Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Эпицентр чайного блюдца как уровень свободы слова

07 мая, 00:00

Что, между тем, слабое утешение в силу известных обстоятельств.

Речь — о списке «Десяти врагов прессы», названных Комитетом защиты журналистов во Всемирный день свободы прессы. Шестое место Президента Украины Леонида Кучмы, определенное экспертами американского КЗЖ, обусловлено, в частности, его молчаливым потворством жестокому отношению к прессе, что породило «общую атмосферу страха и самоцензуры». Абсолютно умышленно выделяю только один аспект из перечня обвинений в адрес «врага прессы 1999 г.» Все другое (о законах, налогах, штрафах и т.д.) можно оспорить, что и делается администрацией Президента, судя по заявлениям его пресс-секретаря. При этом все, в том числе и пресс-секретарь, знают: действительно, «мытари» — это сила быстрого реагирования в государстве при необходимости неявной бесшумной расправы. Но никакая налоговая инспекция и даже самый главный сборщик податей не получают лично от Президента ни письменных, ни устных распоряжений «порвать на части». Все это происходит по-другому. Что также известно всем, в том числе и пресс-секретарю. И потому он может смело заявлять, что американскому Комитету «будет отправлено письмо с предложениями опровергнуть эту информацию и извиниться». Единственно что, видимо, необходимо приписать в письме для верности положительной реакции: «Как известно, в нашей стране Президент ни за что не отвечает, в том числе ни за реформы, ни за демократию, ни за исполнительную вертикаль, ни за атмосферу...»

Хотя об упомянутой «атмосфере страха и самоцензуры» — отдельный разговор. Следите, граждане, за последовательностью. Один очень популярный телеканал открыл свою программу новостей сообщением о списке «врагов прессы», названных КЗЖ. Будучи профессионалами, коллеги не смогли пройти мимо такого документа во Всемирный день свободы прессы. Но, будучи украинскими журналистами, сообщили только о трех лидерах этого списка, не упомянув, разумеется, ни звуком о Кучме и его 6- м месте. Потому что «самоцензура», как порождение страха, это та самая реальность, наличие которой бессмысленно как доказывать, так и опровергать. И канал я не называю исключительно от страха навредить близким мне людям. И уже апогей — глухое молчание УТН даже после того, как пресс-секретарь легализовал документ КЗЖ своими комментариями о реакции Президента: для государственного вещания непроизносимо даже имя Кучмы в контексте негатива, пусть и тут же опровергаемого! А на каком основании утаивается от налогоплательщика информация настолько важная, что АП вступает в переписку с американским Комитетом, грозя ему судебным процессом (за деньги, кстати, того же налогоплательщика), так ведь в нашей стране об этом спрашивать не принято. В смысле — некорректно.

А чего боимся, спрашивается? Сегодня еще не расстреливают, в лагеря и в психушки не сажают, и даже партбилет отобрать не могут — за полным его неимением. Так чего боимся? Да ничего, просто, как определили лучшие из нас — «это не наша война». И потому — табу на критику режима и породившего его Кучму, ибо «этот парень» не мешает жить тем, кто ему не мешает намертво уцепиться за кресло. И потому бывшие диссиденты, борцы «за нашу и вашу свободу», пересели в новую эру, на карман нынешних кошельков режима и снисходительно укоряют «деякі» газеты. И потому политические телеанализы, где можно, например, смело потоптаться по Ткаченко, но «упустить» из виду «левые игры» Президента, начиная с организованной им спикериады, породившей нынешнего спикера. Это и есть убедительно демонстрируемый уровень современной украинской журналистики, пугающая наглядность эпицентра чайного блюдца.

И все бы ладно, никто в конце концов никому не судья, каждый выживает, как может, только не надо объяснять про «чужую войну», про «этого парня», который правильно действует, про «объективность» записанных авторских программ, которые приведут к «нужному результату». Ребята, результат уже есть. Кому нужный, кому — нет, но есть. И Кучма, по большому счету, совершенно ни при чем. Какая пресса — такая у нее и свобода.

Какой народ — такое у него и руководство. Вот в Закарпатье форум прошел: «Женщины Закарпатья — за Кучму!». Интересное дело — мужчины всегда объединяются по профессиональному либо партийному признаку, а женщины, как правило, по половому. Так если по этому признаку идет выбор, то, бабоньки, откройте глаза: Украина ж не послевоенная деревня, где неутолимый голод толкает к единственному «действующему»! Гляньте, у агитаторов ваших совсем свое на уме! «Витторио: Пусть все твердят: политика — болото. Но мне купаться в нем давно охота. Я так уже увяз в болотной тине, что мне все средства хороши отныне...». Или вот еще: «Витторио: ... Но я приду в дворцовые палаты... Жмуркис (тихо): А дядя Жмуркис за тебя заплатит». Автору этой «шекспириады» можно верить безоглядно: сам пресс-секретарь СДПУ(о) в газете кого-то из СДПУ(о) четко определил его среди тех правильных журналистов, кто «ориентирует... избирателей на дальновидный выбор»! Так что не спешите, дорогие женщины Закарпатья, послушайте совета умного человека, не встревайте, кто его знает, что там выйдет. «Жмуркис: Мечу положен щит. Тебя прикрою. Но если все обломится — урою!».

Кстати, о выборах Киевского мэра. Агрессивный ежедневный поход г-на Суркиса по УТН, а также суровое превентивное заявление Виктора Медведчука в духе «Мы не позволим...» должны, кроме прочего, продемонстрировать, что НДП Пустовойтенко всегда есть кому противостоять. Если во время парламентских выборов это был НЭП помощника Президента Волкова, бесславно сгинувший в неравной борьбе с силовыми ведомствами, то надо ли понимать, что теперь советник Президента и депутат Волков намерен одержать реванш на поддержке Суркиса против Омельченко, поддержанного НДП? Это очень интересно, потому что, если СДПУ(о) победит в Киеве, то одновременно выиграет тендер на проведение президентской кампании. А если проиграет, то совсем не исключено (при сохранившемся премьере Пустовойтенко) введение в действие силовых ведомств с узконаправленной, но широкомасштабной кампанией очередного этапа борьбы по сценарию а-ля Крым—Одесса. И много чего нарытого в энергокомплексе исполнительным прокурором Колинько, наверное, пригодится именно тогда. А совсем между прочим мне, как налогоплательщику, очень интересно: если в эфире Нацтелевидения из четырех десятков кандидатов в мэры мелькает беспрерывно только г-н Суркис — это оплаченная реклама или мне его дают даром для него и за мои собственные деньги? Если за мои, то очень хочется, чтоб показали и Бабича, который на пресс-конференции говорит: «Я еще молодой, у меня все спереди...».

Хотя очень может быть, что и у депутатов, да и у нас всех вместе «спереди» — ничего, полный мрак. Что, например, означает обещание Леонида Кучмы сразу после переизбрания издать «Указ о парламенте»? Это расписание «победившей демократии» или силовой роспуск парламента? Или обещанное Кучмой большинство в 226 голосов дружно выполнит конституционное уложение о 30 днях ярко выраженной недееспособности и в результате неявки в парламент даст возможность распустить его по закону?

То, что мысль о роспуске в верховной голове живет, хотя и не процветает, время от времени подтверждается. Александр Ельяшкевич на днях упомянул о том, что во время его встречи с Президентом в декабре «Леонид Кучма в порыве откровенности сообщил: первое, что надо сделать, это распустить парламент». Правда, сам Ельяшкевич уверен, что эти порывы — результат «усиленного публичного аутотренинга Президента, который начался в 1996 году его заявлением, что он «пришел надолго». Однако время показывает, убежден г-н Ельяшкевич, что эти заклинания все меньше действуют «даже на ближнее окружение, которое уже на всякий случай работает и с другими кандидатами в президенты».

«Я не отношусь серьезно к заявлениям Президента, он не имеет никаких шансов на победу при демократических выборах, — утверждает депутат, — и потому идет на выборы, используя всевозможные методы запугивания».

Кое-что из методов, хотя и в другой «опере», показало нам мариупольское побоище, уготованное сторонниками Московского патриархата сторонникам Киевского и самому Филарету. Интересное кино: три автобуса хулигански экипированной паствы митрополита Владимира гоняют по району в поисках ненавистных им гостей и Филарета, а милиция «опаздывает» на разборку, а СБУ берет у побитых пленку якобы для перезаписи, а в результате, по словам Филарета, возвращает купированной! Тут что-то одно: либо проблемы в профессиональной области, либо без проблем в силовом участии в политической. Впрочем, как это будет разбираться с московским патриархатом министр Кравченко, недавно получивший на грудь церковную награду от Владимира и радостно сообщивший по телевизору о приятности этого для него события? Там, кажется, и супруга Президента среди награжденных была? И министр обороны? И уже объясняет нам электронная пресса устами патриотов: красные, дескать, виноваты, что московская пятая колонна в Украине буйствует! Ну что бы мы делали, если бы не эта вечная «невестка» — КПУ? Чего только митрополит Владимир не Петру Симоненко награды навешивает, а совсем другим деятелям современности? А между тем, в Мариуполе звякнул звоночек...

Такие звоночки слышны постоянно. И что, пресса общими усилиями доносит их, анализируя, до тех, кого она обязана информировать? Да, чем ближе к выборам, тем чаще будет наш Президент перерезать ленточки, зажигать факелы и принимать хлеб- соль благодарного народа. В одном севастопольском микрорайоне наконец- то газ подключили! Президент сообщает, дескать, кое-где поднажал, кое- кого подтолкнул, «давайте считать это подарком ветеранам ко Дню Победы». И так повеяло подзабытым воздухом эпохи «развитого социализма», когда у прессы было два дежурных сюжета: либо раздача наград, либо сдача объекта к празднику...

На последнем политсовете НДП, принявшем номенклатурное предложение о поддержке кандидатуры Леонида Кучмы, Александр Емец кратко сказал то, что в общем-то всем известно и каждый день должно было бы быть в эпицентре общественного внимания: «Помните, выступая на съезде, я сказал об идее преемника — когда Президент должен был бы сам определить, которого он поддерживает. Вы помните реакцию зала. Что изменилось с того времени? Почему сегодня даже речь об этом не идет, об этом боятся говорить? Потому что как только прозвучали некоторые фамилии, так сразу этих людей начали на далеких подступах обливать грязюкой, компрометировать, сбивать с ног. Я могу привести пример — Ющенко. Только назвали его фамилию, как моментально в ВР на имя главы парламента поступает докладная из Службы Безопасности. Она «случайно» оказывается у коммунистов, ходит по рукам и т.д. Поэтому, естественно, никого нет на правом фланге, пусть попробует только кто-то рот открыть, вы увидите, что завтра будет с этим человеком. Да уже и есть! Уже пришлось посылать группу депутатов на Виннитчину, потому что преследуют всех тех людей, которые поддерживали руководство НДП в этот период. Мы что, должны на это глаза закрывать? Мы сегодня ощущаем себя хуже, чем в 90-м году. Я боролся против первого секретаря райкома партии, и я не чувствовал, что против меня используются те методы борьбы и те методы фальсификации, которые были использованы, например, в 221-м округе. И только когда фактически единогласно ВР встала на защиту справедливости в этом округе, были отменены результаты выборов. И мы что, не знаем, что готовится на следующие выборы?.. А свобода слова? Что творится в электронных СМИ? Кто стоит за ними? Почему Президент не назначает свою часть состава Нацсовета по телевидению и радиовещанию? Да потому, что боится, что разберутся с тем, что делается на этом телевидении. И мы будем закрывать на это глаза? И последнее: использование правоохранительных органов для борьбы с политическими оппонентами. Такого еще не было в истории Украины, но это происходит сейчас, и вы это прекрасно знаете... И если все это наш курс, то, простите, я тогда не понимаю, какой курс мы поддержали».

Еще интереснее, какой курс мы поддержим. И любопытно: в протесте АП по поводу «незаслуженного» занесения Президента Украины во враги прессы — как будет опровергаться тезис о созданной в стране «атмосфере страха»? Это особенно интересно корр. «Дня», которой пресс-служба Президента доходчиво объяснила: на крымские мероприятия «при Президенте» надо аккредитовываться исключительно на месте, АП этого делать больше не будет, не должна и не может. Со страхом у нас, кажется, на всех этажах полный порядок, граждане.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать