Многогранность таланта исследователя
«День» поздравляет авторитетного арт-критика и нашего постоянного автора с юбилеем![](/sites/default/files/main/articles/26072013/15chegusova.jpg)
В каждый период истории, даже такой неопределенный и сложный как новейший, когда разрушаются устоявшиеся моральные принципы, с детства привитые в семейном окружении понятия добра, честности, порядочности, существуют люди, которые являются олицетворением позитивных человеческих добродетелей. Сегодня таким абсолютным моральным стержнем в нашей искусствоведческой среде является Зоя Чегусова. Она неизменно остается совестью нашего времени, у нее нет ни единого двусмысленного поступка...
Есть аксиома — все начинается с детства, когда родителями закладываются основы нашего мировоззрения, нашей личности. Но важно осознать, сохранить и не распылить то ценное, что было приобретено с рождения, что и сделала Зоя Анатольевна. Ей повезло родиться в интеллигентной киевской семье, с давними традициями и глубокими корнями. Ее мать — Смоленская Зинаида Владимировна была принципиальным человеком, которая в профессии юриста придерживалась честности и правды. Отец — Позмогов Анатолий Иванович в научной карьере достиг высших вершин — доктор наук, профессор, заслуженный деятель науки Украины, стоял у истоков формирования украинской онкологии, был основателем и неизменным директором Киевского научно-исследовательского Института онкологии, рентгенологии, радиологии. Кроме его высоких научных достижений главное то, что он и до сих пор остается в благодарной памяти учеников и коллег «совестью» украинской медицины, камертоном порядочности и абсолютного бескомпромиссного служения науке.
Свою настойчивость в отстаивании собственных убеждений и взглядов, Зоя Чегусова обнаружила уже тогда, когда школьницей, несмотря на семейную традицию, своей профессией выбрала искусствоведение, блестяще закончив Киевский государственный художественный институт. Судьба словно приласкала своим крылом молодую настойчивую студентку и распорядилась так, чтобы она выбрала любимую профессию. Ей, как и всем нам, студентам, очень повезло, поскольку мы с увлечением слушали лекции выдающихся ученых — Людмилы Миляевой, Юрия Асеева, Платона Билецкого, Александра Тищенко, Леонида Владича и других преподавателей, которые раскрывали перед нами, студентами, мир прекрасного. Собственно, это были не просто лекции, это было духовное общение, которое учило понимать искусство, постигать категории добра, порядочности, истины. Думаю, что это также является одной из составляющих того, как преданно Зоя Чегусова посвятила себя служению науки.
Сегодня Зоя Чегусова — увенчана высокими званиями и наградами — она ведущий искусствовед, арт-критик, блестящие статьи которой систематически появляются на страницах отечественной и зарубежной периодики, в солидных журналах как искусствоведческого, так и культурологического направления. Ею написаны более 300 разнообразных по характеру изложения статей, эссе, очерков, историко-теоретических разработок, в которых на высоком профессиональном уровне она анализирует актуальные художественные явления, яркие события, нерядовые выставки.
Значительное место в работах Зои Анатольевны занимают литературные портреты художников, творчество которых получило резонансное звучание в широкой культурной среде Украины, и очерчивают неравнодушную жизненную гражданскую позицию. Они написаны ярко и страстно, с глубоким уважением к каждой личности. В целом — это галерея портретов художников, которые составляют живую историю современного декоративного и изобразительного искусства. Такой внимательный и профессиональный анализ художественных процессов, которые проходят в современном майнстриме Ураины, дал возможность З.Чегусовой определить свою четкую авторскую позицию, свой взгляд на состояние развития профессионального декоративного искусства, что нашло свое воплощение в книге-альбоме «Декоративне мистецтво України. 200 імен» (К., 2002). Это новаторское издание с точки зрения принципиально новых взглядов ученого в анализе современных процессов, концептуальной позиции в определении роли профессионального художника, его творческих направлений и художественно-образных подходов, его места и роли в формировании путей развития украинской культуры. Поэтому вполне обоснованно эта широко иллюстрированная, роскошно изданная книга- альбом была удостоена Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко в 2006 году. Это не только высокая оценка искусствоведческих трудов Зои Анатолиевны, но и утверждение высокого уровня и значимости всего профессионального декоративного искусства и его нынешних творцов, о которых пишет исследовательница.
Глубокая осведомленность с тенденциями развития современного профессионального искусства позволяют Зое Чегусовой успешно работать над 5 томом «Історії декоративного мистецтва України», которая выходит в свет в Институте искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М. Рыльского НАН Украины. В ней впервые в искусствоведческой практике четко определена история ХХ века, как развитие профессионального декоративного искусства, его отличие от народного и художественных промыслов по сути художественно-образного восприятия и творческого воспроизведения.
Научные интересы Зои Чегусовой — это в первую очередь проблемы теории и функционирования современного декоративного искусства. Она является автором и соавтором 12 фундаментальных монографий, в частности «Мистецтво України ХХ ст.» (1998), «Декоративне мистецтво ХХ ст. У пошуках «великого стилю» (2005), «Людмила Жоголь.Чарівниця художнього текстилю» (2005), «З верховин півстоліття. Національній премії України ім. Тараса Шевченка — 50-років» (2012) и др.
Особое место в творческой деятельности Зои Чегусовой принадлежит организации международных арт-проектов. Всегда это широкомасштабные выставки «Сучасне професійне декоративне мистецтво. Трансформація образу» (2003), «Пісні про кохання» (2006, 2008), «Ангеле мій охоронцю мій» (2011—2012), «В пошуках істини» (Нью-Йорк, 2009), которые с громкой оглаской в прессе проходят в самых престижных залах Украины, с большим успехом прошли в Париже, Нью-Йорке, раскрывая перед зрителями высокий уровень современного декоративного искусства. Велика роль Зои Чегусовой в организации и систематическом проведении новейшего арт-текстиля. Эти биеннале — объединяющий фактор в творческом содружестве текстильщиков Украины, в утверждении их новаторских позиций, которые развиваются в контексте мировых тенденций, раскрывают «новое звучание украинского арт-текстиля в художественном пространстве», а художникам вселяют уверенность и дают надежду на будущее.
Выпуск газеты №:
№130, (2013)