Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Пример — другим наука

Экс-президент Перу поплатился за противоправную деятельность
27 апреля, 19:39

По мере приближения очередной избирательной кампании все чаще идут дискуссии об ответственности политиков за свои действия. Латиноамериканское государство Перу сделало в этом направлении важный шаг, имеющий, без преувеличения, международное значение.

Конец 90-х гг. был для Перу просто ужасным. В стране буквально бесчинствовали левацкие террористические организации, наиболее крупными из них были Светлый путь и Революционное движение имени Тупак Амару. В общей сложности, по весьма приблизительным подсчетам, за 10 лет вооруженного противостояния погибло более 70 тыс. человек. Вооруженная борьба происходила на фоне экономической катастрофы. В 1990 г. гиперинфляция составила 7650%.

В 1990 г. на президентских выборах победу одержал инженер-агроном, мало кому известный ректор столичного сельскохозяйственного университета «Ла Молина», этнический японец Альберто Фухимори. На политической сцене он появился внезапно — типичная темная лошадка — и одолел представителя истеблишмента, всемирно известного писателя Марио Варгаса Льосу. Фухимори — выходец из семьи эмигрантов. Типичный self-made man, он с детства приобщился к физическому труду, прекрасно учился в школе, получил высшее образование.

Вступив в должность, глава государства решительно и энергично взялся за преодоление экономической разрухи и политического хаоса. Запущенные механизмы неолиберальной экономической модели, хотя и не без проблем, стали давать ощутимые результаты. За 10 лет удалось справиться с гиперинфляцией, снизив ее до 4,8% в 1999 г. Кардинально улучшилась динамика ВВП — от падения в 5,4% в год до 4% годового прироста в среднем за 90-е годы. Существенно увеличились иностранные капиталовложения, главным образом за счет широкомасштабной приватизации неэффективных и нерентабельных предприятий государственного сектора. Если в 80-е гг. ежегодный приток инвестиций составил 30 млн. долл., то во второй половине 90-х гг. — уже около 2 млрд. долл. Перу в этот период вошла в число 10 развивающихся стран, в которые направлялся основной поток зарубежных инвестиций. Смягчились социальные проблемы: снизилась безработица, повысились минимальные зарплаты и пенсии. Даже мировой финансовый кризис 1998 г. не поколебал макроэкономической устойчивости в стране. В мире заговорили о перуанском экономическом чуде и его творце.

В 1995 г. Альберто Фухимори на президентских выборах легко победил бывшего генерального секретаря ООН Хавьера Переса де Куэльяра, заручившись поддержкой 64,4% избирателей. Между тем, на политическом горизонте собирались свинцовые тучи. Реформы осуществлялись жесткими методами, частично заимствованными из арсенала борьбы с левыми террористами. Фухимори натолкнулся на отчаянное сопротивление части правящей элиты и их представителей в парламенте. В этих условиях он пошел на чрезвычайную меру — распустил Национальный конгресс, совершив 5 апреля 1992 г. «институциональный переворот». Так началось движение к авторитаризму.

Референдум 1993 г. одобрил новую конституцию, предоставлявшую президенту широкие полномочия — вплоть до роспуска парламента и судебных органов, а также право на повторное избрание непосредственно по завершении предыдущего мандата. Потом был конфликт 1997 г. с Конституционным судом, который завершился отставкой четырех из семи членов суда, отказавших Фухимори в праве выдвигаться в 2000 г. Наконец, последовало принятие закона о «подлинной интерпретации конституции», дававшего президенту право выдвигаться на третий срок. Уверовав в свое «мессианское предназначение», Фухимори добился переизбрания за счет административного ресурса, манипуляции бюллетенями, подлогов, подтасовки итогов голосования. Однако достигнутая победа оказалась пирровой.

Во всех этих противоправных деяниях президента активную роль играл шеф Национальной разведывательной службы Владимиро Монтесинос, воспринимавшийся как «серый кардинал». Он руководил разведкой и контрразведкой, направлял и контролировал денежные потоки, в том числе — происходившие из сферы наркобизнеса, присваивал себе лично огромные средства, которые частично использовались для подкупа нужных людей и проведения тайных операций. Подвалы службы разведки превратились в камеры пыток, людей казнили без суда и следствия, убивали на улицах, многие бесследно исчезали. Права человека стали фикцией. Сотни тысяч перуанцев были вынуждены покинуть родину.

Подобный беспредел вызвал протест не только среди политиков, но и в армейских кругах. Переход кризиса в горячую фазу был связан с показом по телеканалу военно-морского флота 14 сентября 2000 г. видеопленки с записью эпизода дачи взятки в 15 тыс. долларов «серым кардиналом» — Владимиро Монтесиносом — депутату парламента Альберто Коури за переход в проправительственную фракцию. Этот факт произвел эффект разорвавшейся бомбы. Дальше — больше. После саммита АТЭС в Брунее Альберто Фухимори приехал на историческую родину и попросил политического убежища. Затем по факсу прислал заявление об отставке. Возмущению парламентариев не было предела. Подавляющим большинством голосов было принято решение сместить Фухимори с поста президента с формулировкой: из-за «моральной неспособности руководить государством». Он пожизненно лишался права занимать выборные должности.

Перу долго добивалась экстрадиции беглеца. Япония отказывалась делать это, ссылаясь на отсутствие соответствующего соглашения. Перуанские власти выдали международный ордер на его арест. Совершенно потеряв чувство реальности, экс-президент даже намеревался вновь выдвинуться на высший пост в 2006 г. Ради этого он приехал в соседнюю Чили. Но там был арестован и в 2007 г. выдан перуанской юстиции.

Судебный процесс над бывшим президентом продолжался 15 месяцев. Верховный суд провел 161 заседание, показания давали десятки свидетелей. С самого начала на процессе присутствовали многочисленные иностранные наблюдатели из авторитетных правозащитных организаций.

По совокупности преступлений Альберто Фухимори приговорен к 25-ти годам заключения. Ему инкриминируется ответственность за убийства 25-ти граждан, а также похищение предпринимателя и журналиста. Эти акции проводились спецслужбами с ведома главы государства.

Реакция в стране на решение Верховного суда оказалась неоднозначной. Бывший перуанский президент Алехандро Толедо подчеркнул, что осуждение — это урок для мира и особенно — для политического класса страны. Дочь Альберто Фухимори — Кейко, депутат парламента, намеревающаяся выдвинуться кандидатом в президенты на выборах 2011 г., заявила, что это фарс и потребовала пересмотра вердикта. В то же время, большинство экспертов сошлись во мнении, что это поистине беспрецедентный случай для континента, «ибо впервые бывший конституционный президент осужден в собственной стране за преступления против человечности».

Отклики на вердикт суда по делу Альберто Фухимори отражает раскол в Перу. В 2001 г. была создана «Комиссия по правде и примирению», целью которой было исследовать конфликт между повстанцами и регулярной армией. Она поставила перед собой и страной амбициозную задачу — обратиться к прошлому, чтобы построить более справедливое и безопасное будущее. Но эта цель вызвала в обществе взрыв эмоций. Их характер наглядно иллюстрирует эпизод с предложением создать музей, который бы рассказывал и показывал историю конфликта и хранил бы память о его влиянии на Перу. Идея создать музей возникла благодаря еще одному громкому мероприятию — выставке под названием Yuyanapaq, на которой представлены картины и фотографии, собранные Комиссией. Многие предлагали перенаправить выделенные деньги на более необходимые социальные программы.

Музей — это всего лишь один из примеров проблем, c которыми сталкивается Перу на пути к достижению первоочередной цели: формированию коллективной памяти. Надо отдать должное перуанской интеллигенции. Под влиянием журналистов, художников, писателей, артистов, многие из которых имеют мировую известность, президент Алан Гарсиа подписал «высочайшее разрешение» продолжать музейный проект. Специальную комиссию для его «координации, оформления, осуществления» и управления им возглавил писатель Марио Варгас Льоса.

Так сделан важный шаг на пути национального примирения. Может, стоит воспользоваться примером Перу, и нам в Украине начать движение в таком же направлении? И тогда прошлое перестанет отравлять будущее.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать