Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

КАК СКАЗКУ СДЕЛАТЬ БЫЛЬЮ

Георгий ПОЧЕПЦОВ: «Мы устали от непонятных конструкций»
26 июля, 00:00
Как во времена «кассетного скандала», так и позже, в период парламентской избирательной кампании власть не раз теряла инициативу и оказывалась в худшем положении по сравнению со своими оппонентами. Сейчас, на фоне быстрого увеличения экономического и политического веса региональных элит, заявлений антивластных сил о необходимости изменения государственной модели, попыток создания параллельных систем управления, «теневых правительств» и т.п., влиять на ситуацию, похоже, сложнее. Очевидно, в период политического межсезонья борьба за тактическую (бюджет и правительство) и стратегическую (выборы-2004) инициативы не прекратится. Об образе власти, государства и будущих выборах — в интервью «Дню» руководителя Управления стратегических инициатив Администрации Президента Украины, известного специалиста в области паблик рилейшнз, политического имиджа и теории информационных войн Георгия ПОЧЕПЦОВА.

— Весть о вашем назначении на должность руководителя вновь созданного Управления стратегических инициатив Администрации Президента получила заметный резонанс в СМИ. В то же время относительно того, чем вам предстоит заниматься на этой должности, до сих пор существуют лишь гипотезы. Каковы же реальные цели и задачи вашего подразделения?

— На данный момент Управление стратегических инициатив находится в процессе формирования. Готовится положение, утверждается штат. Состоялась беседа с Президентом, позволяющая сделать следующий шаг по конкретной формулировке тех стратегических проектов, которые были им одобрены. Главное, над чем должно работать Управление стратегических инициатив, — это решение вопроса о том, каким образом Украина может войти в новый глобализированный мир. Чем наша страна может быть интересна остальному миру, что она может предложить такое, чтобы стать его важной составляющей? Иными словами, поиск нашего места в мире. Как и Россия, Украина сейчас находится на развилке. Можно скатиться вниз, перейдя в так называемый третий мир, а можно, наоборот, подняться вверх, заняв место среди цивилизованных держав. Мы будем предлагать на рассмотрение главы государства прорывные векторы развития, которые помогут Украине сохранить свое лицо в этом новом, гораздо более сложном, мире. Вторая возможная составляющая деятельности управления — курирование стратегических проектов. К примеру, строится нефтепровод Одесса — Гданск. В работу вовлечен целый ряд различных ведомств. Однако нужен некий политический центр, который бы обозревал это дело в целом и в случае необходимости мог бы скоординировать усилия в том или ином направлении. Или возьмем проблему СПИДа. На борьбу с ним ООН дает Украине немалые деньги. Соответственно, нужен кто-то, кто будет смотреть, чтобы они были использованы исключительно по назначению. Третий пример — развитие гражданского общества. Чтобы процесс двигался, необходимо его отслеживать и устранять помехи. Очень много подобных проблем в наших международных делах. Например, Литва обратилась к Украине с предложениям для развития сотрудничества в разных сферах создать совместные советы на уровне президентов, Кабмина, а также учредить совместный интеллектуальный форум. Полезные инициативы, но пока что все они провисли. Необходимо, чтобы кто-то уделил внимание этому вопросу. Или такой пример. В Украине имеется иновещание. Но оно находится на грани выживания. Практически нет своих изданий на иностранных языках. Проведение «инвентаризации» подобного «хозяйства» — тоже одно из возможных направлений нашей деятельности.

— За последние годы власти пришлось выдержать ряд очень сильных ударов по своему имиджу. Будет ли ваше управление заниматься имиджем власти и конкретно главы государства?

— Такое направление также существует. Хотя в данном случае предпочтительнее говорить не об имидже власти и ее конкретных представителей, а об имидже Украины в глазах зарубежной аудитории. Решение этого вопроса позволяет привлекать иностранные инвестиции в страну, развивать туризм, всем нам ходить с гордо поднятой головой, в конце концов.

— Как конкретно можно улучшить имидж страны? Сколько это стоит?

— Многие страны тратят на свой имидж за рубежом огромные деньги. К примеру, Россия за год расходует на эти цели около $ 125 млн. Поскольку даже похожей суммой мы располагать не можем, речь не идет о том, чтобы поднять всеобщий барабанный бой. Это могут быть задачи по убеждению весьма узкой целевой аудитории в том или ином конкретном вопросе. Например, если мы хотим построить совместный с Польшей трубопровод, необходимо убедить наших соседей, что с нами можно иметь дело и для них это будет выгодно.

— Идет ли речь о создании некоего кризисного центра, который мог бы оперативно нейтрализовать информационные последствия отрицательных для имиджа страны событий?

— Это еще одна из потенциальных задач для нашего управления. Кризисный менеджмент — больное место для нашего государства. Зачастую он является ситуативным. То есть каждый раз, когда возникает потребность на что-то оперативно отреагировать, наши структуры это делают экспромтом, и как правило, непрофессионально. Нужна структура, которая бы заранее отрабатывала варианты действий (официальных заявлений и т.д.) на случай определенных форс-мажорных обстоятельств. Подобные заготовки — это как консервы, в которых законсервировано время. В критический момент мы их открываем — и какой-то отрезок времени сэкономлен.

— Задачи, перечисленные вами, для своей реализации требуют не только профессионального подхода, но и серьезных властных рычагов влияния. Получите ли вы их в свое распоряжение? Есть ли понимание необходимости в такой работе со стороны главы государства?

— Вопрос о полномочиях — типичная проблема для любой вновь созданной бюрократической ячейки. Что касается понимания необходимости нашей работы со стороны Президента, то оно определенно есть. Мы получаем право координировать подобные инициативы, проекты, выполняемые другими государственными структурами.

— Существует стереотип, что некоторые из последних назначений в Администрации Президента сделаны отчасти в соответствии с принципом нейтрализации влияния одних политических сил влиянием других. Насколько вы согласны с такой оценкой?

— Я не думаю, что система противовесов — оптимальный вариант для органа государственной власти. Назовите хоть одно министерство, где бы, скажем, госсекретарь назначался для «слежки» за министром. Если задать подобную программу, все сведется к тому, что отдельные элементы системы будут воевать друг с другом. Это не жизнеспособный вариант, соответственно, он не может служить моделью для администрации. Действующие лица в Администрации Президента работают в единой команде, по единым принципам. Каждому из них делегированы определенные полномочия. И команда в целом может уже не волноваться за тот или иной участок работы.

— Какова тогда, по-вашему, логика последних кадровых решений?

— Нетрудно заметить, что практически все новоназначенные фигуры пришли не из сферы госуправления. Глава администрации Виктор Медведчук — из политики, кто-то — из бизнеса, еще кто-то, как я, например — из науки. Каждый из нас принес из своей среды совершенно новые, и притом более эффективные методы работы. Есть еще одно очень важное преимущество новых руководителей администрации над традиционными бюрократами. Бюрократ в чистом виде выживает 25 лет подряд при всех президентах и правительствах. Типичный чиновник-бюрократ не готов ни к каким рискованным движениям, они ему не нужны. Цель бюрократа — удержаться в кресле. Пришедшие ныне на Банковую люди подобных установок не имеют и держаться за кресло 25 лет не будут. У них совершенно другая система выживания. А потому они способны на реальные, решительные действия — как раз такие, которых и требует ситуация в стране.

— Кое-кто уже назвал Администрацию Президента предвыборным штабом неизвестного кандидата в президенты от партии власти...

— Во-первых, если кандидат не известен, как этот штаб может работать? Особенностью избирательных технологий как раз и является четкое знание, кто есть кандидат и как его можно подавать конкретной целевой аудитории. Во-вторых, все почему-то забывают, что президентской администрации приходится думать в основном как раз не о выборах. Достаточно глянуть на названия отделов и управлений. Здесь и экономическая политика, и внешняя политика, и правовая политика, и региональная. Большинству работающих тут чиновников до избирательных кампаний вообще никакого дела нет. Они должны обеспечить бесперебойный ритм жизни страны сегодня, завтра и послезавтра.

— Вы поступили на службу к власти. Вас не беспокоит, что теперь уже не сможете, как раньше, называть себя независимым экспертом?

— Во-первых, я по-прежнему не связан ни с какой конкретной политической силой, поскольку не являюсь членом какой-нибудь партии. Так что долю экспертной независимости, как и ранее, имею. Просто теперь резко расширились те параметры, которые требуется принимать во внимание при том или ином анализе. Некогда абстрактные истины теперь предстают передо мной вполне осязаемо.

Во-вторых, для меня очень важно принимать участие в формировании точки зрения власти и точки зрения на власть. Ведь человек, сидящий у телевизора, хотел бы знать, что именно его ожидает, насколько адекватно власть реагирует на те вызовы, которые возникают. Именно Администрация Президента должна эту точку зрения формировать и доносить до ведома населения.

В-третьих, в этой же плоскости лежит идея открытости власти, конкурсного набора в Администрацию Президента. Чем власть будет прозрачнее, тем спокойнее будут спать по ночам ее граждане, поскольку они будут знать, что власть работает на них и за них.

— Определенным информационным поводом на прошлой неделе стала одна из инициатив главы парламентского комитета по вопросам свободы слова Николая Томенко. Имеется в виду его предложение платить по 5 тысяч гривен каждому журналисту, который предоставит информацию о фактах цензуры в его издании. Как вы относитесь к подобным методам борьбы за свободу слова?

— Что ж, у г-на Томенко много интересных идей. Если бы по каждой из них установить премию в 5 тысяч гривен, пишущая братия просто озолотилась бы. Однако в данном случае было бы убедительнее, если бы сумма не просто была названа, но еще и продемонстрирована в виде мешочка со звонкими монетками. Говоря же серьезно, проблема наших СМИ не столько в цензуре, сколько в качестве журналистики. Возьмем, для примера, телевидение. Мне как зрителю очень не хватает интеллектуальных программ, просто умных людей в эфире. Надо бы дать работу мозгам телезрителя, а ТВ задействует только глаза да уши. Причем здесь цензура?

— Как вы оцениваете результаты довыборов в парламент по трем округам?

— С точки зрения влияния на ситуацию в стране я вообще не вижу значимости этого события. Поезд выборов давно ушел. Эта проблема может раздуваться только искусственно. Так можно брать любое события, вплетать туда собственную персону и ждать результата.

— Тем не менее, представители «Нашей Украины» склонны считать, что результат довыборов — торжество админресурса в концентрированном виде...

— Каким же тогда образом удалось избраться нашеукраинцу Николаю Одайнику? По- моему, полученный результат реально отражает существующую в стране расстановку сил. Что же касается 35-го округа, то такая же самая ситуация, только наоборот, была там тремя месяцами раньше. Выходит, когда Жир снимает своего главного соперника Драчевского — это торжество демократии. Когда же Драчевский точно таким же образом, то есть через суд, снял Жира — это уже торжество админресурса. Странная арифметика...

— Уже стало модным объяснять все происходящее в большой политике грядущими президентскими выборами. Каково реальное влияние этого события на политическую жизнь?

— Безусловно, 2004 год уже обозначен определенным пунктиром. Однако проблемы сегодняшнего дня куда весомее. И если политическая система уже смотрит в ту сторону, то система бюрократическая занята совсем другим. В этом смысле оппозиции гораздо легче, у нее в голове исключительно президентские выборы, на все остальное она может не обращать внимания.

— Каким, по-вашему, должен быть кандидат, имеющий шансы на победу?

— В первую очередь у него должно быть стратегическое видение будущего страны. Мы устали от невнятных конструкций. Мы нуждаемся в конкретике.

— Что может стать идеологическим стержнем, вокруг которого развернутся дискуссии в грядущей президентской кампании?

— Предметом для дискуссий может стать взятый страной курс на евроинтеграцию в плане того, как это будет отражаться на отношениях с Россией. Однако на сегодняшний день еще слишком много незаполненных клеточек в этом будущем , чтобы определенно говорить об этом.

— Означает ли ваш переход в Администрацию, что с преподавательской деятельностью придется распрощаться?

— Конечно, стало сложнее, но бросать эту часть своей жизни я пока не собираюсь. Более того, в последнее время мне приходится преподавать не только в Украине. В частности, я совсем недавно читал лекции в МГИМО, а также в Санкт- Петербургском университете. Тот факт, что меня пригласили эти авторитетные вузы, говорит и о том, что наш отечественный интеллектуальный продукт может быть востребован. Мы способны конкурировать с остальным миром. Есть, кстати, приглашение в один из греческих университетов — прочитать цикл лекций по проблемам информационных войн, а также в Германию — на форум по развитию паблик рилейшнз в Восточной Европе.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать