Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Какими будут большинство в Раде и изменения в Кабмине?

Владимир ФЕСЕНКО: «Если регионалы выберут вариант формирования исключительно «своего» большинства, они в очередной раз опозорятся на весь мир»
09 ноября, 11:33
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

В то время когда главной интригой сегодня остается дальнейшая судьба более десяти проблемных округов, параллельно происходят не менее интересные процессы. Это формирование парламентского большинства и возможные кадровые перестановки. Конечно, следующий парламент будет другим — изменились не только правила (система) «набора» депутатов, но и качество его наполнения.

Во-первых, в новую Верховную Раду прошли две политические силы («УДАР» и «Свобода»), которые раньше никогда не чувствовали вкус работы в главном законодательном органе (за исключением отдельных политиков). Во-вторых, мажоритарная составляющая завела в будущий парламент много не только новых, но и старых, даже, можно сказать, одиозных личностей. Ну, например, бывший «директор» парламента конца 90-х — начала 2000-х Александр Волков, который, кстати, стал депутатом в качестве самовыдвиженца, но при поддержке оппозиционной «Батьківщини» (это к вопросу иначести оппозиции). В-третьих, состоялась определенная элементарная ротация среди старожилов парламента — Партии регионов, «Батьківщини», КПУ.

В настоящий момент уже практически известно приблизительное количество депутатов от политических партий в следующем парламенте. Задачи, которые ставила перед собой Партия регионов, — иметь простое «региональное» и вместе с коммунистами конституционное большинство, по результатам выборов серьезно усложнились. О двух третьих Верховной Рады теперь речь не идет вообще (эта цель провалена), а вопрос стоит, как «сколотить» хотя бы более-менее благосклонное к ПР провластное большинство. В конце концов потому и ведется «война» за отдельные округа, ведь это такие необходимые власти «штыки».

«Чисто «региональное» большинство Партия регионов не сможет сформировать никак, — считает политолог Владимир Фесенко. — Даже если во фракцию ПР вступит большинство внепартийных депутатов, это им не удастся. Рискну допустить, что далеко не все самовыдвиженцы захотят это сделать. По предварительным подсчетам у «регионалов» свыше 180 мандатов, добавляем еще 30-35 депутатов-самовыдвиженцев — этого недостаточно для большинства. Коммунисты будут сохранять автономию. Поэтому большинство создадут лишь в том случае, если регионалы переизберут десяток «тушек» из оппозиционных фракций».

Но это, по мнению эксперта, является опасным для власти. «Почему решение относительно оценки украинских выборов будет приниматься не сейчас или в начале декабря? — продолжает Фесенко. — Потому что, например, ПАСЕ будет принимать решение по украинским выборам с учетом того, как начнет свою работу Верховная Рада и как будет сформировано парламентское большинство. Возникновение проблемы «тушек» почти неминуемо приведет к тому, что выборы не признают демократическими. Об этом в ЕС неоднократно заявляли. Власть должна понимать, что попытка сформировать большинство только из фракции Партии регионов — это дополнительный серьезный аргумент недемократичности выборов для всех критиков Украины за рубежом».

Поэтому каким может быть дальнейший сценарий? «Более оптимальным и рациональным является вариант: не создавать никакого официального большинства юридически, — отвечает политолог. — Действующая Конституция этого не требует. Для голосования за необходимые для власти решения достаточно простого ситуативного большинства. Тогда не нужно будет никого перевербовывать, писать заявления о вступлении в партию, брать расписки кровью и тому подобное. Если «регионалы» все-таки выберут вариант формирования исключительно «своего» большинства, то есть пойдут «дуболомным» методом, они в очередной раз опозорятся на весь мир. Учитывая то, что они после выборов уже допустили кучу ошибок, дальше им точно нужно действовать более гибко».

Формирование парламентского большинства с точки зрения новейшей истории, это более тактическое задание. Если заглянуть глубже, то, по мнению многочисленных экспертов и депутатов со стажем, наиболее качественной была Верховная Рада первых созывов. Дальше происходил постепенный регресс: парламент терял свое влияние и становился определенным инструментом в руках Президента, а к депутатскому составу ВР прицепилось такое понятие, как «тушка», то есть состоялась коммерциализация законодательного органа. Нынешний состав парламента тому яркое подтверждение. Изменится ли ситуация со следующим созывом?

«Парламент можно оценивать по разным критериям, — говорит Фесенко. — С точки зрения, например, голосований и стабильного большинства, ситуация в новоизбранном парламенте будет хуже, чем в предыдущем. Однако, с точки зрения представительской функции, защиты разнообразных политических, идеологических интересов, этот парламент будет лучше предыдущего. Он будет точнее отображать политическую структуру общества и вкуса избирателей. Дальше — критерий конструктивной работы: готовность совместно работать над важными для страны проектами. В этом заинтересован и ЕС. Существует целый пакет вопросов, которые связаны с евроинтеграцией, но не могут быть решены из-за конфликтности Рады. Впрочем, учитывая нынешнюю конфликтную ситуацию и приближение президентских выборов, у меня большие сомнения, относительно конструктивности работы ВР. К сожалению, уже с первых дней работы Рады мы увидим на порядок более конфликтный, нежели нынешний, парламент».

Кадровые ротации. Их не избежать, вопрос лишь в том, насколько масштабными они будут и кого конкретно заденут. То, что это будет касаться парламента, понятно. Уже сейчас идет борьба за комитеты, даже между самими «регионалами», не говоря о конкуренции за кресло спикера и его заместителей. Но еще одной интригой остаются изменения в Кабмине. Об увольнении главы правительства Николая Азарова говорили в течение последних двух лет, но он удержался, чего не скажешь о его подопечных — министрах. С момента назначения нынешнего Кабмина, состав правительства изменился минимум на треть. Об увольнении в главном исполнительном органе после выборов снова ведется дискуссия: касается она как самого премьера, так и министров. По нашим источникам в правительстве, в ближайшее время может быть освобожден от должности министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко. Будет ли он куда-то назначен, пока не известно, а вот его место вполне возможно займет нынешний министр экологии и природных ресурсов Эдуард Ставицкий. Также, как нам стало известно, на освобожденную Ставицким должность могут вернуть Николая Злочевского (с 4 июля 2010 года по 20 апреля 2012 года занимал должность министра охраны окружающей природной среды).

«В связи с оценкой выборов во власти возникли серьезные противоречия, — подчеркивает Фесенко. — Никто из руководителей, кроме Януковича, не чувствует себя в настоящий момент спокойно и уверенно в собственном будущем. Изменения в руководстве Верховной Рады произойдут обязательно. Что же касается Кабмина, Конституция не требует никаких изменений, но целый ряд министров перейдет на работу в ВР. Шаткая и нестабильная также позиция премьер-министра. Есть несколько претендентов на его должность. Вокруг этого вопроса сейчас происходит много интриг: Президента пытаются убедить в необходимости заменить премьера. Однако если он согласится, возникнет ряд проблем. Серьезные изменения в руководстве Администрации Президента или правительства могут дезорганизовать систему власти. Другой аргумент — сохранение баланса интересов разных групп влияния. Мы знаем, что стать премьером хочет Арбузов и представители других групп: Хорошковский, Клюев, Порошенко. По логике, лучше подождать и провести капитальную реконструкцию власти не сейчас, а немного позже, однако борьба за должности уже началась».

 

 

Какая будет конфигурация в будущем парламенте? Станет ли он, по вашему мнению, площадкой для дискуссий и центром принятия законодательных инициатив? Чем будет отличаться будущая Рада?

«БОЛЬШИНСТВО УЖЕ СЕЙЧАС СМОТРИТ В 2015 ГОД»

Алексей БРИТЮК, председатель совета ОО «Луганский археологический союз»:

— По моему мнению, регионалы смогут сформировать большинство вместе с коммунистами, новыми «перебежчиками» и частью самовыдвиженцев. Опыта им в этом не занимать. Работа парламента будет зависеть от того, насколько «сцементированной» будет оппозиция и насколько ее действия будут скоординированы. ПР тоже не однородная, мажоритарщики будут отстаивать свои интересы, таким образом, есть возможность для ситуативных побед. Думаю, что большинство уже сейчас смотрит в 2015 год, метит в президентское кресло. Наличие радикально настроенных «свободовцев» не даст расслабиться ни регионалам, ни оппозиционерам. Не сомневаюсь, что именно националисты, несмотря на небольшую численность, будут полностью контролировать ситуацию. Как в сессионном зале (персональное голосование, блокирование, доступ журналистов и т. п.), так и во время работы комитетов, подготовки законопроектов.

«НЕ ВИЖУ КОНСТРУКТИВА В БУДУЩЕМ ПАРЛАМЕНТЕ»

Ярослав ЧЕРНОЗУБ, политический эксперт, Тернополь:

— Парламент этот не будет конструктивным, потому что приближается 2015-й год — та вышка, на которую будут ориентироваться все политические силы: и власть, и оппозиция. Тем более что в настоящий момент перед оппозицией стоит вопрос лидера. А пока еще мы не видим вероятности освобождения Юлии Тимошенко, несмотря на международное давление. Поэтому сейчас будет разворачиваться дискуссия и внутри оппозиции относительно лидера. Мы также видим, что Виталий Кличко набирает рейтинг, есть претензии опять у Арсения Яценюка. Поэтому здесь дилемма. Так что я не вижу конструктива в будущем парламенте. Думаю, что он будет недолговечным. А от предыдущего он будет отличаться, в первую очередь, мажоритарной составляющей. Депутаты разделятся (а они всегда так делятся на две больших группы) на списочников и мажоритарщиков, потому что на самом деле каждый мажоритарщик считает, что он намного выше всего этого, потому что он прошел горнило реальной борьбы. К тому же очевидно, что партия власти по данному закону выиграла. Она будет иметь большинство. Хотя с приближением 2015-го года мы будем видеть также заострение среди группировок, которые окружают Виктора Януковича.

«БУДЕТ ИЗБЫТОЧНОЙ ЗАПОЛИТИЗИРОВАННОСТЬ, КОНЪЮНКТУРНОСТЬ И ВОЛЮНТАРИЗМ»

Сергей ПАСИЧНИК, руководитель юридического отдела Черкасской областной организации Комитета избирателей Украины:

— В целом, можно говорить о компромиссной ситуации. С одной стороны, власть максимально удовлетворила интересы всех групп влияния, которые окружают Президента. С другой, несмотря на отсутствие двух основных лидеров — дала возможность достаточно активно провести избирательную кампанию оппозиции. Практика показала, что партии-спойлеры свою миссию не выполнили. Однако условно левые (КПУ) и условно правые (ВО «Свобода») получили больше, чем ожидали сценаристы Банковой. В таких обстоятельствах каждый мандат для Партии регионов и ее сателлитов становится чрезвычайно важным. На этом фоне контр-властный триумвират абсолютно логично пробует сыграть ва-банк — парализовать работу нового парламента. Насколько это окажется эффективным — станет понятно в ближайшее время. В любом случае, нынешняя ситуация — однозначный минус группе Клюева, поскольку получить максимально лояльную и подконтрольную Верховную Раду не выходит. Также это перечеркивает все попытки «Семьи» заретушировать имидж нынешнего режима за рубежом. А попытка спровоцировать народное сопротивление и канализировать его в нужном направлении, может быть частью сценария по устранению одной из внутренних конкурентных групп и созданию монополии на доступ к Президенту и ограничению его влияния на политические процессы в Украине.

Конфигурация в будущем парламенте однозначно будет нестабильной. И главным сегментом нестабильности будут мажоритарщики, имеющие собственные интересы, которые вложили значительные средства в победу и будут пытаться максимально эффективно вернуть свои электоральные инвестиции. Новая Рада в первую очередь станет площадкой для дискуссий, связанных с подготовкой к главной битве, — завоеванию Киева (городской совет и мэр) и главный трофей — президентское кресло-2015. Конечно, в случае формирования пропрезидентского большинства начнется продажа земли и приватизация неосвоенных активов госпредприятий. Также новый парламент должен сформировать вектор развития международного сотрудничества — в системе координат Восток-Запад. Конечно, тональность будет задана с Банковой, но основная ноша будет переведена на Верховную Раду. Чем будет отличаться будущяя Рада? Если говорить в целом и при условии функциональной способности к работе нового парламента, то основные характеристики новой Верховной Рады будут такими: избыточная заполитизированность, конъюнктурность и волюнтаризм значительной части депутатов, существенное влияние на работу парламента исполнительной ветви власти и Президента.

«В БУДУЩЕЙ ВЕРХОВНОЙ РАДЕ БУДЕТ БОЛЬШЕ ЯРКИХ ЛИЧНОСТЕЙ»

Роман КУЧЕРЕНКО, глава циклической комиссии экономических дисциплин Каневского эколого-информационного технологического колледжа:

— Парламент поляризуется сразу: оппозиция («Батьківщина», «УДАР», «Свобода») против власти (Партия регионов и Коммунистическая партия). Противостояние будет жестким, ведь с началом первой сессии Верховной Рады фактически начинается президентская кампания. Однако паритет сил все же есть. Власть будет иметь свое большинство, однако не большинство конституционное. А, следовательно, власти придется нелегко. Она попытается поляризовать сам парламент и расколоть оппозиционный лагерь. Парламент, думаю, доработает до окончания своей каденции в 2017 году. Но заложенная мажоритарщиками бомба в виде самовыдвиженцев обязательно существенно повлияет на ход президентской кампании. Это может быть дубль президентской кампании 2004 года. Тогда тоже был «бунт мажоритарщиков», повлекший «помаранчевую революцию». Именно поэтому в будущей Верховной Раде будет больше ярких личностей, незатертых партийными боссами. Хочется верить, что эта «питательная почва» «родит» новых национальных лидеров, потому что от старых уже давно попахивает нафталином.

«450 ДЕПУТАТОВ ОБРАЗУЮТ ОЧЕНЬ ДОРОГОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЦИРК»

Валерий ДУДКО, политолог, Харьков:

— Смешанная система выборов стала самой грубой ошибкой, которая была продемонстрирована. Еще перед выборами все политологи прогнозировали, что Партия регионов, которая фактически потеряла свой рейтинг наполовину, сможет добрать свои голоса на мажоритарных округах — так и случилось. На сегодняшний день конфигурация Верховной Рады настолько непредсказуемая, что невозможно однозначно сказать о движении вперед, позитивном развитии. Относительно конфигурации парламента, мы не можем утверждать, что распределение портфелей будет сделано правильно. Партия регионов попытается захватить ключевые позиции в Верховной Раде. Работа парламента будет сомнительной, и очевидно нам не избежать конфронтации в ближайший месяц.

Мы наполовину заменили парламент, и туда пришли люди, которые не декларировали, что собираются решать государственные вопросы и проблемы. Мы пропустили в парламент половину таких мажоритарщиков, которые готовы решать за счет государственной казны проблемы своего округа. Нынешний парламент — это очередная «композиция» людей, которые занимаются самопиаром в Украине. Опыт сенаторов в демократических странах показывает, что они постепенно готовят себя для работы в парламенте. Нормальный депутат, даже попав на уровень областного совета, только через четыре месяца начинает понимать, где он находится, через шесть — как ему работать, а результат демонстрирует через год. В нашем случае в Верховную Раду попадают люди с политическими амбициями, а не с профессиональной подготовкой. Поэтому 450 депутатов составляют очень дорогой политический цирк для государства.

Подготовили Денис КИРКАЧ, Луганск; Виктория КОБЫЛЯЦКАЯ, Черкассы; Лариса ОСАДЧУК, Тернополь; Алена СОКОЛИНСКАЯ, Харьков

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать