Путин – Меркель
«Северный поток-2» и разговоры ни о чемВстреча германского канцлера и российского президента в канцлерской резиденции Мезеберг в бранденбургском городке Гранзее продлилась три часа и, судя по всему, судьбоносной ни для Меркель, ни для Путина не стала. Место в 6-тысячном Гранзее выбрали, несомненно, чтобы избежать массовых демонстраций как против, так и за Путина, а также против Меркель. Обсуждали на встрече кризис в Украине и в Сирии, возможности сохранения ядерной сделки с Ираном, а также строительство «Северного потока — 2». По поводу возможных американских санкций против компаний, участвующих в строительстве газопровода, пресс-секретарь Путина Песков заявил: «Есть понимание, что, безусловно, проект абсолютно коммерчески выгоден, конкурентен и поэтому обходимо принять меры, чтобы оградить его от возможных неконкурентных и незаконных нападок со стороны третьих государств, с тем, чтобы в конечном итоге выйти на завершение этого проекта. Он является абсолютно коммерческим и соответствует интересам всех».
Правда, конкретизировать «защитные меры» пресс-секретарь не рискнул. Действительно, о них легче говорить, чем вступать в реальную конфронтацию с США в связи с будущими новыми американскими санкциями против России, в том числе и связанные с «Северным потоком-2». Кроме того, далеко не все страны видят в этом проекте чисто коммерческий смысл. Не говоря уж об Украине и США, ряд членов Евросоюза, и прежде всего Польша, считают «Северный поток-2» проектом чисто политическим, призванным наказать несговорчивых транизитеров — Польшу и Украину, а заодно и строптивого президента Беларуси.
Неоднократно повторяемые как мантра Ангелой Меркель слова о том, что проект «Северный поток-2» нисколько не политизирован и не направлен против Украины, которая должна будет сохранить свою роль транзитера российского газа, никого, кроме друзей Путина не убеждают. Слишком очевидна чистая убыточность данного проекта, как для европейских, так и для российских налогоплательщиков. Хорошо известно, что транзит российских энергоносителей через Украину, Беларусь и Польшу обходится дешевле, чем будущий транзит через «Северный поток-2» с учетом затрат на строительство трубопровода. Чтобы нарастить транзит за счет модернизации газотранспортных систем Украины и Беларуси, потребовалось бы в несколько раз меньше расходов. Но Кремль шантажирует Германию и другие европейские страны тем, что из-за прогрессирующего ухудшения российско-украинских и российско-польских отношений транзит газа через Украину и Польшу может достаточно скоро прекратиться. А «Северный поток-2» будет в этом случае надежной гарантией того, что поставки газа в Европу не сократятся, особенно в критический зимний период.
Разумеется, Москва всячески обходит вопрос о том, что ухудшение отношений с Украиной и Польшей произошло исключительно из-за российской аннексии Крыма и агрессии на Донбассе. Но, что характерно, в Германии, по крайней мере, на официальном уровне, об этом говорят все меньше и меньше. А выгоду от «Северного потока-2» в первую очередь получат компании, связанные с Путиным и его друзьями, как с российской, так и с европейской стороны. Известно, что одной из причин охлаждения отношения к Украине в Германии, да и в других странах Евросоюза, стала неспособность Петра Порошенко справиться с коррупцией, что стало препятствием для сколько-нибудь масштабных иностранных инвестиций в украинскую экономику. Однако создается устойчивое впечатление, что в Германии сделке по «Северному потоку-2» сопутствует ничуть не меньшая коррупционная составляющая, чем в России. После последних выборов в бундестаг социал-демократы, несмотря на крупный проигрыш, стали играть более заметную роль в правительстве Меркель, чем прежде. И именно среди них преобладают сторонники «Северного потока-2», главным лоббистом которого является экс-канцлер Герхард Шрёдер. Характерно, что после формирования нового правительства Меркель активизировала усилия по продвижению «Северного потока-2».
Также и об Олеге Сенцове публично Меркель не сказала ни слова. Хотя, между прочим, вообще могла бы выставить освобождение украинского режиссера и других украинских узников совести в России в качестве необходимого предварительного условия для встречи с Путиным.
Готовность Германии и ряда других стран ЕС, несмотря на сохранение антироссийских санкций, пытаться сблизиться с Москвой во многом объясняется страхом перед российской военной мощью, представления о которой на Западе, и особенно в Европе, имеют весьма преувеличенное представление. Возможно, у германского канцлера есть наивный расчет, что «Северный поток-2» умиротворит Путина и сделает его более сговорчивым в вопросах мирного урегулирования в Донбассе и в Сирии. Неслучайно, Меркель перед встречей в Гранзее грозилась достичь прорыва в вопросе Донбасса. Она наверняка изложила Путину свой план введения миротворцев на Донбасс и создания там международной администрации. Но российский президент готов терпеть международный контингент на Донбассе только на линии разъединения украинских войск и формирований марионеточных «республик», да и то в небольшом количестве и вооруженных только пистолетами. Но такой расклад не устраивает Германию и Запад в целом.
Что же касается Сирии, то без политического урегулирования, подразумевающего уход Асада, никакие германские капиталы в сирийское восстановление вкладываться не будут. Да и на урегулирование в Сирии, кроме России, влияют США, но никак не Германия. Поэтому обменять «Северный поток-2» на урегулирование в Донбассе и Сирии, включая германские инвестиции в последнюю, не могло удаться ни в коем случае. И американский президент Дональд Трамп абсолютно прав, когда корит Германию и других европейских союзников: как же так, вы сохраняете санкции против России, введенные из-за агрессии против Украины, и одновременно готовитесь закачать в российскую экономику миллиарды евро в рамках строительства не очень-то нужного Европе газопровода. И судьба «Северного потока-2» в конечном счете зависит от того, насколько серьезные санкции введет против него Америка.
Выпуск газеты №:
№149, (2018)Section
Мировые дискуссии