КОMМЕНТАРИИ
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20031212/4226-4-2r.gif)
Ульяна КИРИЕНКО , завдепартаментом политической социологии Института глобальных стратегий (ИГЛС):
— Принятие закона о государственном источнике финансирования политических партий имеет как плюсы, так и минусы. Безусловным плюсом является то, что за счет государственных средств будет финансироваться не только предвыборная деятельность партий, но и уставная, то есть тот период партийной работы между выборами, когда партии работают на саморазвитие и самостановление. Можно одобрительно оценить и ту статью закона, которая оговаривает, что финансовую помощь получат не только партии, за которые проголосовали более 4% избирателей на последних выборах, но и партии в составе избирательных блоков, прошедших в парламент. Другими словами, финансовое поощрение получают не только партии, уже имеющие финансовую базу, но и молодые силы, прошедшие испытание выборами и коалиционностью. Все это в совокупности будет работать на структуризацию и укрепление партсистемы.
Что касается минусов, то я бы назвала два: политический и правовой. Минусом политическим, конечно же, будет то, что государственную поддержку получают партии по факту своего выигрыша на выборах. А, как показывает свежий опыт российских выборов, все чаще в выигрыше оказываются, так сказать, выгодные власти партии — необходимые либо для благоприятного спаррингпартнерства, либо для каких-нибудь иных задач. Минус правовой в том, что отечественный опыт управления финансами давно зарекомендовал себя как непрозрачный, и отсутствие в законе прописанных механизмов и инструментов финансирования только увеличивает возможность различных злоупотреблений в части поступления и оборота средств. Потому действительно необходимый — в будущем — переход к финансированию партий из госисточника требует регламентации не только в смысле контроля за финансами (что в законе закреплено за Счетной палатой), но еще и в правовом отношении.
Сергей ТЕЛЕШУН , доктор политических наук, президент фонда «Содружество»:
— Однозначно ответить, каких больше последствий будет от введения госфинансирования партий — позитивных или негативных, — невозможно. Необходимо учитывать контекст украинских и мировых реалий в отношении этого вопроса. Кроме того, нужно выяснить, что в действительности стоит за вопросом о необходимости финансирования политических партий. Если речь идет о создании гражданского общества, в котором партии будут лишь одним из сегментов гражданской инициативы, — это явление позитивное. Если же это создаст предпосылки для монополизации партиями функции посредничества в общении граждан с властью — это негатив. В данном случае, очень полезным для нас может быть опыт Германии, где механизм финансирования партий настолько прозрачен, что дает возможность гражданам контролировать не только партийную элиту, но и финансовые потоки. Учитывая украинские реалии, финансирование партий может в какой-то степени легализовать отмывание грязных денег, ибо отмывка капитала возможна не только через фирмы, предприятия, СМИ, но и через партийную кассу.
Есть еще очень важный политический нюанс. Если мы строим монополизированное партийное общество — это беда, ибо, как свидетельствуют социологические исследования, на сегодняшний день уровень доверия партиям не превышает 8%. Тем не менее, если мы говорим о финансировании партий, мы должны говорить и о необходимости появления профессиональных политиков — людей, которые занимаются только политической деятельностью и прозрачны для гражданского контроля и финансового мониторинга со стороны государства. Если партии будут состоять из таких профессиональных политиков, то финансирование партий однозначно позитивно скажется на развитии политической системы в частности и украинского общества, и страны в целом. Однако, как мы видим, интерес общества к этому вопросу (а ведь партии — это активная часть общества) — низок. И то, что и пресса, и граждане отреагировали на этот закон пассивно, свидетельствует о том, что вопрос финансирования партий мало интересует людей. Его обсуждение соcредоточено только в партийной тусовке, которая воспринимает этот закон как один из этапов технологической борьбы за парламентские места и борьбы за президентское кресло.
Если Президент подпишет этот закон, мы можем ожидать активизации партийной деятельности. Кроме того, партии, которые будут проходить в Верховную Раду, будут иметь все предпосылки для того, чтобы в будущем становиться профессиональными. Но это со временем. Кроме того, политика станет достаточно прибыльной сферой сама по себе, и с партией можно будет работать как с реальным юридическим лицом в сфере финансово-экономической деятельности. Возможно также, что государству для того, чтобы обеспечить контроль над финансовыми операциями, которые будут осуществляться через партийные кассы, потребуется создание дополнительного аппарата финмониторинга. Всегда может появиться какая-то часть бизнесменов, которые с удовольствием будут пользоваться партийными деньгами или с помощью партийных денег влиять на экономику. То есть партии станут еще одним достаточно прибыльным политическим проектом, через который можно пропускать финансовые потоки. В связи с этим, скорее всего, обострится борьба между властью и оппозицией за право доступа к формированию госбюджета.
Выпуск газеты №:
№226, (2003)Section
Nota bene