Саудовская Аравия берет на себя лидерство в арабском мире
Саммит лидеров арабских стран в Эр-Рияде наглядно показал, что даже если старые идеи одеть в яркую новую обертку — суть их все равно не изменится. Выдвижение «новых-старых» концепций установления мира на Ближнем Востоке в очередной раз снова наступает на те же грабли. Впрочем, на эту представительскую встречу на высшем уровне прибыло семнадцать глав государств из 22 стран- членов Лиги арабских государств. В то время как другие арабские страны были представлены на уровне премьеров или же бойкотировали саммит, как это было в случае с Ливией.
На встрече было принято много резолюций, главная из которых — относительно палестинского вопроса. В ней предлагается Лиге арабских стран активизировать арабский мирный план, подтвержденный на саммите в Бейруте в 2002 году. Этот план предлагает нормализацию отношений с Израилем в обмен на полный вывод его войск с территорий, аннексированных в 1967 году, и предусматривает «справедливое решение» для палестинских беженцев.
Однако без внимания может остаться тот факт, что союзник США король Саудовской Аравии Абдалла ибн Абдель Азиз позволил себе открытый выпад против американцев, заявив на церемонии открытия саммита, что незаконная иностранная оккупация Ирака повлекла за собой угрозу гражданской войны. В свою очередь, генеральный секретарь Лиги арабских государств египтянин Амр Мусса пожаловался на «отсутствие честного посредничества» в арабо-израильском конфликте, ссылаясь на то, что высокопоставленные лица США воспринимаются как — чрезмерно благосклонные к Израилю. Мирная инициатива Саудовской Аравии и острое заявление короля Абдаллы указывают на то, что сегодня саудовцы готовы посоревноваться с Египтом за роль лидера арабского мира.
Как подчеркивает саудовская газета Al-Jazirah, «эта модель лидерства представлена не потому, что саудовцы страдают от вакуума лидерства, а по той причине, что Королевство Саудовская Аравия является государством, которое достигло успехов во время мудрого руководства короля Абдаллы ибн Абдель Азиза. Именно потому, что король Абдалла, который имеет все основания для национального лидерства, известен как руководитель, подходы и методы администрирования и реализации обязанностей которого подлежат его последовательным принципам. Эти принципы заключаются в искренности и открытости саудовской арабской политики. Поэтому арабский мир должен признать это национальное лидерство и политические подходы. Появление арабского лидерства, которое получит поддержку арабских граждан, совпадает с пожеланиями «арабской улицы», нуждающейся в мудром арабском лидерстве, которое будет искать согласования арабского мнения и сможет защитить арабскую идентичность».
И хотя в арабской прессе появились комментарии, что саудовские предложения являются уникальной возможностью для Израиля, и если он ими не воспользуется, то они могут больше никогда не повториться, но подсознательно руководители арабских стран не могут не понимать, что умеренные арабские режимы стоят перед такими же угрозами радикального ислама, как и израильтяне, и что риск возможной очередной неудачи в попытке найти формулу установления мира между палестинцами и израильтянами может так же отразиться и на них.
В то же время, созыв арабской встречи на высшем уровне — это попытка переформатирования арабской политики и ее роли в ближневосточном регионе после того, как разногласия и разделения открыли двери для иностранных вмешательств и повлекли за собой отступ на «арабской улице». Но это требует, чтобы кто-то из ведущих арабских стран наконец взял на себя роль лидера. В данном случае все выглядит так, что осмелилась это сделать именно Саудовска Аравия, перехватывая у Египта роль регионального лидера, которую он с большим или меньшим успехом играл в последние десятилетия. Сейчас в центре деятельности саудовцев — попытки сформулировать и изложить коллективную точку зрения арабов в разрешении их внутренних проблем: определение общего будущего их народов и формулы сосуществования с близкими соседями (друзьями или врагами), с международными блоками и защита своих интересов во время жестокого соревнования за контроль над ресурсами и финансовыми потоками.
Как подмечает еще одна саудовская газета Al-Riyadh, «встреча на высшем уровне и выполнение ее решений относительно текущих и возможных новых кризисов в регионе, базируется на совокупных факторах потенциальных политических вулканических явлений, которые могут спровоцировать бурную лавину огня. Однако не стоит отказываться от штурма «минного поля» и попыток демонтировать «мины» и очистить его. Является ли начало обнадеживающим? Можем ли мы получить то, чего ожидаем и к чему стремимся? Король Абдалла четко очертил ситуацию, которая при наличии сотрудничества и солидарности, существующих между арабами, может повлечь за собой провозглашение палестинского независимого демократического государства на их земле со столицей Ерусалимом. В том же самом контексте король Абдалла проявил храбрость, анализируя все аспекты проблем Ирака, — он удивил многих, когда сказал, что эта страна находится под незаконной иностранной оккупацией».
Похоже, что быстрое усиление влияний неарабских стран, которые оказывают влияние на составление политической карты региона (а именно США, ЕС, Израиля, а также Ирана) показывает, что реальной возможностью прекратить эти процессы является установление постепенных изменений равновесия сил с целью защитить внутренний арабский «фронт» от разногласий и междоусобиц, которые «разбивают» его единство и не служат его долгосрочным интересам. Сегодня развитие ситуации благосклонно для арабского мира, поскольку США для того, чтобы решить иракскую проблему, нуждаются в арабской поддержке. Собственно, чтобы после того, как американцы оставят иракское поприще, не образовался вакуум власти и не началась полномасштабная гражданская война, Ирак будет нуждаться в вводе арабского объединенного контингента вооруженных сил — как единого возможного варианта не выпустить нестабильную ситуацию полностью из-под контроля.
Очевидно, что при таком развитии событий арабский мир будет пытаться тесно связать предоставление помощи американцам в Ираке со значительными уступками в конфликте между арабами и израильтянами. Пытаясь максимально опираться на европейцев, поскольку они всегда солидаризировались с арабской позицией, считая, что необходимо достичь постоянного урегулирования, которое будет учитывать интересы обеих сторон. Но, вопреки всем видимым недостаткам, этот план может послужить отправной точкой для возвращения арабов и израильтянин к столу мирных переговоров. Он подчеркивает возрастающую готовность союзных американцам арабских режимов принять непосредственное участие в разрешении палестино-израильского конфликта.
Похоже на то, что иракская кампания США и, как следствие, переформатирование сфер влияния на Ближнем Востоке выводит на первый план региональную дипломатию. Предложение, которое повторно было вынесено для обсуждения Лигой арабских стран, также подчеркивает повышение статуса Саудовской Аравии как влиятельного регионального посредника. Не менее важно, что саудовская мирная инициатива, рассматривая палестинскую проблему, принимает во внимания также и другие страны. Кроме того, реализация мирного плана выставляет Саудовскую Аравию как региональный противовес усилению влияния Ирана на Ближнем Востоке.
При всех минусах для Израиля саудовская инициатива потенциально может помочь премьер- министру Эхуду Ольмерту найти новые подходы в реализации израильской внешней политики после того, как спровоцированная в 2006 году исламскими террористами с «Хизбалла» Ливанская война разрушила планы одностороннего отхода израильтян с Западного берега. Саудовская монархия вместе с Египтом, Иорданией и другими сунитскими арабскими режимами рассматривает шиитский режим в Иране (который изо всех сил пытается приобрести ядерное оружие) как наибольшую угрозу для своего выживания. Террористический мятеж, расчленивший Ирак, стремление «Хизбаллы» управлять Ливаном и увеличение влияний «мусульманского братства» в Египте угрожают катастрофой арабским элитам, которые находятся при власти.
Однако, в случае с мирной инициативой Саудовской Аравии, скорее всего, можно говорить о самом процессе, чем о его возможном результате. В этой «коалиции интересов» палестинский вопрос является вторичным, поскольку палестинци как всегда разделены, и, при отсутствии эффективного лидерства, могут внести немного позитива в достижение региональной стабильности. Однако даже продолжительные мирные переговоры в ближневосточном регионе — это, все-таки, минимальное, но продвижение вперед.
«Тем временем, — пишет влиятельная египетская газета Al- Ahram, — в апреле Египет планирует принять гостей на встрече «международного квартета» с «арабским квартетом», чтобы обсудить последующие шаги. Арабские дипломатические источники рассчитывают, что Израиль ответит положительно, давая импульс для длительных дипломатических маневров, которые могут привести к восстановлению переговоров».
Выпуск газеты №:
№57, (2007)Section
Мировые дискуссии