Администрировать, чтобы распределять
Вице-премьер вводит новые "рыночные" механизхмы для контроля над энергетикойВице-премьер Юлия Тимошенко поручила министру топлива и энергетики Сергею Ермилову и председателю Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Александру Гридасову рассмотреть возможность введения временной администрации (внешнего управляющего) в компании, а председателю Службы безопасности Украины Леониду Деркачу — «содействовать» в решении вопроса. Формальным обоснованием открытия боевых действий на «львовском фронте» стало невыполнение компанией распоряжения Кабинета Министров № 325-р от 21 августа 2000 года, которое предусматривает оплату электроэнергии банковскими взаимозачетами между предприятиями топливно-энергетического комплекса. А именно: львовянам вменяется в вину отказ от проведения взаимозачетов за электроэнергию с угольными предприятиями Львовско-Волынского бассейна.
Это обвинение (впрочем, как и обращение за содействием к СБУ) вызвало недоумение у специалистов. Дело в том, что в том же распоряжении № 325-р черным по белому написано, что взаимозачеты за электроэнергию между предприятиями ТЭКа должны проводиться «по согласованию сторон». Как сообщил член наблюдательного совета ОАО «Львовоблэнерго» Александр Сатура, львовские энергопоставщики к согласию с угольщиками не пришли. Отказ «Львовоблэнерго» проводить взаимозачеты с расположенными в области шахтами вполне понятен: ОАО в этом случае не получит причитающейся ему доли денег с собственного распределительного счета.
«Мы предложили угольщикам оплатить причитающуюся нам часть средств (29% от стоимости электроэнергии — «День») «живыми» деньгами, однако они наотрез отказались, сославшись на месячную задолженность по зарплате своим работникам. Однако у «Львовоблэнерго» долги по зарплате уже пять месяцев, что ставит под угрозу энергообеспечение всей Львовской области. В декабре, кстати, конференция трудового коллектива нашей компании всерьез поставила вопрос о возможном проведении забастовки. Быть может, настало время для того, чтобы учесть интересы и энергопоставщиков», — говорит член наблюдательного совета ОАО.
Как известно, принятый Верховной Радой в июле этого года Закон «О внесении изменений в «Закон Украины «Об электроэнергетике» предписывает исключительно денежную оплату электроэнергии, которую потребители должны осуществлять через распределительные счета энергопоставщиков. В дальнейшем деньги с распредсчетов облэнерго распределяются по установленному НКРЭ алгоритму. Часть поступивших от потребителей средств направляется непосредственно на текущие счета облэнерго за их услуги по транспортировке электроэнергии, а другая часть — на консолидированный счет энергорынка, откуда распределяется уже между производителями электроэнергии.
Тем не менее, не успели высохнуть чернила под подписанным Президентом законом, как правительство тут же начало издавать поэтапно многочисленные постановления и распоряжения о проведении так называемых «банковских взаимозачетов» за электроэнергию с предприятиями бюджетной сферы. Взаимозачеты осуществляются централизованно при помощи прогонки суточных банковских кредитов через специально созданные правительством в этих целях «дополнительные распределительные счета». Облэнерго никаких денег с этих дополнительных распредсчетов не получает.
«Реформаторы» рапортовали о высоких уровнях расчетов за электроэнергию, а облэнерго в результате взаимозачетных операций правительства получили в четвертом квартале прошлого года менее 50% причитающихся им средств. Практика банковских взаимозачетов привела к убыточной работе в 2000 году практически всех украинских знергопоставляющих компаний, к многомесячным задолженностям по зарплате, к отсутствию у поставщиков средств на ремонт электрических сетей, из-за чего до сих пор остаются без электричества сотни пострадавших в ноябре от природной стихии населенных пунктов.
Положение энергопоставщиков усугубляется действием около 10 постановлений и распоряжений правительства и Верховной Рады, запрещающих отключать за долги многочисленные категории, потребителей электроэнергии, Кабмин для отмены «запрещающих» нормативных актов и пальцем не пошевелил, требуя в то же время стопроцентной денежной оплаты за электроэнергию от энергопоставщиков.
Облэнерго, впрочем, отключать должников потихоньку пытаются на свой страх и риск, попадая в немилость то прокуратуры, то обладминистраций, то самого правительства. Представители «Львовоблэнерго», к примеру, не исключают, что вышеупомянутое распоряжение Ю.Тимошенко могло быть вызвано отключением компанией в декабре угольных предприятий области на три дня за долги. Сейчас задолженность львовских шахт за электроэнергию вместе со штрафными санкциями перевалила за 15 миллионов гривен, и возвращать их, похоже, не собираются. Подобное поведение угольщиков, поддерживаемых правительством, удивительно, ведь по данным генерирующей компании «Захiденерго», генкомпания рассчиталась деньгами в 2000 году за купленный у шахт Львовско-Волынского бассейна уголь на 97%.
Впрочем кураторам энергетической отрасли, похоже, не до экономического анализа, когда речь идет о получении прямого доступа к финансовым потокам энергокомпаний. Механизм внешнего административного управления является для этого идеальным методом. Правда, эксперты утверждают, что мировая юридическая практика не знает аналогов подобному обращению с акционерными обществами.
Более того, еще летом прошлого года Генеральная прокуратура Украины опротестовала ряд пунктов постановления Кабинета Министров № 1139 от 19 июля 2000 года «Об утверждении Порядка применения санкций за нарушения законодательства об электроэнергетике», одним из которых является введение внешнего управляющего (временной администрации) в облэнерго. Генпрокуратура утверждает, что это постановление правительства противоречит двум статьям Конституции Украины, законам «О собственности», «О предприятиях в Украине», «О хозяйственных обществах», «О борьбе с коррупцией», а также декрету Кабинета Министров № 9—92 от 15 декабря «Об управлении имуществом, которое находится в общегосударственной собственности».
Однако, в борьбе за административное господство над участниками энергорынка правовые аргументы, вероятно, выглядят малоубедительными. Достаточно вспомнить одну цифру: оборот электроэнергетической отрасли в 2000 году превысил 15 миллиардов гривен.
Выпуск газеты №:
№6, (2001)Section
Nota bene