Берлинские советы
с украинским акцентом
Иностранное слово имплементация, которое однажды уже не получило поддержку украинских реалий, делает вторую попытку преодолеть местный менталитет. В этот раз — на несколько более низком (с точки зрения высокой политики), но значительно более болезненном (учитывая интересы бизнеса) уровне. Речь идет о правовой имплементации положений июньских «Сорока рекомендаций Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег FATF», утвержденных в новой редакции на заседании в Берлине. Итак, на рассмотрение министерств, а затем Кабмина поступил соответствующий законопроект (с визой главы департамента государственного финансового мониторинга Минфина Сергея Гуржия), который вносит изменения в ряд законодательных актов, направленных на предотвращение легализации (отмывания) преступных доходов.
Понятно, что целью пересадки сборника «берлинских советов» на украинскую почву в первую очередь является здоровое стремление власти как можно скорее вывести Украину из «черного списка» FATF, в котором она, несмотря на снятие санкций, все еще находится, что негативно отражается на ее международном имидже. В то же время эта суперзадача, безусловно, сопровождается также и желанием навести порядок... Впрочем, именно последнее и может затормозить процесс. Ведь у нас даже элементарный порядок нравится далеко не всем, а что уж говорить о порядке наподобие европейского. С другой стороны, Украина, которая много лет жила в «ежовой рукавице», довольно сдержанно воспринимает любые новации, которые хоть чем-то напоминают тоталитарные порядки. Таким образом уже сейчас, когда начинается только первая, закрытая стадия обсуждения, можно прогнозировать довольно-таки серьезные дебаты и возражения против отдельных, причем главных, положений данного законопроекта.
Едва ли не самую большую полемику, по-видимому, вызовет предлагаемое преобразование департамента финансового мониторинга Минфина в специально уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга — Государственный комитет финансовой разведки Украины, являющийся центральным органом исполнительной власти со специальным статусом (далее — Уполномоченный орган).
Впрочем, дело даже не в дополнительных ассигнованиях на содержание еще одной силовой структуры, чьи функции, бесспорно, во многом будут дублировать обязанности других силовиков («обеспечивает реализацию единой государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма и осуществляет межведомственную координацию деятельности государственных органов в этой сфере»). Речь пойдет, скорее всего, о подчинении этого органа. Нынешнее его руководство (в составе Минфина) записало для этого в проекте лучший для себя вариант: выход из-под опеки Минфина под непосредственный патронат Президента. Насколько идея комитета по финразведке соответствует духу новых предложений Президента по политреформе? (Согласно им в ведении главы государства остаются только министерства обороны и иностранных дел, а в проекте Президент назначает и освобождает также и главу Уполномоченного органа).
Но, по-видимому, наибольшие противоречия вызовет такое дополнение к закону «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»: «политические деятели — лица, которые выполняют или выполняли видные политические функции в Украине или в зарубежных странах: главы государств или правительств, высшие правительственные, судебные или военные должностные лица, высшие должностные лица государственных органов, лица, которые занимают или занимали руководящие должности в политических партиях. Деловые отношения с членами семей и близкими родственниками политического деятеля подпадают под риск, идентичный риску, под который подпадают политические деятели». Названный закон дополняется также положением о том, что субъекты первичного финансового мониторинга (то есть банки, финансовые, инвестиционные, страховые, риэлтерские и все прочие государственные, частные, акционерные компании, пенсионные и инвестиционные фонды, биржи, ломбарды, казино и лотереи и тому подобное) «в дополнение к обычным мерам первичного финансового мониторинга» обязаны по отношению к политическим деятелям ввести процедуру выяснения того, является ли данное лицо политическим деятелем, и после получения разрешения своего руководителя на установление деловых отношений с такими клиентами, «принимать меры для определения источников обогащения и источников финансирования таких лиц».
Какой будет реакция политических деятелей разнообразных рангов и сортов, которых таким образом относят едва ли не к самой низкой касте нашего общества, что-то наподобие неприкосновенных в Индии? Поймут ли при этом политические деятели, почему в эту категорию не зачислены другие, по-настоящему неприкосновенные, — депутаты всех уровней. В то же время последние также будут спрашивать, не распространится ли и на них «политическое клеймо» в случае, если они являются или ранее были руководителями партий (например народный депутат Станислав Гуренко в свое время был руководителем Компартии Украины).
Интересно будет наблюдать за выражением лица политика, когда он будет читать предлагаемую названным проектом норму «финансовая операция подлежит финансовому мониторингу и к ней должны быть предприняты меры предосторожности, если она имеет одну или больше признаков, определенных этой статьей». Среди этих признаков пункт 4: «участие в финансовой операции политических деятелей и их близких родственников».
Кроме того, что законопроект предусматривает существенные социально-правовые гарантии труженикам финансовой разведки, которые, наверное, и не снились настоящим разведчикам, в нем есть также статья под названием «Спеціальний фонд фінансування системи боротьби з легалізацією (відмиванням) доходів, та фінансуванню тероризму» (цитируется по копии оригинала). Средства этого фонда, разумеется, будут образовываться за счет средств, которые были изъяты или конфискованы, зачислены затем в специальный фонд госбюджета и используются на финансирование системы борьбы с легализацией... То есть система планирует работать сама на себя. Кроме того, нет пока что никаких гарантий, что она не будет работать избирательно...
Выпуск газеты №:
№151, (2003)Section
Nota bene