Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Российская информационно-пропагандистская война

Некоторые методы и формы противодействия
10 августа, 18:59
КАРИКАТУРА ЮРИЯ КОСОБУКИНА

Агрессия России против Украины в виде аннексии Крыма и захвата части территории Донбасса имеет, кроме сугубо военного, еще и мощное информационное измерение. Речь идет о заранее спланированной, хорошо скоординированной и хорошо финансируемой кампании дезинформации, направленной на нескольких адресатов.

Для того чтобы эффективно противодействовать российской пропаганде, нужно, на мой взгляд и на взгляд экспертов Центра исследования России, учитывать три ключевых фактора. Первый — четко представлять, о какой аудитории говорим. Второй — какие мессиджи используются московской пропагандой для каждой конкретной аудитории. Третий — какими инструментами пользуется российская пропагандистская машина для их распространения.

Если говорить о первом факторе, то, на наш взгляд, Кремль «работает» на три целевых аудитории. Первая — внутренняя российская. Вторая — украинская, с особым акцентом на оккупированные районы Украины. Третья — страны ЕС и НАТО.

Очевидно, что каждая из аудиторий имеет свою специфику и требует отличающихся от других форм и методов работы, то есть набор ключевых мессиджей, форм и способов их донесения.

Такой подход, как нам кажется, дает возможность реалистичного анализа действий московской пропаганды и позволяет предлагать практические меры противодействия.

Ограниченные рамки статьи не дают возможность проанализировать все обозначенные факторы подробно, поэтому остановимся лишь на некоторых.

В соответствии с опросом, проведенным Левада Центром в Москве в марте 2015 года, граждане России считают ее главными врагами США (73%), ЕС (64%) и Украину (55%). Наоборот, друзьями России являются Беларусь (85%) и Китай (76%). 50% россиян считают оправданными заявления В.Путина о возможности применения ядерного оружия в ходе аннексии Крыма. 49% считают главным достижением внешней политики возвращение России статуса «великого государства».

В опросе, проведенном этим же центром в мае 2015 года, бросаются в глаза три цифры:

• всего лишь 6% россиян считают, что «война на востоке Украины продолжается в связи с вмешательством в конфликт руководства России, которое поддерживает «ДНР» и «ЛНР» своими военнослужащими, вооружением и военной техникой»;

• 38% выбрали ответ: «Пусть даже в Украине есть российские войска и военная техника, но при сформировавшейся международной обстановке отрицать эти факты — правильная политика для России»;

• 56%, то есть каждый второй россиянин, рассматривает происходящее на востоке Украины как агрессию Запада, который поддерживает войну на востоке Украины с целью ослабления влияния России в мире.

• 63% россиян в марте 2015 года считали, что лучшей формой политического устройства для России является советская система или нынешний режим Путина. Лишь 11% россиян хотели бы жить в демократическом обществе западного образца.

Очевидно, что результаты опросов общественного мнения вряд ли можно положить в основу далеко идущих выводов. В то же время они четко указывают на определенные тенденции в настроениях общества и на его общее состояние.

Таким образом, о чем можно говорить?

Первое. О том, что общественность России оторвана от источников объективной информации. Такой общественностью легко манипулировать и навязывать ей нужное российским властям мнение.

Второе. О том, что большая часть российского массового сознания принимает ложь своих лидеров как норму. То есть, ложь является приемлемым способом для общественного мнения и не является аморальным явлением.

Третье. О том, что у российского общества четко сформирован и закреплен образ Запада и западного образа жизни как враждебного и неприемлемого для наследования в России.

Поэтому замена личностей на верхних ступенях системы не меняет ситуацию в целом, поскольку российскому обществу нужен автократический лидер и автократическая система как наиболее ментально и психологически приемлемые для него.

Было бы весьма наивно полагать, что такие настроения общества являются лишь следствием 15-летнего правления Путина. Нет, это историческая традиция российской государственности. На самом деле, речь идет о логическом продолжении автократической системы мышления и поведения российского общества с момента создания Московского государства в ХІІІ в. Оно вобрало и развило деспотические традиции государственного управления Золотой Орды, под властью которой находилось несколько веков. Они были продолжены в российской, но достигли своего завершения в советской империи.

Таким образом, речь идет о глубоко укоренившихся в сознании российского общества антидемократических общественных взглядах, которые на протяжении веков имели поддержку его абсолютного большинства.

