Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

ГЕНЕРАЛОВ СОКРАТИТЬ ПРОСТО

Налаживание общественного контроля за деятельностью военных будет наиболее трудным в запланированных руководством Министерства обороны реформах
01 августа, 00:00

Заявление нового министра обороны о намерении сократить количество генералов, взять армию под общественный контроль и принять другие меры по реформированию Вооруженных сил Украины не может не вызывать оптимизма. Нынешнее состояние военной сферы уже не устраивает, кажется, никого. Однако путь от намерений до реальных шагов для их осуществления никогда не бывает простым. Тем более, что дело касается такого контингента наших граждан, как военные.

С тех пор, как власть в государстве и командование армией разделились, человечество пошло в двух противоположных направления. В одних странах обеспечили надежный механизм гражданского контроля над армией, сделав людей с оружием одной из равноправных частей государственного механизма. В других военные влияли и продолжают влиять на государственную политику. Это возможно тогда, когда армия является закрытой структурой, подконтрольной только ее командиру или командирам. Именно в таких странах имели место военные перевороты. В нашей истории также был момент, когда в начале шестидесятых попытка сократить армию привела к смене руководства СССР. Собственно, военный переворот 1991 года не привел к успеху, что стало возможным благодаря демократическим переменам, которые успели произойти за пять лет «перестройки».

В новосозданных отечественных ВС быстро прошел только процесс замены красных звезд на трезубы. Все остальное проходит сложно и малопонятно. Недостаточное финансирование, непоследовательные сокращения, а главное — неопределенность будущего превратили нашу армию в большую аморфную массу, которая что-то делает внутри себя. И если бы не трагедии, происходящие каждый раз, когда наши военные берутся за оружие, широкую общественность проблемы оборонной отрасли вряд ли заинтересовали бы. Еще с советских времен, когда не принято было широко афишировать реальную жизнь армии, мы традиционно не видим того, что осталось от трех бывших союзных военных округов, расположенных на территории Украины. Нам не показывают ежедневно кладбищ ржавеющей техники, руин покинутых на произвол судьбы военных городков, страшных отношений между солдатами, укоренившихся внутри воинских частей. Мы привыкли со всем этим жить, так же, как научился жить обломок всесоюзной армии, названный армией Украины.

Консервированию проблем нашей армии, безразличию к ним широких слоев общественности способствовали две причины. Первая — у нас нет войны, как в России, поэтому служба в нашей армии изначально безопасна и комфортна. Вторая — мы регулярно организовываем совместные акции с НАТО, значит не так уж и плохи наши военные. Тем временем, без ежедневного общественного контроля внутри армии вызревают серьезные проблемы. Если, ни с кем не воюя, наши военные умудряются то ракетой в жилой дом попасть, то сбить пассажирский самолет, то атаковать истребителем зрителей авиашоу, то что будет, если оружие придется применить всерьез?

Проще всего обвинить во всем генералов, которых у нас на душу населения чуть ли не больше всех в мире. Но это только для солдата первого года службы генерал — это человек, который занимает высокую должность и ничего не делает. В цивилизованных странах генералы — это сливки общества, люди, владеющие уникальными знаниями и опытом. Уволенный из армии генерал никогда не имеет проблем с трудоустройством, скорее наоборот. Вряд ли наши генералы — это сплошные остолопы и дармоеды. Может, они просто не тем занимаются? И вообще — где обоснование необходимого количества солдат, офицеров, генералов? Нет, потому что до сих пор нет понятной военной доктрины.

Каким стандартам должна соответствовать наша армия? Если стандартам НАТО, то начинать следует не с генералов, а с рядовых. В цивилизованных странах солдат — это хорошо подготовленный и обеспеченный специалист по военному делу, а не полуголодное орудие для подметания плаца, сбора урожая или ремонта офицерских дач.

Отдельный вопрос — военное образование. Огромный конкурс в военные институты, имеющий место в последние годы — ни что иное, как желание получить с помощью армии бесплатное образование, чтобы потом спокойно уволиться «на гражданку». Что будем с этим делать? Как сочетать права человека и обеспечение армии квалифицированными специалистами? А место прохождения срочной службы? Что дает армии перемещение призывника за несколько сотен километров от места призыва, кроме загрузки работой военкоматов? Сколько проблем решилось бы сразу, если бы призывники служили по месту проживания!

Перечень армейских проблем можно продолжать очень долго. От того, что о них еще раз вспомнят, ничего не изменится. Единственное, что на самом деле вселяет надежду на позитивные изменения, это общественный контроль над вооруженными силами. Если бы это стало реальностью, то большинство сугубо военных проблем очень быстро исчезло бы навсегда. Армия стала бы такой же, как и общество, и двигалась бы вперед вместе с ним.

Более того. Реально открытая для общества армия стала бы надежным пропуском для Украины в Евросоюз. Не больше и не меньше. Ибо когда Вооруженные силы действуют открыто и прозрачно для общества, засекреченность и секретность других ведомств становится нонсенсом. А там, где все открыто и прозрачно, где информация не скрывается, невозможны масштабные антизаконные махинации, от которых страдает международный имидж Украины.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать