Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Украина – Грузия: три вызова

Давид БАКРАДЗЕ — о команде Саакашвили в украинской власти: «Я считаю суверенным правом правительства назначать на отдельные должности тех, кого считают нужным»
10 февраля, 12:41

На днях в Украине с визитом пребывал государственный министр Грузии по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Давид Бакрадзе. Он является представителем нового поколения грузинской дипломатии, для которого английский — второй родной язык. Поэтому интервью господин Бакрадзе давал на английском языке, на котором ему лучше высказывать свои мнения, чем на русском. Еще одной особенностью дипломата является то, что он уклонялся от политических оценок, отмечая, что его сфера — не политика, а дипломатия. Разговор с господином Бакрадзе начался с вопроса, как в Грузии реагируют на то, что в последнее время многие грузинские граждане устроились на работу в государственных органах Украины.

«У НАС ЕСТЬ ОБЩЕЕ ВИДЕНЬЕ НАШЕЙ ИНТЕГРАЦИИ В ЕС»

— У Грузии общие внешнеполитические приоритеты с Украиной. У нас есть общее виденье нашей интеграции в Европейский Союз, и на этом пути мы также встречаемся с очень похожими проблемами, которые мы должны преодолеть плечом к плечу. Поэтому я желаю удачи правительству Украины в столь непростые и сложные времена.

А что касается этих назначений, я считаю суверенным правом правительства назначать на отдельные должности тех, кого считают нужным. И я желаю удачи правительству в его борьбе в преодолении внутренних и внешних вызовов.

— Какие из этих вызовов самые важные?

— Ситуация в Восточной Украине действительно заслуживает наибольшего внимания со стороны наших западных партнеров, Европейского Союза, НАТО. У нас также есть подобные вызовы: оккупированные регионы Абхазии и Цхинвали. Как вы знаете, правительство России подписало так называемый договор о союзе и сотрудничестве с режимом Сухуми. Мы расцениваем это как шаг на пути к аннексии.

Российская Федерация своими действиями в Грузии, Украине, Молдове хотела помешать нашему процессу интеграции в ЕС, и мы надеемся, что ответ ЕС будет сильным и последовательным».

— И какие дальнейшие шаги ЕС должен сделать, чтобы разрешить конфликт в Украине?

— Последним решением евросообщества было продолжить санкции против Российской Федерации. И здесь самым важным является то, что позиция Евросоюза должна быть объединенной и последовательной. Итак, важнейшим достижением ЕС является то, что каждая из 28 стран поддерживает эту решительную позицию. Таким образом, последовательность в своих действиях должна быть основным приоритетом для ЕС в продолжении отношений с Россией.

«ЭТО НЕ ВОЙНА ЗА ТЕРРИТОРИИ, А ВОЙНА ЗА ЦЕННОСТИ»

— Должен ли рассматриваться Западом и военный вариант остановки России?

— Я думаю, что этот вопрос рассматривается и обсуждается США, ЕС и Альянсом. Таким образом, какое бы решение не было принято относительно войны в Украине, я должен подчеркнуть, что это не война за территории, а война за ценности. Это война за универсальные принципы демократии, права человека, хорошее управление и верховенство закона. Поэтому я думаю, что наши западные партнеры должны рассмотреть все варианты и прийти к решению, ориентированному на Украину и ее европейское будущее.

— СМИ сообщают об опасении Запада, что Россия может прибегнуть к тактике «гибридной» войны в Грузии, которую она уже применяет в Украине. Вы видите подобную опасность со стороны России?

— Уже два года, как новое правительство Грузии поддерживает прагматичный подход в отношениях с Российской Федерацией, которая с одной стороны открыла российский рынок (закрытый после 2006 года как экономический инструмент, чтобы помешать евроатлантической интеграции Грузии), но, к сожалению, эта политика не принесла результатов на политическом уровне. Россия продолжает политику аннексии. Но когда дело доходит до гибридной войны, вы, возможно, знаете, что Грузия обязалась не применять силу относительно России, но это было обещано в одностороннем порядке. Таким образом, угроза есть, но мы продолжаем наш Женевский диалог с участием международных игроков, таких как ЕС, ОБСЕ. Мы надеемся, что военные действия будут предупреждены.

— Когда Грузия планирует подавать заявку на членство в НАТО?

— На последнем саммите в Уэльсе Грузия получила важный пакет помощи, который включает создание общего учебного, образовательного центра НАТО на территории Грузии, мы будем проводить общие учения. На саммите Грузия была признана партнером с расширенными возможностями. Также мы являемся одной из четырех стран, которые стремятся к членству в этой организации. Мы делаем свой вклад в совместные усилия по борьбе с терроризмом. К сожалению, наше членство зависит не только от нас. Это — политическое решение, которое должно быть принято. Но мы, с одной стороны, достигли прогресса в усилении нашего оборонного потенциала, а с другой стороны — в улучшении нашей совместимости с силами НАТО, чтобы быть готовыми в любой момент стать членом НАТО. Но конкретной даты нет.

О ПЛАНАХ НА РИЖСКИЙ И ВАРШАВСКИЙ САММИТЫ

— Возможно, она станет известной на Варшавском саммите?

— В Уэльсе союзники опять подтвердили, что Грузия станет членом НАТО и что у нее есть все инструменты, необходимые для продвижения к этой цели. Как вы знаете, до саммита остался год и три месяца. Таким образом, перед нами очень важная работа: с одной стороны, реализовать вышеупомянутый пакет, а с другой — продолжить наши реформы, касающиеся верховенства закона, судебной системы. На этот год правительство запланировало очень важные реформы, и потому мы будем более подготовлены к Варшавскому саммиту.

— А какие планы вашей страны на саммит Восточного партнерства в Риге?

— Безусловно, мы готовимся к этому событию. В нашем распоряжении имеется три основных инструмента. Одним из них является Соглашение об ассоциации, вторым — углубленная и всеобъемлющая зона свободной торговли (DCFTA), и третий — план либерализации визового режима действия. Наибольшего успеха мы добились в реализации плана визовой либерализации. Мы завершили первый этап и надеемся, что последняя оценка в марте относительно второго этапа реализации плана действий по либерализации визового режима также будет позитивной. Мы также реализуем реформы в процессе трансформации и модернизации, что также имеет большое значение для наших граждан в оккупированных регионах. Таким образом, безвизовое передвижение и европейская перспектива для Грузии имеют значение не только для наших граждан по обе стороны от оккупированной линии, но и в региональном контексте. В этом смысле, особенно когда дело доходит до европейской перспективы, я думаю, что наши усилия с Украиной и Молдовой должны быть объединены. Мы сделаем свою работу и ожидаем, что ЕС выполнит свою часть также.

— Недавно в вашей стране пребывала группа литовских парламентариев, и, в частности, заместитель председателя комитета по иностранным делам Сейма Аудронюс Ажубалис сказал, что напряженность в Грузии препятствует получению безвизового режима с ЕС. Что скажете на это?

— Я встречался с ними, мы обсудили реформы, осуществляемые правительством Грузии. И у меня есть ощущение, что гости были весьма поражены уровнем реформ, которые мы осуществляем. Но я не могу прокомментировать его оценку ситуации, потому что сейчас в Грузии нет напряженности, но достижением является существующая плюралистическая демократия. На мой взгляд, политический плюрализм и демократия привносят больше политической напряженности в политическую жизнь страны, но это положительный знак для демократии.

— А лидер парламентской оппозиции Литвы Андрюс Кубилюс отметил, что внутренняя борьба в Грузии негативно влияет на имидж вашей страны.

— Внутренняя борьба? Конкурентоспособность в повседневной политической жизни есть то, что определяет уровень демократии, и это происходит в плюралистических демократиях, как сейчас в Грузии. Это уже не страна, которой управляет одна партия. Если на то пошло, у нас есть коалиционное правительство, а также весьма разнообразный политический ландшафт, и это следует рассматривать как шаг вперед, к демократии.

— Бывший министр иностранных дел Георгий Вашадзе обвинил нынешнюю власть в ухудшении экономической ситуации, сказав, что инвесторы не идут в Грузию из-за плохого инвестиционного климата. Это так?

— Правительство Грузии сделало очень важные шаги в направлении европейских ценностей. Трудовой кодекс, который был выгоден работодателям, в данное время сбалансирован. Бюджет Грузии сейчас является намного более социально ответственным. Учитывая ситуацию в Украине и России, когда объемы внешней торговли сократились, когда уменьшилось поступление, когда курс доллара вырос, в прошлом году у нас экономический рост достиг пяти процентов. Мы сохраняем хорошие позиции рейтинга легкости ведения бизнеса, мы улучшили наши рейтинги в борьбе с коррупцией, права собственности теперь защищены. Теперь у нас совершенно другая ситуация в судебной власти, где конкурентоспособность является определяющей в судах, и, следовательно, мы считаем, что направление развития правильное. Разумеется, тенденции в регионе не способствуют нашей экономике, но все же в сфере туризма продолжает расти количество туристов. Поэтому в целом я не могу разделять позицию моего бывшего министра.

— Вчера (интервью записывалось 5 февраля. — Авт.) вы встречались с министром иностранных дел Украины Павлом Климкиным. Можете подробнее рассказать, о чем договаривались?

— У нас общие цели на будущий Рижский саммит, и у нас очень похожие проблемы. Поэтому речь идет об обмене опытом по реализации Соглашения об ассоциации. Мы уже приступили к реализации Соглашения об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли, а Украина начнет это делать в будущем году. Следующими вопросами являются подготовка к Рижскому саммиту, а также к выполнению плана действий по либерализации визового режима. По этим трем направлениям мы договорились сотрудничать на уровне экспертов. Мы коснулись важности трехстороннего сотрудничества Украины, Молдовы и Грузии в вопросах Европейской политики соседства. Мы скоординировано должны определить свою политику, объяснить, чего мы вместе ожидаем от Европы. Кроме того, мы обсудили информационные и коммуникационные стратегии наших стран, когда мы сталкиваемся с неверным толкованием или неправдивой информацией о DCFTA или Соглашении об ассоциации. Некоторые мифы, к сожалению, распространяются целеустремленно «анти-ЕС» или «антинатовскими» силами. Этими вопросами занимается мой департамент. У нас есть стратегия на три года, которую ввели в действие в этом году. Мы также обсудили вопрос координации деятельности доноров. Это очень сложная структура, а у нас хороший, почти десятилетний опыт. Этими вопросами занимается мой департамент, потому мы обсудили, как эффективнее использовать техническую и финансовую помощь и направить ее на важные реформы, которые мы хотим видеть, и что наши европейские партнеры хотят видеть в Украине или в Грузии. У нас общие внешнеполитические приоритеты, потому обмен опытом будет иметь решающее значение.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать