, представители казахоязычной части населения, которые считают, что ТС — новый проект России для повышения своего геополитического влияния на постсоветском пространстве для восстановления «новой империи» и т.д. Понятно, что новому руководству Казахстана придется учитывать общественное настроение, тем более, что влияние национал-патриотов будет расти в казахстанском обществе, и по отношению к ТС будут усиливаться негативные
Подготовил Игорь САМОКИШ, «День»
Выпуск газеты №:
№196, (2013)Section
Мировые дискуссии