Воспитание интеграцией
Турции открывают двери в ЕС![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20041220/4233-7-2.jpg)
Турция получила зеленый свет для переговоров о вступлении в Евросоюз, начиная с 3 октября 2005 года. То, что 25 руководителей стран-членов ЕС дали свое принципиальное согласие на начало переговоров об евроинтеграции Турции, безусловно, является важным прорывом турецкой дипломатии. Наконец, после более чем сорока лет долгого ожидания, эта страна получила приглашение начать свой путь в объединенную Европу.
Турецкий премьер-министр Реждеп Эрдоган приложил немало усилий для получения ясного решения. Определение реальной даты начала переговоров — октябрь 2005 года — является большим жестом для Анкары. Хотя европейские руководители договорились о том, что будут применены более жесткие условия к самому процессу принятия, но последнее решение само по себе является «новой эрой» в отношениях Европы и Турции. Договоренность стала возможной после того, как Турция согласилась признать правительство Кипра. Этот вопрос — ключевое требование со стороны ЕС.
Евросоюз, правда, отметил, что гарантий турецкого членства нет. Однако переговоры могут начаться в председательство Великобритании, которая в июле 2005 года примет на себя руководство ЕС. Вступление Турции в ЕС привнесет немало перемен. Возникнет прецедент совместимости ислама с конституционной традицией западноевропейского образца. А сам Европейский Союз уже не будет «христианским клубом», как о нем в свое время выразился Гельмут Коль. Сегодня для Турецкой Республики наступили действительно исторические дни. Соизмеримые, возможно, со временами Кемаля Ататюрка, который в 1923 году основал государство в его существующей форме и в своих усилиях модернизировать Турцию перевел ислам на второстепенные роли, гарантировал, что государство будет иметь полный контроль над религиозными проблемами. Известно, что отношения Турции с Европой были всегда неоднозначными. Географически только незначительная часть страны расположена фактически на европейской территории. Но несмотря на это, Турция много лет оставалась кандидатом на членство в ЕС. Очевидно, что и сами турки осознают, что их страна не совсем вписывается в европейскую структуру — из-за огромных культурных и социальных отличий с другими государствами- членами. А некоторые заядлые оппоненты этого вступления считают, что Турция может быть гипотетически допущена к ЕС, чтобы обеспечить в первую очередь удобную буферную зону между ЕС и бедными регионами Ближнего Востока. Однако членство в ЕС для Турции означало бы поддержку от некоторых крупнейших мировых экономик и, таким образом, через какое-то время — перспективу экономического роста и процветания. Если Турция станет членом ЕС, — это будет вторая по численности населения страна Евросоюза. А в 600-тысячной турецкой армии такое же количество военных, как в объединенных силах Франции и Германии.
Сейчас никто не может предсказать, каким образом Турция с населением в более чем 70 миллионов мусульман может трансформировать и видоизменить ЕС, будет ли им самим трансформирована. Понятно, что обе стороны видят ощутимые экономические выгоды от подобного союза, но перспективы культурной ассимиляции отпугивают. Какова вероятность того, что мусульманские ценности переместятся на Запад или стандарты европейской демократии станут нормой в Турции? В одном можно быть уверенным: процесс, который может за следующие два десятилетия драматически изменить лицо Европы, был приведен в действие.
Учитывая все вероятные негативы такого членства, общественное мнение европейцев во многом негативно. Европейцы отказываются допускать к членству такое крупное «инородное образование» при условии, когда сам континент изо всех сил пытается определить свою собственную идентичность и никак не может приспособиться к количеству иммигрантов, которое становится все большим. Даже в Германии, где сосредоточено наибольшее количество турецкого населения в Европе (а это 2,8 миллиона человек, многие из которых являются потомками иммигрантов-остарбайтеров, массово прибывавших в страну в 1960-х годах), значительная часть населения, как и консервативные оппозиционные партии, отвергают такое членство. И это — несмотря на тот факт, что Турция является крупнейшим торговым партнером Германии.
Очевидно, что для переговоров о вступлении ЕС имеет четко определенный каталог политических, экономических и административных критериев, которым должен соответствовать любой кандидат. При этом вопрос «европейскости» Турции не входит в перечень таких требований. Поскольку Турция очень важная страна для объединенной Европы и США в геополитическом плане, то она не может быть просто так отстранена Евросоюзом. Маневры вокруг ее приема — ни что иное, как сигнал для турецкого общества и турецкого политикума о том, что двери открыты, но для полноценной интеграции необходимо пройти весь сложный путь изменений. Эти изменения должны быть достаточно значительными и достаточно болезненными. Теперь все зависит от того, насколько мощным будет импульс самого турецкого общества к продвижению в Европу и в будущее.
На сегодня в Анкаре и Стамбуле сформирована значительная общественная прослойка, которая уже давно ориентирована на Запад. Очевидно, что эти граждане небезосновательно надеются, что со вступлением в Евросоюз в стране станет возможным формирование современного либерального общества. Как считают турецкие эксперты, процесс интеграции в Европейский Союз может принести очень большие дивиденды. В результате Турция имеет шанс стать действительно правовым государством. Исчезает риск столкнуться с военным государственным переворотом или приходом к власти исламского режима. Страна начинает освобождаться от комплекса неполноценности, который породило падение Оттоманской империи. Ведь даже жесткие условия, которые навязывает ЕС, не кажутся чрезмерными в условиях, когда Европа будет содействовать демократизации Турции, а европейская мечта провоцирует глубинные преобразования в турецком обществе.
Выпуск газеты №:
№233, (2004)Section
Мировые дискуссии