Перейти к основному содержанию

КОММЕНТАРИИ

Завтра в Санкт-Петербурге начнется саммит «восьмерки» — событие очень долгожданное Кремлем. В каких «кондициях» Россия встречает лидеров ведущих государств мира? Прозвучит ли на самми те украинский вопрос и в каком контексте? Какие проекты должна пре
13 июля, 19:59

Константин ГРИЩЕНКО, экс-министр иностранных дел Украины: — Со стороны российского руководства, дипломатических и других ведомств, которые задействованы, было сделано все возможное для того, чтобы саммит представил Россию как влиятельного участника этого эксклюзивного клуба. И сама мизансцена в Санкт- Петербурге, и внешнее оформление запланированных мероприятий направлены именно на достижение такого результата.

В контексте обеспечения разрешения глобальных проблем энергоснабжения и в Европу, и в США избежать вопроса о поставках газа транзитом через Украину в Европу из России не удастся. Даже, если бы кто-то и хотел этого. Другое дело, каким образом, в каком формате и как именно будет проходить это обсуждение. Конечно, что тональность обсуждения украинского вопроса была бы другой, если бы наконец было сформировано стабильное правительство, которое могло бы взять ответственность за развитие политической и экономической ситуации в Украине. Другим тогда было бы и содержательное наполнение обсуждения значения Украины в энергобезопасности.

К Украине сегодня приковано слишком большое внимание, хотя лучше бы его не было. В первую очередь, нужно иметь ясную стратегию в энергетической сфере (так же и во многих других отраслях). Без этого мы вряд ли сможем выходить с какими- то инициативами, воспринимающимися извне. Сегодня речь идет не о конкретике, а об определении основного базиса, кто и на каких основах будет представлять Украину в этих принципиально важных для наших партнеров сферах, таких как энергетическая безопасность.

Я бы хотел напомнить заявления США и ЕС, которые ждут, чтобы мы сами определились, кто будет руководить нами на уровне парламента и правительства на протяжении следующих нескольких лет. А уже после этого и США, и Европа будут определяться, что именно можно реализовать в отношениях с Украиной.

Евгений КАМИНСКИЙ, доктор исторических наук, завотделением Европы и Америки, Институт мировой экономики и международных отношений: — Насколько готова Россия к саммиту «восьмерки»? Однозначно здесь трудно сказать, нет однозначной позиции и у ведущих экспертов мира. Например, журнал Тime недавно напечатал статью о том, что Джордж Буш покончил с ковбойской внешней политикой. Но в то же время агентство Reuters сообщило о том, что на саммите в Санкт-Петербурге будет страшный конфликт, Буш будет говорить о нарушении демократических прав, о создании препятствий для деятельности неправительственных организаций. Журнал Newsweek пишет, что Белый дом будет очень жесток в отношениях с Россией, и это будет продемонстрировано на саммите «восьмерки». С другой стороны, нужно учитывать, что существенных рычагов влияния на Россию у США (особенно, в вопросе газоснабжения) практически нет. Причина заключается в том, что газового рынка на международной арене нет. Существует нефтяной рынок, рынок металла, рынок услуг, а рыночные отношения в газовой сфере существуют только между Канадой и США, где задействованы несколько десятков фирм, поставляющих газ. В остальных случаях мы имеем дело с тотальными государственными монополиями, где нет ни одного рынка — как государство решит, так и будет.

Прозвучит ли на саммите украинский вопрос? Произошедшее на днях в Украине, может изменить отношение к украинскому фактору в Санкт-Петербурге со стороны США или Канады (больше никто о нас не говорил бы). Россия никогда не будет инициировать обсуждение украинского вопроса, Европейский Союз — тоже. Если же американцы или канадцы инициируют разговоры на украинскую тему, то они по большей части будут связаны только с нашей газотранспортной системой. Своей позицией, заключающейся в том, что мы не входим ни в какие международные договоренности по газу (имею в виду позицию относительно национальной принадлежности нашей газотранспортной системы), сделали все возможное для того, чтобы ЕС и Россия строили газопроводы в обход нашего государства. И фактически в 2011 году, если посмотреть, какие деньги вложены в обходные газопроводы, мы можем остаться полностью без газа. Нужно включаться в международные договоренности, в том числе и путем создания консорциума при участии Украины, России и нескольких европейских государств. Желательно не одной, например, Германии или Франции, а — около пяти. А вообще, было бы прекрасно, если бы участником консорциума стал Европейский Союз (то есть Брюссель — Москва — Киев). Если мы сдадим его России, то вряд ли выиграем — в первую очередь, в глазах европейцев. Как они будут говорить о наших национальных интересах? Но двухсторонний консорциум, по-моему, делает нас совсем второстепенными для Европы, потому что Европа переходит в непосредственные отношения с Москвой, конкретно с «Газпромом», а нас оставляет совсем в стороне в этом вопросе.

Я думаю, что поскольку второй вопрос, который будет рассматриваться в Санкт-Петербурге, связан с возможными пандемиями различных болезней и противодействием им, то может встать украинский вопрос в связи с тем, что мы являемся одними из лидеров в распространении СПИДа, туберкулеза и так далее.

Но я думаю, что в Санкт-Петербурге не будут обсуждать происходящие у нас политические процессы. Никто не будет говорить о том, что в стране столкнулись Ющенко с Януковичем. Это для них абсолютно второстепенное и не является вопросом рассмотрения на заседаниях таких солидных организаций, как «семерка». Почему «семерка»? Вспомните 1998 год, когда Билл Клинтон пригласил Бориса Ельцина участвовать в «семерке». Все фактически происходило по принципу: «А этот мальчик со мной». Поэтому все еще есть «семерка», а «восьмерка» существует только тогда, когда обсуждаются такие вопросы, как газовый.

... Если Украина хочет нормально войти в международное содружество, то нам нужно перестать говорить о борьбе с коррупцией, а начать с ней бороться и сделать все, чтобы в Украине доминировал принцип прозрачности в экономике и принцип, к которому уже приобщились украинские корпорации. Одна из немногих украинских корпораций, которая по оценкам Европейской Комиссии, работает по европейским стандартам — это «Индустриальный союз Донбасса». Еще существует несколько корпораций. Остальные же работают в теневой сфере. Если мы хотим, чтобы к нам относились как к нормальному участнику международной системы, нужно, наконец, выйти на европейские стандарты, и я предлагал бы начать с газовой сферы. Перестать надеяться, что можно и дальше наживаться группке людей на поставке российско-туркменского газа за счет украинской нации. Если мы добьемся детенизации и реального продвижения в борьбе с коррупцией, наша репутация в мире изменится. Но без этих достижений, мы остаемся таким себе государством, уверенно направляющимся к роли банановой республики.

Александр СУШКО, Центр мира, конверсии и внешней политики: — Саммит «восьмерки» в России будет кульминацией международной деятельности президента Путина, во всяком случае его второго срока. Соответствующим образом Россия и готовилась к этому мероприятию как к лучшей возможности продемонстрировать причастность к ряду самых влиятельных стран мира. Собственно, этим и определяется вся та атмосфера, которую пытается создать российская сторона сейчас.

Украинский вопрос вряд ли будет подниматься отдельным пунктом повестки дня. Для этого нет оснований. Другое дело, что в контексте дискуссий на энергетическую тематику будет рассматриваться вопрос поставки энергоносителей из России. И тогда, вероятно, будут звучать вопросы относительно транзитной и тарифной политики России относительно европейских стран и, собственно, стран транзитеров.

Для того, чтобы с вами считались, необходимо иметь стратегическое видение. У украинского правительства его нет — в частности, в вопросе перспектив развития энергорынка, поставки энергоресурсов, транзитных вопросов. Если бы такое видение было, то можно было бы, во всяком случае, выступить с публичным заявлением от имени правительства с соответствующими инициативами. Но в правительстве Украины нет единого мнения относительно того, какой должна быть энергетически-транзитная политика и вообще, какой должна быть роль Украины и схема отношений с Россией и европейскими потребителями. Единственное, что более менее не вызывает сомнений, это то, что Украина не собирается продавать свою транзитную систему россиянам. Более-менее на этом сходятся все правительственные факторы. Но нет единого мнения относительно, например, роли посредников в газотранзитных вопросах и относительно участия Украины в транснациональных транспортных проектах.

Анатолий ЗЛЕНКО, экс-министр иностранных дел: — В России достаточно непростая внутренняя ситуация, перед саммитом «восьмерки» поднялся шквал критики в адрес российской стороны относительно вопросов, связанных с распространением демократии в этой стране. Думаю, что не менее важным для России может быть вопрос, связанный с борьбой против терроризма. В связи с последними событиями в России и США, где удалось предупредить терракт, этот вопрос будет актуальным и отразится в дискуссиях на этом саммите. Существует пакет практических вопросов, требующих должного рассмотрения во время саммита. Речь идет об энергетической безопасности, взаимодействии российской стороны как поставщика с транзитерами и покупателями нефти и газа в Европейском Союзе.

Будет ли в этом контексте рассматриваться вопрос Украины на саммите? Принимая во внимание остроту проблемы — как ценовую, так и политическую, — энергетический вопрос обязательно коснется нашей страны, главным образом, как основного транзитера энергоносителей в страны Европы. Основным интересом в этом контексте конечно пользуется проблема энергоносителей. Мне известно, что Украина должна совершать определенные шаги и привлечь внимание к этой проблеме. Я думаю, что именно эта проблема должна быть важной в контексте дискуссий на саммите.

Сейчас в Украине проходят очень непростые внутриполитические процессы, касающиеся проблемы демократии в нашей стране и в целом на постсоветском пространстве, а также в известной степени и в странах бывшего социалистического лагеря, с точки зрения создания Форума сообщества демократического выбора. И то, что эта проблема в известной степени сейчас находится в центре испытания (я имею в виду внутреннюю политику), поэтому этот вопрос в той или иной мере может быть затронут одной из сторон, пытающихся продвинуть демократию как в нашей стране, так и на постсоветском пространстве.

Относительно возможной критики Бушем политики Путина, я думаю, что это не тот случай, когда участники саммита будут прибегать к каким-то откровенным заявлениям, которые должны привлекать внимание мирового сообщества. Если такие вопросы и будут возникать, то только на двухсторонних встречах и не станут достоянием общественности.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать