Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Посетить Венский конгресс

Или О некоторых уроках договора, который на столетие обеспечил мир в Европе
30 сентября, 11:50

Двести лет тому назад, 25 сентября 1814 года, русского царя Александра I и короля Пруссии Фридриха Вильгельма III приветствовал у ворот Вены австрийский император Франц I. Начало Венского конгресса вошло в историю как самый продолжительный период мира, который знала Европа на протяжении веков. Так почему же этот юбилей был полностью проигнорирован?

Это правда, что Венский конгресс в основном рассматривается как празднование победы реакционных сил Европы после разгрома Наполеона. Однако, учитывая сегодняшний рост глобального смятения, если не хаоса, то что-то наподобие «прусской» ностальгии по Конгрессу могло бы быть уместным. Ведь здесь, в конечном итоге, состоялась встреча, которая путем жестких, но успешных переговоров, возобновила международный порядок после потрясений, вызванных Французской революцией и наполеоновскими войнами. Можем ли мы применить некоторые из ее уроков сегодня?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны рассмотреть не только Венский договор 1815 года, но и Вестфальский мир 1648 года и  Версальский договор 1919 года, каждый из которых по-своему положил конец кровавой главе в европейской истории.

Договоры, подписанные в 1648 году, завершили почти столетнюю религиозную войну, освященную принципом cuius регіо, eius religio («чья страна, того и вера»). Венский конгресс возобновил принцип баланса сил, основанный на убеждении, что все стороны разделяют общий интерес, который превосходит их амбиции, и возобновил Концерт Наций, прекративший на протяжении двух поколений территориальный и идеологический ревизионизм, который имел место с 1789 по 1815 год. Напротив, Версальский договор, который был слишком суровым, чтобы его приветствовать, и очень слаб, чтобы его претворить в жизнь, пролагал путь для Второй мировой войны.

Из трех договоров, тот, который был принят на Венском конгрессе, предлагает своего рода зеркальное отображение, чтобы помочь нам понять специфику нашей нынешней ситуации. В Вене европейские государства были своими среди своих. Их чувство принадлежности к большой и единой семье было подкреплено общим дворянским происхождением их дипломатов. Здесь не возникал вопрос культурной «инаковости».

Конечно, сегодня не может быть амбиций, чтобы воссоздать этот мир (или возобновить анахронический Вестфальский порядок религиозного разделения), а, скорее, разработать новый порядок, который выходит из других предположений. Действительно, одним из ключей к нашему нынешнему глобальному беспорядку является то, что, в отличие от Венского конгресса, или, если на то пошло, стороны 1648 года — главные действующие лица международной системы — не объединены общей волей, чтобы защитить статус-кво.

Главные действующие лица делятся на три категории: открытые ревизионисты, как Россия и Исламское Государство; тех, кто готов бороться, чтобы защитить хотя бы минимальный порядок, как например, США, Франция и Великобритания; и амбивалентные государства, в том числе ключевые региональные игроки на Ближнем Востоке — такие как Турция и Иран, действия которых не отвечают их риторике.


ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ВЕНСКОГО КОНГРЕССА В 1814 ГОДУ — УСТАНОВИТЬ БАЛАНС ВЛАСТИ В ЕВРОПЕ. ЭТОГО УДАЛОСЬ ДОСТИЧЬ ЕГО УЧАСТНИКАМ И ЭТОТ БАЛАНС УСПЕШНО ПОДДЕРЖИВАЛСЯ В ТЕЧЕНИЕ СОРОКА ЛЕТ

 

В таком разделенном контексте альянс «умеренных», созданный президентом США Бараком Обамой, чтобы победить Исламское Государство, — группа, которая включает Саудовскую Аравию, Катар и Объединены Арабские Эмираты, в лучшем случае является слабой. Мультикультурная коалиция, вероятно, является одним из требований легитимации военных действий на Ближнем Востоке. Дилемма заключается в следующем: если региональная коалиция Обамы существенно не расширится, то энтузиазм его нынешних союзников относительно военной интервенции США, вероятно, быстро иссякнет.

Или, возможно, что-то наподобие «биполярной гегемонии» Великобритании и России после 1815 года (хотя другие игроки — такие как Австрия, Пруссия и Франция — имели значение) может быть возобновлено, в котором США и Китай заменят Великобританию и Россию. Это, кажется, вершина мечты Генри Киссинджера — мечта, которую каждый может увидеть в его последней книге, названной на немецкий манер — «Мировой Порядок: Размышления о характере наций и ходе истории».

Но можем ли мы зависеть от реализации этой мечты? В то время, когда мы сталкиваемся с российским экспансионизмом и экстремизмом мессианских головорезов, уроки Венского конгресса могут казаться далекими и не имеющими значения. Тем не менее, один очевиден: государства имеют общие интересы, которые должны превалировать над национальными приоритетами.

Китай, Индия и Бразилия являются заинтересованными сторонами в мировой системе, а это значит, что они тоже нуждаются в каком-то порядке. И поэтому они также должны способствовать его поддержке. Интересам Китая, например, лучше всего будет отвечать не игра на стороне России против США, а, наоборот — выбор партии порядка, чем партии беспорядка.

Собрание современных эквивалентов Меттерниха, Каслри, Александра I и Талейрана также является мечтой: нет таких. Но в борьбе с сегодняшним растущим беспорядком и эскалацией насилия, лидерам, которые у нас есть, не помешало бы позаимствовать немного вдохновения у своих предков, которые 200 лет тому назад открыли нам путь к почти столетию мира.

Проект Синдикат для «Дня»

Доминик МУАЗИ — старший советник Французского института международных отношений (IFRI) и профессор в Институте политических исследований в Париже (Sciences Po). Он является автором книги «Геополитика эмоций: как культура, страх, унижение и надежда изменяют мир»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать