Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Последний из могикан

Ушел из жизни наследник Мао Цзэдуна
08 сентября, 20:27

По сообщению агентства Синьхуа, на 88 году жизни скончался «испытанный верный коммунистический борец, пролетарский революционер» Хуа Гофэн. В истории Китая он останется как «мудрый председатель Хуа», которого в апреле 1976 г. назначил своим преемником Мао Цзэдун. Стареющий кормчий якобы написал в записке Хуа: «Если дело в твоих руках, я спокоен». Глядя на нынешние успехи Китая как-то забываешь, что 32 года назад страна билась в конвульсиях «культурной революции» и переживала один из величайших кризисов в своей истории.

В 1973 г. у Мао Цзэдуна начались проблемы с речью. Он страдал атрофическим литеральным склерозом, достаточно редкая болезнь, лечить которую медицина того времени не могла. В 1975 г. появились трудности с дыханием, мышцы горла не пропускали пищу, в легких скапливалась жидкость, и начался воспалительный процесс. Мао мог лежать только на левом боку, отчего у него появились пролежни. Тем не менее власть он сохранял и продолжал играть на противоречиях в своем окружении.

На завершающем этапе «культурной революции» в верхних эшелонах власти в Китае сложилось три группировки: радикалы из группы по делам «культурной революции» во главе с женой Мао Цзян Цин, центристы и прагматики во главе с премьером Чжоу Эньлаем и Дэн Сяопином. Центристы не представляли чего-то организованного и идеологически были близки к радикалам. К ним принадлежал и Хуа Гофэн, которому предстояло сыграть важную роль в период «после Мао».

ВЗЛЕТ

Наследник диктатора родился в 1921 г. в провинции Шаньси в бедной крестьянской семье. Его звали Су Чжу. В конце 1935 г. вступил в коммунистическую Красную армию. С началом японской агрессии в 1937 г. Хуа Гофэн участвовал в боях против японцев, позднее сражался против войск Гоминьдана. В годы войны с японскими оккупантами он взял себе новое звонкое имя — сокращение от «китайский авангард сопротивления Японии и спасения страны».

В 1949 г., после победы коммунистов и образования КНР, Хуа Гофэн получил должность секретаря окружного партийного комитета в провинции Хунань — на родине Мао Цзэдуна. В годы «культурной революции» Хуа выступил сторонником Мао и завоевал особое доверие последнего за жестокое подавление ультралевых элементов в Хунани в 1967—1968 гг. На IX съезде КПК был избран членом Центрального комитета, а в 1973 г. — членом политбюро. В 1975 г. был назначен вице-премьером, а затем возглавил Министерство общественной безопасности. После смерти в январе 1976 г. Чжоу Эньлая именно его Мао Цзэдун назначил премьером, хотя все ожидали, что эту должность займет Дэн Сяопин. Некоторая удаленность Хуа от основных группировок в тот момент Мао устроила больше всего.

Когда 9 сентября 1976 г. скончался Мао Цзэдун, казалось, что наиболее прочные позиции у радикальной группировки, хотя перед смертью он несколько дистанцировался от своей жены и ее окружения. Именно председатель Мао назвал в одной из своих записок незадолго до смерти эту группировку сы жэнь бан — «банда четырех».

Окончательной победы радикалов не желали не только прагматики, но и центристы. В июле 1976 г. в городе Цунхуа состоялась тайная встреча, на которой помимо Дэн Сяопина присутствовали многие видные китайские начальники, партийные работники и военные. Там был намечен конкретный план устранения «банды четырех». Министр обороны маршал Е. Цзяньин встретился с руководителем службы безопасности правительства и политбюро Ван Дунсином и договорился с ним о совместных действиях. Это было важно, так как под командованием последнего находилась элитная часть 8341, охранявшая Чжуннаньхай (Запретный город), в котором размещалось высшее китайское руководство.

Развязку ускорили сами радикалы. Хуа Гофэну доложили, что они срочно вооружают в Шанхае народное ополчение в 200 тыс. человек, для чего только за последние дни в город было доставлено 70 тыс. винтовок, 300 артиллерийских орудий, 10 млн. патронов. До этого времени колеблющийся Хуа согласился с арестом радикалов. Под предлогом обсуждения на политбюро вопросов издания пятого тома произведений Мао Цзэдуна их пригласили на заседание и по дороге арестовали.

ПАДЕНИЕ

Сразу после устранения радикалов начали проявляться противоречия в лагере победителей. Хуа Гофэн на XI съезде партии выдвинул план «четырех модернизаций»: промышленности, сельского хозяйства, науки, армии. Этот план представлял новый вариант «большого скачка» и был в тех условиях абсолютной утопией. Неудача плана существенно подорвала позиции председателя ЦК и премьера. Прагматики во главе с Дэн Сяопином начали наступление, с целью окончательного вытеснения левых и центристов из политической и хозяйственной жизни. На поворотном III пленуме ЦК было решено навсегда прекратить политические кампании и перенести центр тяжести на экономическое строительство. На V пленуме ЦК в январе—феврале 1980 г. был воссоздан секретариат ЦК и пост генерального секретаря, который когда-то занимал Дэн Сяопин. Для лишения Хуа Гофэна поста премьера Государственного совета Дэн предложил разделить государственные и партийные посты. При этом он показал пример и отказался от поста заместителя премьера. Хуа Гофэну не оставалось иного как сложить с себя полномочия премьера. Этот пост занял реформатор Чжао Цзыян, известный смелыми реформами в провинции Сычуань, когда он там занимал пост партийного секретаря.

За этим вскоре последовал последний акт. В 1980—1981 гг. Хуа подвергался критике в печати со стороны прагматиков за свои действия в период «культурной революции». Окончательный удар был нанесен в июне 1981 г. на VI пленуме ЦК КПК. На нем Хуа Гофэн был вынужден оставить пост председателя ЦК. На этот пост также был избран реформатор Ху Яобан. Позднее пост председателя был упразднен.

Хуа Гофэн не был репрессирован, оставался рядовым членом ЦК до 1997 г. После 2002 г. он уже не занимал никаких должностей, но в 2007 г. его пригласили в качестве особого гостя на XVII съезд партии. Победа фракции Дэн Сяопина была окончательно закреплена в результате судебного процесса над их политическими противниками — «бандой четырех» и их ближайшим окружением, в течение нескольких месяцев осенью 1980 — зимой 1981 гг. По сути дела, это был политический процесс над «культурной революцией». Руководители клики — Цзян Цин и Чжан Чуньцяо были приговорены к смертной казни, замененной впоследствии пожизненным тюремным заключением, остальные обвиняемые также получили суровые приговоры. Жена Мао Цзэдуна Цзян Цин умерла в 1991 г., а в декабре 2005 г. умер Яо Вэньюань — последний из «банды четырех».

Хуа Гофэн — повторил путь многих наследников диктаторов. Желание сохранить диктатуру, убрав ее наиболее одиозные и репрессивные механизмы, наталкивается на необходимость проведения глубоких реформ. Попытки игнорировать насущные потребности общества, колебания в выборе стратегического курса никогда не приводят к позитивному результату. Так было в СССР после смерти Сталина. Берию, как и «банду четырех» в Китае, устранили совместно, но потом попытки решения проблем чисто аппаратным способом сыграли против Георгия Маленкова и тех, кто позднее был назван антипартийной группой. Историческая роль Хуа Гофэна состоит в том, что он в решающий момент не допустил сползания страны в очередную конфронтацию, которая могла привести к вспышке гражданской войны. Наверное именно для этого нужны такие политики. Хотя период их правления бывает достаточно коротким, но благодарная память о них остается у потомков.

Кончается эпоха коммунистических диктаторов. Уже и Фидель Кастро отошел от руководства Кубой, говорят, что плохо со здоровьем у Ким Чен Ира. С ними уходят и их наследники. Ряды коммунистических могикан поредели настолько, что их можно пересчитать по пальцам. Вот и еще один ушел...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать