Перейти к основному содержанию

«Нафтогаз». Обострение

Сергей ЕРМИЛОВ: «Кабмин хочет закратить свободный рынок газа»
29 декабря, 13:25
Фото з архіву "Дня"

Волевое решение Кабмина о передаче НАК «Нафтогаз Украины» из ведения профильного Минэнергоугля привыкшему ни за что не отвечать МЭРТу (Министерству экономического развития и торговли) свидетельствует, похоже, вовсе не о стремлении навести порядок в энергетике, а лишь об обострении межклановых противоречий на вершине украинского истэблишмента. Спор идет о финансовых потоках, которые до сих пор были в ведении «чужого» министра. Теперь ими сможет рулить «свой». К тому же «Нафтогаз», таким образом, в соответствии с требованием ЕБРР сможет стать якобы свободным от политического влияния и получить требующийся ему кредит. Тем не менее, это решение стимулировало небесполезную дискуссию о рынке природного газа и трансформации или разделении (вплоть до ликвидации) того же злополучного НАКа.

Начальник департамента стратегического планирования и европейской интеграции Минэнергоугля Михаил Бно-Айриян только что вернулся из Вены, где проходило заседание группы высокого уровня европейского Энергетического сообщества. Он сообщает, что украинские реформы в области энергетики, в частности закон о рынке природного газа и соответствующие подзаконные акты, которые защитили новую модель газового рынка в Украине, получили там высокую оценку. Чиновник, тем не менее, отмечает, что Украина лишь в начале пути к созданию полноценной европейской модели. По его словам, ожидать каких-то существенных изменений сразу, наверное, не нужно. Предстоит еще «завершить формирование видения реформирования» газового сектора и, прежде всего, компании НАК «Нафтогаз Украины», а также защиты конкуренции на рынке и прав потребителей.

Стремясь демонополизировать газовый рынок, Минэнергоугля, по словам Бно-Айрияна, видит свою задачу в том, чтобы преодолеть вызываемые монополиями искривления рынка. Он отмечет, что «Нафтогаз» олицетворял в своем лице весь газовый рынок, и сегодня он контролирует 75% добычи украинского газа, закупает 100% российского газа и является одним из самых крупных поставщиков природного газа для конечных потребителей. «Так продолжаться не может», - констатирует чиновник. Министерство, по словам Бно-Айрияна, выступает за передачу под его контроль государственных компаний-монополий на рынке транспортировки энергоресурсов, а остальные предлагает передать МЭРТу. «Мы готовы взять на себя политическую ответственность за превращение негибких неэффективных госмонополий в прозрачные независимые компании».

Бно-Айриян рисует схему построения будущего энергетического рынка. По его словам, за Минэнергоугля остаются функции транспортировки и хранения природного газа, нефти и транспортировки электроэнергии. «Мы вибираем вариант транспортировки энергоресурсов и не видим в нем никаких рисков, - говорит глава департамента и добавляет: - У наших европейских партнеров достаточно рычагов для того, чтобы повлиять на нас, если мы будем что-то делать не так. Эти природные монополии станут независимыми компаниями, которые будут работать по европейским стандартам в соответствии с нашими обязательствами». Генерация электроэнергии и добыча природного газа, по словам Бно-Айрияна, должны отойти к Минэкономразвитию.

«Мы поддержали идею министра экономики Айвараса Абромавичуса относительно создания государственного холдинга, - говорит директор департамента, - все государственные активы, ведущие бизнес-деятельность, должны войти в министерство, отвечающее за экономические процессы в стране». Используя местоимение «мы», т.е., говоря от имени министерства, чиновник спорит с МЭРТом и утверждает, что газотранспортная система и подземные хранилища газа нельзя разделять. Он рассказывает, что две существующие в стране модели построения газового сектора переданы на суд экспертам Мирового банка, по выводам которых, а также Энергетического сообщества в Украине и будет принято политическое решение.

Между тем МЭРТ уже подготовило два законопроекта в рамках реформы корпоративного управления НАК "Нафтогаз Украины". На днях обнародованы соответствующие законопроекты "О предотвращении политического вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий нефтегазовой отрасли" и "О внесении изменений в некоторые акты Украины по совершенствованию корпоративного управления ПАО "НАК "Нафтогаз Украины", оператора газотранспортной системы и юридических лиц, акционером которых они являются". В случае принятия этих документов государство передаст «Нафтогазу» корпоративные права на предприятий из его группы.

Об этих документах, защищая позицию МЭРТ и «Нафтогаза», рассказывала главный юрисконсульт НАК Елизовета Богданова. Так же, как Бно-Айриян она употребляла местоимение «мы» и высказывала пожелание, чтобы консультанты Мирового банка поскорее сделали свои выводы. При этом она ссылалась на утвержденный Кабмином план реструктуризации НАК «Нафтогаз Украины», в котором, как и в законе о рынке природного газа, идет речь о модели отделения с 1 июня 2016 года деятельности по транспортировке природного газа. «Если мы говорим о новом прозрачном рынке, мы категорически против того, чтобы ПАО «Укртрансгаз» оставалось оператором газотранспортной системы, - говорит Богданова и излагает предложение «Нафтогаза»: - Создать в качестве оператора ГТС отдельное предприятие «Магистральные газопроводы Украины» и подчинить его Фонду госимущества. Там будет стопроцентно правильное корпоративное управление»...

Неискушенному в тонкостях управления человеку все это может напомнить выводы известной басни, в которой пироги печет сапожник. А тут он будет руководить пирожником. У экс-министра энергетики Сергея ЕРМИЛОВА тоже есть такие ассоциации. Отвечая на вопрос «Дня», он сказал: «Сейчас, и об этом мало говорится, к закону о рынке природного газа принимаются подзаконные акты, которые препятствуют работе этого рынка. В частности, это постановление о создании страхового резерва газа. Эта норма практически сворачивает свободный рынок, поскольку на нем не могут работать различные частные компании, особенно европейские, которым нужно обеспечить закачку в подземные хранилища месячный объем поставляемого в Украину газа. Никакого смысла экономического или связанного со снижением рисков в этом нет. Да и в Европе такая норма отсутствует. Если какие-то компании подписали контракт на поставку газа, то они несут за свои действия ответственность. А сейчас хотят ввести норму, согласно которой объемы газа нельзя будет поставлять на рынок, если в подземные хранилища не закачан страховой запас».

«Я здесь вижу, - продолжал Ермилов, - что Кабмин хочет закратить свободный рынок газа, чтобы у поставщиков не было доступа к потребителям, которые готовы этот газ покупать. Доказательство: сейчас никакого такого риска (при отсутствии страховых резервов) нет, все работает нормально. А с 1 января появляется страховой резерв. На самом деле тут есть подоплека: «Нафтогаз» и Кабмин, скорее всего, провалили работу по закачке газа в подземные хранилища. Его там реально не хватает, несмотря на теплую зиму, и они хотят, таким образом, за счет частных компаний, увеличить объем газа в ПХГ. Но тут к делу подключается непрофессионализм, пирожники, сапожники. Люди, руководящие газовой отраслью, не понимают, что сегодня газ в хранилища физически нельзя закачивать, потому что идет процесс отбора. Система должна поднимать до двух миллиардов кубометров в месяц. А мы с вами, например, заключили договор на 100 миллионов кубометров. Но мне говорят: сначала закачайте в ПХГ. А потом ваш газ сможет пойти адресату. Однако, как это сделать? Встречные потоки получаются. Вот в ноябре это еще можно было делать. А сейчас – нет. Да и западные компании, поставляющие газ по реверсу, на это не пойдут. Ведь это противоречит принципам бизнеса».

«Кроме попытки «догрузить» хранилища, в этом, видимо, есть еще и стремление выбить с рынка свободных поставщиков, - добавляет экс-министр, - чтобы забрать на себя (на «Нафтогаз») платежеспособных потребителей и увеличить свой денежный поток. И тут возникают вопросы: работает ли «Нафтогаз» на рынке на равных правах с остальными газотрейдерами? Сможет ли и он закачать в хранилища такой объем газа, на поставку которого у него договора с потребителями? Наверное, сможет, потому что он занимался закачкой еще с апреля. И тут еще раз спрошу: в равных ли «Нафтогаз» на рынке условиях или в особых? Достаточно вспомнить, что в этом году он получил из бюджета 40 миллиардов гривен, а в прошлом – 100 миллиардов». «Так что ни о каком свободном газовом рынке сегодня речи быть не может, - настаивает экс-министр, - добыча отечественного газа из-за высокой ренты резко уменьшилась, а свободный рынок не развивается, а, наоборот, сворачивается».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать