Разворот на Южный Кавказ
Чего ждать этому региону от России после завершения АТО на Донбассе?![](/sites/default/files/main/articles/08072014/mdf20398.jpg)
Во время проведения АТО все наше внимание привлечено к Донбассу. Тем не менее, недавнее подписание Соглашения об ассоциации с ЕС Украиной, Грузией и Молдовой имеет наряду с экономическими далеко идущие политические, даже геостратегические последствия.
Хотя в период агрессивных действий России против Украины проблематика Южного Кавказа ушла в некоторую информационную тень, однако сложности отношений между государствами региона никуда не исчезли. Наоборот, они имеют тенденцию к обострению, чем в полной мере пользуются игроки из заинтересованных стран.
Возможно, что без агрессии России против Украины процесс подписания Соглашения об ассоциации для трех стран был бы более длительным. Во всяком случае, до какого-то момента в отношении Грузии никто в Брюсселе спешить не собирался. Москва своими действиями значительно ускорила процесс, хотя всеми силами пыталась ему помешать.
Теперь же в регионе три страны начинают жить и действовать в кардинально изменившихся политических реалиях.
В наиболее сложном положении оказалась Армения. Хотя на ее территории и находится российская военная база в Гюмри, но считать себя в полной безопасности страна не может. И дело не только в перманентном конфликте с Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Резкий разворот в сторону Таможенного союза осенью прошлого года вызвал весьма неоднозначную реакцию в армянском обществе. Отсутствие общей границы с Россией делает членство в таком Союзе в политическом смысле относительно условным. Так было и до подписания Соглашения с Грузией, сейчас — тем более.
Хотя в Тбилиси никто не будет сознательно ухудшать отношения с Ереваном, тем не менее противоположность политической ориентации обязательно наложит известную тень на двусторонние связи. Армянско-турецкая граница остается наглухо закрытой, что создает в Армении ощущение некоторой изоляции. Короткая по протяженности граница с Ираном мало что меняет в этом невеселом отношении.
Так или иначе, но юридически закрепленный сдвиг Грузии в сторону Европы объективно усиливает тех, кто ратует за западный курс в Армении. О беспокойстве Москвы по этому поводу говорит выступление посла России в Армении Ивана Волынкина, которое приводит Zham.am. По его мнению, в Армении есть активные общественные и журналистские круги, финансируемые западными грантами. По его словам, главной целью некоторых из них является антироссийская деятельность. В Ереване прекрасно понимают, что Россия не менее заинтересована в Ереване, чем последний — в ней.
К тому же путь в Таможенный и затем — в Евразийский союз усыпан не розами, а шипами. Заявленное на 1 июля вступление Армении в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) не состоялось. По официальной информации армянской стороны, «процесс затягивается из-за нерешенности нескольких технических вопросов». Как обычно, каких именно, не сообщается. В свою очередь Владимир Путин заявил на совещании российских послов, что Армения станет полноправным членом ЕАЭС «уже в самом скором времени». Заместитель министра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян со своей стороны проинформировал, что Ереван уже передал в Евразийскую комиссию проект договора о вступлении в ЕАЭС.
Более вероятно, что скорейшему вступлению Армении в ЕАЭС в той или иной мере противятся другие члены организации: Беларусь и Казахстан. После отказа последних поддержать ограничения в торговле с Украиной из-за подписания Киевом Соглашения об ассоциации с ЕС, влияние этих стран в Союзе становится более весомым.
Здесь не последнюю роль играют экономические соображения. Слабая экономика Армении нуждается в поддержке, а денег и самим не очень хватает, особенно Беларуси. Но также — и политические проблемы. Как Минск, так и Астана не слишком хотят втягиваться в проблемы Южного Кавказа. К тому же Казахстан в споре вокруг Нагорного Карабаха больше склоняется в сторону Азербайджана. В том числе по причине тюркской близости. Российские глобальные интересы не слишком корреспондируются с целями партнеров Москвы. У Казахстана слишком много проблем со своими соседями в Центральной Азии, у Беларуси — также с западными соседями. События в Украине вынуждают белорусского бацьку быть предельно осторожным и не делать резких движений.
Основные издержки по введению Армении в ЕАЭС придется нести Москве, и там все больше размышляют над тем, стоит ли такая армянская овчинка южнокавказской выделки. Ведь рядом есть гораздо более мощный и имеющий значительный углеводородный потенциал Азербайджан.
После фактического ухода Грузии из-под московского влияния значение Баку возросло во много раз. Идеальным, с московской точки зрения, было бы подключение к ЕАЭС двух южнокавказских стран. В данный момент это не представляется возможным, но что-то на этом направлении в Кремле продумывают.
Азербайджан действительно вынужден проводить весьма осторожный курс. Хотя после визита президента Алиева в Иран отношения двух стран приобрели некоторую позитивную тенденцию, тем не менее проблем остается достаточно много. Обострять их при сложностях как на юге, так и на севере в Баку не хотят. Тем более что естественный союзник — Турция — сейчас занята Сирией и своими внутренними проблемами. К тому же, как показывает история с крымскими татарами, Анкара не склонна подвергать испытаниям выгодные экономические отношения с Москвой.
В Кремле это стараются использовать и пытаются воздействовать на Азербайджан изнутри. В стране наблюдается определенная активизация пророссийских сил. Так, лидер партии «Единый народный фронт Азербайджана» и депутат парламента Гудрат Гасангулиев призвал к возвращению в страну российских военных баз. «Нам остается только найти (общий) язык с Россией. То есть в какой-то форме договориться с Россией, обеспечить реализацию ее интересов в регионе, согласовать с ней нефтегазовую политику. Если потребуется, то можно продавать газ России. Если надо будет, то можно разместить здесь военные базы России. Другими словами, Азербайджан, не отказываясь полностью от государственного суверенитета, может ради Карабаха многие свои суверенные права уступить России». Взамен Москва «должна взять на себя обязательства и потребовать от Армении вывести свои оккупационные войска из нашей страны, освободить захваченные земли и решить карабахскую проблему в рамках территориальной целостности Азербайджана».
Если бы это было одно подобное эксцентрическое заявление-призыв, то на него не стоило обращать внимания. Гудрат Гасангулиев и раньше был известен своими пророссийскими заявлениями. Однако Москва не ограничивается только такой пропагандой своей агентуры в Азербайджане, а переходит к давно опробованным действиям. В частности в северных районах страны консульство России начало выдачу российских паспортов гражданам Азербайджана большей частью среди лезгин. Среди них традиционно сильны пророссийские настроения. Масштаб этой деятельности пока оценить сложно, но сам факт налицо. Он сопровождал конфликт с Грузией, и теперь, в той или иной мере, повторяется в Азербайджане.
Подписание Грузией Соглашения об ассоциации с ЕС вызвало активизацию российской политики в регионе Южного Кавказа. В Москве прекрасно понимают, что пример Грузии, Молдовы и Украины в перспективе может оказаться заразительным для государств Южного Кавказа. Тренд для Кремля в стратегическом плане не слишком позитивный. К тому же завершение АТО на Донбассе и укрепление украинской власти будет означать серьезное поражение Москвы на всем постсоветском пространстве. В первую очередь это отразится в регионе Южного Кавказа. Поэтому Кремль спешит там закрепиться. Для этого для него все средства хороши. Вплоть до дестабилизации довольно хрупкого положения равновесия.
Московская политика основана на раздувании конфликтов. И после Донбасса может наступить очередь Южного Кавказа.
Выпуск газеты №:
№122, (2014)Section
Мировые дискуссии