Соответственно, надежды руководителей западных стран на возможность превращения России в демократическое правовое государство после развала СССР продемонстрировали их глубокую наивность, незнание истории и банальную политическую близорукость. К величайшему сожалению, ею и сегодня страдает довольно большое количество западных политиков. Также понятно, что на лечение этой болезни нужно время, способность к критическому переосмыслению своих предыдущих представлений и правдивая информация о России.

С агрессией против Украины процесс выздоровления начался. Это дает надежду на разработку адекватной западной политики относительно России, в частности, в противодействии ее пропагандистской войне.

При этом важно осознать, что эта война ведется не только против Украины, а против всего западного способа существования. На самом деле, речь идет о войне идентичностей, о конфликте цивилизаций.

Если говорить о целях российской пропагандистской войны, то они, как уже отмечалось, отличаются в зависимости от аудитории. Если обобщить, то основными из них, на взгляд экспертов центра, являются:

относительно Украины: дестабилизировать политическую систему, ослабить проевропейские настроения украинцев и расколоть их;

относительно Запада: подать выгодную себе информацию, а по сути — дезинформацию о Крыме и агрессии на востоке Украины, расколоть единство ЕС и НАТО;

относительно самой России: изолировать общество от правдивой информации, обеспечить максимальную поддержку режима Путина.

Для ведения этой войны отработана целая система идеологических клише, которые применяются в зависимости от возникающих обстоятельств и целевых аудиторий, на которые они направлены.

Речь идет, в частности, о таких:

• русское национальное меньшинство претерпевает гонения и преследования как в Украине, так и в западных странах;

• Запад считает Россию врагом и стремится ограничить ее влияние на международной арене;

• США и другие западные страны были организаторами цветных революций в нескольких постсоветских странах, которые имели антироссийскую направленность;

• Россия как «великое государство» имеет «право» на свою сферу влияния. Такой «объективной» сферой влияния для России выступает постсоветское пространство;

• Россия — оплот борьбы с современным фашизмом. Все, что маркируется как антисоветское и антироссийское, является фашизмом;

• западный индивидуализм пагубен. Коллективная форма общественного сознания отвечает традиционным представлениям россиян;

• русская православная вера — единственно правильная. Мораль на Западе находится в стадии упадка. Европа становится Гейропой;

• «русский мир» — это альтернатива Гейропе.

Очевидно, что набор этих тезисов абсолютно манипулятивен и далек от исторической правды. Вместе с тем, используя мощные инструменты влияния (теле- и радиоканалы, прессу, интернет, коррумпированных политиков, бизнесменов или журналистов), а также фактически неограниченное финансирование, российской пропаганде удается достичь ощутимых результатов как внутри страны, так и за рубежом.

Если иметь в виду западную аудиторию, то для достижения своих целей российская пропаганда активно использует достижения западной демократии. Имею в виду прежде всего свободу слова. На Западе России позволили свободно работать в своем информационном пространстве, не желая осознавать степень угрозы для собственного населения. Более того, многочисленные факты финансирования Россией как право-, так и леворадикальных партий в странах ЕС и НАТО, занимающихся в них активной пророссийской агитацией, свидетельствуют об абсолютной политической близорукости лидеров этих стран.

Важно, чтобы политический истеблишмент Запада понял простую истину: нужно отказаться от восприятия российских лидеров как исповедующих традиционные и понятные для Запада подходы и ценности.  

Не врать, выполнять взаимные обязательства, соблюдать как внутреннее, так и международное законодательство, уважать права человека, гарантировать право любого народа на выбор пути своего развития — эти и другие очевидные для Запада принципы абсолютно необязательны для России.

Очевидно, что западным лидерам и обществам очень трудно даже представить, что такое возможно, но это следует принять как объективную данность и учитывать при формулировке и проведении политики относительно России.

Какими в этой связи могли бы, на мой взгляд, быть эффективные шаги для противодействия российской пропаганде?

Они должны были бы быть как традиционными, так и асимметричными, нестандартными и целевыми. Например, не только «оборонными», то есть ограниченными аудиторией в странах ЕС и НАТО, но и наступательными. Чрезвычайно важно работать на информационном поле России, как это она сегодня успешно делает на Западе.

Итак, первое. Следует существенно усилить информационное давление на Россию. Речь должна идти об использовании всех возможных каналов влияния на общественное мнение России. Нужно создать специальные русскоязычные телеканалы, которые будут работать не только на русскоязычное население на Западе, но и на Россию. Одной из стран для их размещения могла бы стать Украина. Это же касается и возобновления работы нескольких мощных радиостанций, которые транслировали бы информацию на Россию, по примеру работавших во времена «холодной войны» (например, «Голос Америки», «Свободная Европа», «Голос Ватикана», Би-Би-Си и т.д.).

Второе. Такая работа будет иметь эффект лишь тогда, когда она будет системной. Нужно определить организацию-координатора, которая бы осуществляла эффективное управление подготовкой и распространением необходимой информации как внутри стран ЕС и НАТО, так и в России.

Третье. Нужно определить наиболее эффективные способы донесения нужной информации (телевидение, интернет, печатные СМИ, публичные мероприятия и тому подобное) до целевых групп влияния (молодежь, пенсионеры, частные предприниматели, интеллигенция, ученые, сельские жители, наемные работники и т.п.) и скоординировать такую работу.

Четвертое. Ограничить законным способом возможности российской пропаганды и ее политического влияния в странах Запада через принятие соответствующих законодательных актов на национальном и европейском уровнях. Это должно быть проведено быстро и скоординировано. Такой шаг станет серьезным ударом по планам московской пропаганды относительно расширения сферы своего влияния на Западе. Понимая всю чувствительность вопроса о свободе слова для западного общества, его можно было бы связать с вопросами национальной безопасности и необходимости противодействия диффамации в СМИ.

Пятое. В информационной работе с российским обществом концентрировать внимание на «болевых точках» для него. Имеется в виду распространение в первую очередь информации о погибших на войне в Украине российских солдатах, о снижении стандартов жизни рядовых россиян как следствие политики правящего режима Путина, об увеличении количества населения, оказавшегося за чертой бедности, об уменьшении возможностей для выезда за границу и т.п..

Шестое. Играть на противопоставлении поддержки украинских граждан (скажем, в вопросах безвизового режима) и отсутствия такой перспективы (по крайней мере сегодня) для россиян из-за безрассудной политики Кремля. То же может касаться тем выхода украинского бизнеса, включая малый и средний, на европейский, а позже и американский рынки, используя возможности Соглашения об ассоциации с ЕС и сближения с Западом в целом. Так украинцы станут развиваться быстрее и вскоре достигнут значительно более высокого уровня жизни, чем в России. Нужно сыграть на украинском примере, который среднестатистический россиянин воспримет значительно лучше, чем сравнение, например, с литовцем, поляком или хорватом.

Седьмое. Следует деликатно, но настойчиво проводить мнение о том, что нынешний политический режим невыгоден для среднестатистического россиянина. Перемены к лучшему могут произойти лишь в том случае, если система начнет меняться в направлении универсальных человеческих ценностей. Акцент на примерах, когда властям приходится учитывать мнение общественности и идти на нужные ей решения, может серьезно стимулировать рост общественной активности в российском обществе.

Понятно, что это весьма приблизительный и далеко не исчерпывающий перечень тем и средств, которые должны быть использованы для работы в России. Также очевидно, что не следует ждать здесь немедленного эффекта. Но они, по крайней мере, будут стимулировать начало изменений в общественном сознании, что в определенный исторический момент сыграет решающую роль в системных изменениях самой России.

Итак, чтобы получить позитивный эффект, на взгляд экспертов центра, следует:

• Ни в коем случае не переходить на принцип «ответим ложью на ложь». Запад должен распространять в России только и исключительно правду;

• использовать все возможные каналы донесения правдивой информации до российского общества;

• правовым способом добиться уменьшения присутствия российской пропаганды в информационном пространстве западных стран;

• привлечь к этой работе все возможные институции и заинтересованные страны и использовать все доступные формы и инструменты донесения такой информации. Решающей для успеха будет надлежащая координация этой работы;

• очень важно говорить по-разному, на разных языках, но одним голосом;

• понять, что одно из решающих условий эффективной работы — это надлежащее ее финансирование. Исходить из того, что горячая война стоит значительно дороже, чем информационная.

Переосмысление роли и места России в мире началось. Из стратегического партнера она постепенно перемещается в другую категорию: некоторые эксперты и политики уже оценивают ее как самую большую глобальную угрозу. Поэтому следует безотлагательно объединить усилия лучших экспертов и, не теряя времени, разработать планы конкретных мер для нейтрализации такой угрозы.


Эта статья была написана по просьбе и в сотрудничестве с NATO Strategic Communications Centre of Excellence. Все права защищены

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать