Перейти к основному содержанию

Есть ли жизнь после Банковой?

Все лучшие виды на все худшие перспективы
02 апреля, 00:00

События последних дней укрепляют в мысли, что обитатели Банковой поставили задачу: либо они останутся у власти, либо оставят после себя пепелище.

В день прощания с трагически погибшим Вячеславом Чорновилом Минюст принял решение, которое, по сути, легализует съезд (и партию) «старого» Руха и отменяет итоги съезда (и партию) «костенковцев». Юридическое оформление политического заказа, с демонстративным цинизмом использующее похоронную музыку как шумовую завесу, просто-таки насилует мышление, заставляя отказаться от категорического неприятия «умышленной» версии гибели Чорновила. Сомнения будут нарастать, если вспомнить, что тело еще не было предано земле, а гостелевидение уже воевало устами Чорновила, записанного в своей последней поездке, с «продавшимися» однопартийцам. И это было очень низко, поскольку очень удобно: с мертвыми не спорят, великим — внимают...

Звучали в обличительном контексте и «левые» фамилии, в запасе есть, видимо, разные тезисы, которые, в зависимости от потребности, будут использоваться как резерв «главного командования». И если сам Рух не возразит против фетишизации, которая на самом деле станет колотушкой в руках дерущейся за собственные интересы власти, то большего обесценивания жизни и борьбы самого известного патриота Украины не придумать. Впрочем, когда уже сам г-н Удовенко говорит в телеэфире, что Чорновила «убил» раскол в партии, потому что из-за этого он «мотался» по регионам — то сей факт, как и подтвердившееся предположение о «наследовании» поста лидера чорновиловской партии г-ном Удовенко, свидетельствуют о завершении процесса. Точнее, того этапа, который начинался требованиями к Президенту «приструнить раскольников» и навести порядок в Рухе, а закончился решением Минюста и, видимо, глубокой удовлетворенностью Банковой в том, что ничего уже не помешает кандидату Руха в ранге партийного престолонаследника Вячеслава Чорновила послужить желанию Президента остаться Президентом.

При этом хотелось бы понять, между прочим, в какую игру собираются играть «порядочные реформаторы» Виктора Пинзеника. Намерены ли они пересидеть в тени этих смутных перспектив до мая либо будут являть «порядочное» отношение к руховским союзникам, пока г-н Удовенко не сдастся на милость «реформатора»? Если смысл «Реформ и порядка» заключается именно в этом, значит, все мы в очередной раз слегка пролетели в робких надеждах на то, что у Украины есть будущее. Последние заявления г-на Пинзеника о слиянии с Демпартией в единую политическую структуру с курсом в Рух, вплоть до образования общей партии, заставляет вспомнить байку: «Я шубу нашел! — Неси сюда! — А в ней баба!» Готовность же «демпартийца» г-на Яворивского отдать булаву, была достойно оценена лидером РХП г-ном Поровским, воздадим ему должное: «Хорошо вам с булавой расставаться, когда у вас ее уже отобрали вместе с партией!..»

Все это напоминает скорее мужские игры на свежем воздухе, нежели серьезное занятие политикой. Кстати, о зеленых. Можно ли исключать, что вслед за передачей им «в управление» комитета по связи (со всеми вытекающими «укртелекомовскими» последствиями), Партия зеленых должна была получить какое-нибудь серьезное предложение: например, подумать о выдвижении кандидатом Леонида Кучму? Есть свидетельства того, что эта работа интенсивно проводится с Аграрной партией. Нет пока оснований предполагать, что подобного предложения избежит СДПУ(о). А попробовать, что ли, угадать — один ли Пустовойтенко в НДП останется с Кучмой? Или, к примеру, как поступит Либеральная партия новоназначенца исполнительной власти Владимира Щербаня? Такая стоит задача: чтобы все центристские партии выдвинули Леонида Даниловича и чтоб подписей было собрано не 1 млн., а не меньше 10 (десяти!). И Бог с ним, что голосовать будет народ, которому до лампочки, что порешили партии — факт заблаговременной «всеобщей поддержки» важен как фактор, способный воздействовать на внешние умонастроения. Это раз. И два заключается в том, что «демократия — это не голосование, а подсчет голосов». И потому возможный результат не должен никого удивлять... Если согласиться с Наполеоном, что «общественное мнение — публичная девка», то уж наши «сутенеры» хлеб свой отработают, будьте уверены.

Ой, здесь есть интересный поворот темы. Когда корреспондент «Дня» не так давно делилась мыслями («Западня для электората» №50 от 19 марта) относительно рейтинга Наталии Витренко, которую «лучшие политологи и социологи» в борьбе с прочими левыми кандидатами «назначили» главным конкурентом Кучмы, способным его победить во втором туре, мы и не предполагали, какую реакцию вызовет эта публикация. Информацию о диком раздражении главного заинтересованного читателя можно было отнести к кулуарным слухам. Так же, как и несправедливую оценку деятельности куратора фракции ПСПУ г-на Разумкова, выражаемую фольклором — заставь, дескать, кого-то там Богу молиться... Так же, как и злопыхательские намеки, что прогрессивных социалистов Банковая «сняла с довольствия», хотя, кто бы мог подумать, что они там стояли!

Но смелая, прямая и решительная речь Наталии Михайловны о том, что гибель Чорновила — не случайность, «это спланированный акт для того, чтобы убрать непокорного руководителя, который не слушался своих «хозяев» и «в последнее время не хотел сотрудничать с Президентом», и тут же воспоминания о Муссолини, который, идя к власти, «сначала расправился с парламентариями...» Это круто, это называется — доигралась Банковая с Натальей Михайловной, попыталась выпрямить линию — и получила тут же, не отходя от закрытой кассы.

Хотя все очень понятно. Используя харизматическую пани Наталью в качестве клина, вышибающего левый клин, «хозяева» должны были предвидеть — Наталья Михайловна не остановится на достигнутом, она вошла во вкус своего общественного положения, знает себе цену, серьезно относится к своим рейтингам и не простит пренебрежения собой в качестве использованного сценария. И если, судя по процентам, которые считали «лучшие социологи и политологи», лидер ПСПУ оставила далеко позади всех красно-розовых лидеров, то теперь, в развитие логики предвыборной борьбы, этот «клин» должен целенаправленно идти на борьбу с действующей властью со всей присущей Наталье Михайловне неистовостью. Если, конечно, не остановит один недостаток — отсутствие денег.

В таких условиях направление в вотчину пани Витренко либерала Щербаня можно признать ходом весьма оригинальным, символизирующим «реформаторскую» борьбу. И можно только посочувствовать новому главе администрации г. Сумы, чья деятельность, видимо, будет оцениваться не столько по росту показателей в сельхозпроизводстве, сколько по необходимому падению рейтинговых показателей Натальи Михайловны, успех которой в регионе действительно бешеный. Наблюдать за судорожными попытками власти загнать джина обратно в бутылку — потешно. Но эти упражнения в стране практикуются регулярно... Символично, что выполнение задачи доверено «Возрождению регионов» — г-н Щербань, по словам г-на Волкова, 24 марта написал заявление о переходе в «волковскую» фракцию — о чем, похоже, лидеры НДП еще не знают и потому отмежевываться от «сосватывания» г-на Щербаня на пост у них вряд ли есть необходимость (см. «День» за 1 апреля), поскольку никто их и не собирался спрашивать. Посему проблема клановых телодвижений с переменными успехом — тема по-прежнему актуальная.

Хотя, когда на днях г-н Волков, в эфире УТН представленный как один из оппонентов правительства, стал рассказывать, почему нельзя сейчас менять премьера и Кабмин, возникли разные версии. То ли главного противника Пустовойтенко в борьбе за «тело» нагнули для профилактики и более уверенного самочувствия как бы укрепившегося премьера. То ли к государствам, с которыми у нас есть договоры о правовой помощи, относятся не только те, кого мы подключили к делу Лазаренко. И, возможно, от слияния этих предположений рождается третья версия: сложилась ситуация, при которой телепризыв г-на Волкова «Давайте жить дружно» должен восприниматься как покаяние. Такие публичные штуки широко использовались в советской истории. Для спасения семьи, например, прости Господи за вывернутую наизнанку аналогию...

А премьер наш и вправду демонстрирует «умение работать с фракциями». На прошлой неделе состоялось совещание на правительственной даче, где г-н Пустовойтенко собрал всех лидеров нелевых фракций и примкнувшего к ним селянина Довганя. После церемониального обмена мнениями о необходимости консолидации усилий в парламенте беседа приняла более «загородный» характер — в смысле теплоты и доверительности. Выяснив, что все друг друга уважают, договорились до того, что за каждой фракцией, учитывая ее приоритетные экономические интересы, будет закреплен один из вице-премьеров, который, в свою очередь, будет иметь непосредственные рычаги для лоббирования интересов Кабмина в парламенте. И все бы хорошо, премьер доказал, что он может конструктивно работать с парламентом. Да, говорят, его беспокоит, что некоторые уже не просят, а требуют осуществить приватизацию крупных предприятий за счет приватизационных сертификатов, на что при всем «конструктиве» премьер пойти не может. Пока?..

Таким образом, как говорят мудрые, все не так плохо, как кажется, а гораздо хуже.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать