Перейти к основному содержанию

Уроки «Фейсбука» для Украины

На днях Федеральное бюро расследований США пошло на беспрецедентный шаг: на своей странице в Фейсбуке бюро поместило обращение к арабоговорящим пользователям с просьбой помочь расследовать нападение на американское консульство в Бенгазе и убийство посла Кристофера Стивенса
18 декабря, 15:18
ФОТО РЕЙТЕР

На днях Федеральное бюро расследований США пошло на беспрецедентный шаг: на своей странице в Фейсбуке бюро поместило обращение к арабоговорящим пользователям с просьбой помочь расследовать нападение на американское консульство в Бенгазе и убийство посла Кристофера Стивенса.

Этот довольно неординарный подход к ведению расследования в который раз засвидетельствовал, что новая эра — эра «Фейсбука» — стала реальностью. Компания, основанная в 2004 году 20-летним студентом Гарвардского университета Марком Цукербергом, быстро превратилась в мирового бизнес-гиганта, колоссальную коммуникационную платформу, механизм политического воздействия и гражданской активности.

По версии журнала «Форбс», сегодня Цукерберг занимает 25-е место в рейтинге самых влиятельных людей мира и 35-е место в рейтинге самых богатых людей планеты. «Фейсбук» вытеснил все локальные социальные сети в США, Канаде, Латинской Америке и Европе. По результатам исследования Global Intelligence for the Digital Transition, в июне 2012 года «Фейсбук» доминировал в 126 из 137 стран мира. Единственным регионом, где он еще имеет конкурентов или вообще не представлен, является Россия, страны СНГ и Китай.

В октябре этого года компания сообщила, что достигла одного миллиарда активных пользователей — это почти половина всех мировых пользователей Интернета. Принимая во внимание, что аудитория «Фейсбука» в среднем увеличивается на пять процентов ежемесячно, до конца 2013 года на сайте могут зарегистрироваться все жители планеты.

Но «Фейсбук» поражает не только своими экономическими показателями. Последние события в мире засвидетельствовали, что из невинной социальной сети и пространства для саморепрезентации — со всеми ее линками, ругательствами и тривиальными обменами фотографиями — «Фейсбук» превратился в мощную политическую силу, способную изменять ход истории. Приведем лишь несколько примеров.

Во-первых, «Фейсбук» становится самым мощным инструментом политической коммуникации и государственного управления. Его уже активно используют американские сенаторы, конгрессмены, губернаторы, мэры, а также министерства и ведомства с целью определения приоритетов государственной политики. Привлекая пользователей «Фейсбука» к обсуждению своих законопроектов через социальную сеть, субъекты законодательной инициативы устанавливают прямую связь с избирателями и на основе анализа их комментариев оценивают уровень восприятия обществом той или иной политики и законодательных предложений.

Роль «Фейсбука» как инструмента ежедневного плебисцита особенно ярко проявилась во время последних президентских выборов в США. Президент Обама и губернатор Ромни активно пользовались консультационными услугами «Фейсбука» в вопросах содержательного наполнения своих страниц, креативных путей привлечения большего количества «фанов», использования семейных и других фото для формирования эмоциональных чувств у избирателей, а также побуждения последних к обсуждению предвыборных программ кандидатов.

Благодаря «Фейсбуку» Барак Обама и Митт Ромни доносили свои сообщения до миллионной аудитории сторонников. За несколько дней до выборов общее число «фанов» Обамы достигло 32 миллионов человек, Ромни — 12 миллионов. Комуникативно-информационный потенциал «Фейсбука» стал приравниваться к влиянию телевидения. Но, в отличие от телевидения, «Фейсбук» предоставлял избирателям уникальную возможность высказаться и быть услышанными, донести до лидеров собственное видение развития страны, прокомментировать их предвыборные программы.

Именно весь этот безграничный пласт коммуникативной информации и стал наибольшей ценностью «Фейсбука» и его колоссальным «политическим» активом. На основе синтезированного анализа миллионов комментариев, которые оставляли пользователи на страницах кандидатов в «Фейсбуке», политические консультанты Обамы и Ромни имели возможность мгновенно отслеживать политические тенденции, улавливать изменения электоральных настроений, быстро вносить коррективы в свои ключевые сообщения. Ни одна социологическая служба мира не смогла бы сделать того, что сделала компания «Фейсбук».

«Фейсбук» может не только помогать политикам в общении с избирателями, но и повышать явку в день выборов. Это подтвердила новая технология «Фейсбука» — кнопка I voted! (я проголосовал), какая была впервые использована во время президентских выборов в США в 2008 году. Непосредственно в день голосования каждый пользователь «Фейсбука» получил сообщение о весе каждого голоса. Если же владелец аккаунта проголосовал, его призывали подтвердить это, нажав на кнопку I voted! и таким образом призвать своих друзей сделать то же.

Если в 2008 году кнопку I voted! нажало 5,5 миллиона клиентов сайта, то во время повторения эксперимента на выборах в Конгресс в 2010 году это сделало уже 61 миллион лиц. Как утверждают специалисты научного журнала Nature, в результате «цепной реакции» на сайте явка избирателей выросла на 340 тысяч человек. Разумеется, что в ситуации напряженной избирательной кампании и незначительного разрыва голосов между кандидатами, эти дополнительно привлеченные избиратели могли повлиять на окончательные результаты выборов.

Во-вторых, «Фейсбук» становится эффективным инструментом внешней политики и помогает правительствам разных стран в продвижении своих стратегических государственных интересов (конечно, если они у них есть).

Впервые о «Фейсбуке» как инструменте Soft power — мягкого идеологического влияния — заговорили еще в правительстве Джоржа Буша-младшего. Государственный секретарь Кондолизза Райс и члены Национального совета безопасности выступили с предложением идентифицировать и поддерживать общественных активистов из арабских стран, которые на страницах «Фейсбука» противопоставляли идеологии «Аль-Каиды» идеи демократии и открытого общества.

Основанная республиканцами политика сегодня успешно воплощается государственным секретарем Хиллари Клинтон и ее советником Алеком Россом, ответственным за использование госдепом интерактивных коммуникативных платформ. За последний год число сторонников страниц Государственного департамента США на «Фейсбуке» и «Твиттере» выросло до 15 миллионов человек. По мнению экспертов Брукингского института, «Фейсбук» не только служит важным каналом передачи информации от госдепа к гражданам других стран, но и механизмом сбора информации о них. Блоги, посты, статьи, размещенные на сайтах посольств США, сознательно готовятся в полемическом стиле, который не оставляет читателей безразличными, привлекает их к активному обсуждению международных событий и оценке реакции госдепа на эти события.

В-третьих, и самое важное, «Фейсбук» значительно усиливает роль гражданского общества и создает новые возможности для развития неправительственных организаций. Наиболее ярким примером этого стала арабская весна, или, как ее уже окрестили, «первая революция «Фейсбука». Объединяясь на страницах «Фейсбука» в группы, граждане Египта, Туниса, Ливии и Сирии активно обменивались информацией, лучше координировали свои действия и осуществляли стратегии эффективного давления на правительства своих стран.

Не менее впечатляющей стала акция «Захвати Уолл-Стрит», во время которой 170 тысяч сторонников движения начали обсуждать важные для них вопросы на 400 соответствующих страницах на «Фейсбуке». Это помогло мобилизировать сторонников как в Нью-Йорке, так и в Вашингтоне, и поддерживать акцию на протяжении нескольких недель.

Согласно последним исследованиям, уровень гражданской активности пользователей «Фейсбука» выше, чем у граждан, которые не охвачены социальными сетями. Pew Research Center’s Internet & American Life Project отмечает, что пользователи «Фейсбука» на 43% более склонны к участию в голосовании, на 57% — к убеждению других в правильности своего политического выбора и в 2,5 раза — к участию в массовых демонстрациях.

Неправительственные организации и общественные лидеры Украины уже начинают активно пользоваться возможностями «Фейсбука» в процессе привлечения волонтеров, донесения информации о своих проектах, проведении фандрайзинговых кампаний, распространении сообщений о тренингах, информационно-учебных ресурах, грантовых программах и т. п.

Но по-настоящему они смогут оценить потенциал «Фейсбука» после значительного увеличения украинских аккаунтов в этой сети. Анализ компании «Яндекс» указывает на то, что среди 30 миллионов украинцев, присутствующих в социальных сетях, 20 миллионов преимущественно пользуются «ВКонтакте», 6 миллионов — «Одноклассниками» и лишь 2 миллиона — Facebook. Эта тенденция может быстро измениться. Марк Цукерберг верит, что население стран СНГ повторит мировую тенденцию «поглощения» «Фейсбуком». Его визит в Москву в октябре этого года, встреча с премьер-министром России Дмитрием Медведевым и предложение создать центр «Фейсбука» в «Сколково» были первыми шагами на пути реализации стратегии поглощения русского, а значит, и украинского рынка социальных сетей.

«Фейсбук» является действительно революционной компанией. Вот лишь несколько из ее правил: «Мы верим в быстрое движение и изменение порядка вещей, потому что, если ничего не изменяется, это значит, что мы двигаемся недостаточно быстро». Или: «Самым рискованным является никогда не рисковать». Коллеги Цукерберга говорят, что, обращаясь к своему коллективу, он часто спрашивает: «Что бы вы сделали, если бы не боялись?»

Сегодня еще трудно ответить на вопрос, чем станет для нас «Фейсбук» через несколько лет. Действительно ли он превратится в единую социальную сеть планеты? Сделает ли это мир более безопасным и более открытым?

Какими бы ни были наши ответы на эти вопросы, не стоит надеяться, что «Фейсбук» способен демократизовать общество без активной ежедневной работы самих граждан. Этот путь они должны пройти самостоятельно. И именно этого не нужно бояться.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать