Перейти к основному содержанию

КТО ВИНОВАТ?

08 декабря, 00:00
Верховная Рада Украины в четверг ратифицировала Кредитное соглашение (кредит на закупку топлива на зимний период 2000—2001 гг.) между Украиной и Европейским банком реконструкции и развития.
Согласно соглашению, подписанному 6 октября нынешнего года, ЕБРР предоставляет $100 млн. для закупки топлива для 4 энергогенерирующих компаний — «Донбассэнерго», «Центрэнерго», «Западэнерго» и «Днепрэнерго».
Погашение кредита предполагается осуществить поэтапно: 6 ноября 2001 г. — $25 млн., 6 декабря 2001 г. — $25 млн., 6 января 2002 — $50 млн.
К условиям предоставления кредита отнесены проведение приватизации семи энергопоставляющих компаний; правительственные гарантии под кредит; поддержка установленных для каждого конкретного периода коэффициентов сбора денежных платежей на энергорынке; обеспечение возвращения кредита путем отдельных отчислений Фонду.
Соглашением также устанавливаются условия по проверке финансовой деятельности энергогенерирующих компаний, которые будут использовать вышеуказанный кредит.
Соглашение подписано в рамках обязательств Запада в части помощи Украине в связи с закрытием Чернобыльской АЭС и компенсации энергопотерь.
«День» продолжает накануне закрытия Чернобыльской АЭС публиковать цикл статей известной журналистки Любови Ковалевской.

Ядерная промышленность во всем мире начиналась с создания военно-промышленного комплекса, поэтому первые крупные аварии с выходом радиоактивности в атмосферу и окружающую среду, с массовым лучевым поражением людей произошли именно на военных ядерных объектах. Не удивительно, что во всем мире военная промышленность отгораживалась от общества завесой секретности, скрывая прежде всего оценки влияния своей опасной деятельности на здоровье людей.

Строительство атомных электростанций также изначально было подчинено нуждам военно-промышленного комплекса. Миф о «мирном» атоме предназначался для общества. Он укреплялся в сознании простых людей десятилетиями. И только после Чернобыльской катастрофы если и не развеялся окончательно, то основательно потускнел.

Для производства оружейного плутония в СССР был разработан и использовался реактор канального типа — РБМК, а для потребностей флота — корпусного типа, ВВЭР. Таким образом, возникновение в начале 50-х годов гражданской ядерной энергетики в СССР представляло собой ветвь определенных работ на дереве военной отрасли.

Аналогичным образом шел процесс и на Западе, что предопределило целый ряд общих проблем в развитии ядерно-энергетического и ядерно-промышленного комплекса, в первую очередь — проблемы ядерной безопасности (первые крупные аварии на военных ядерных установках в Уиндскейле, Великобритания, и Челябинске-40, СССР, в 1957 году).

Вот почему плутоний и сегодня продолжает свой драматический поход по странам и континентам. Коммерческие ядерные реакторы, которые работают на плутонии, изготовленные в прошлом в США, Британии, Франции, России и Германии, теперь производятся в Японии. Данная форма ядерной энергии — чрезвычайно опасная, так как в любой момент может быть использована для изготовления ядерного оружия. Фактически все ядерные реакторы — и урановые, и плутониевые — вырабатывают отходы, в составе которых имеется плутоний и другие радиоактивные вещества, которые могут быть использованы для производства ядерных бомб. ПОЭТОМУ КАЖДАЯ НАЦИЯ, ВЛАДЕЮЩАЯ ЯДЕРНОЙ («МИРНОЙ») ЭНЕРГИЕЙ, ЯВЛЯЕТСЯ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ЯДЕРНОЙ ДЕРЖАВОЙ («High-level Radioaktive Waste», An Energy Fact Sheet, Nuclear Information an Resourse Service, Washington, DC, 1995).

Четыре пятых запасов плутония, накопленного в мире на сегодняшний день, было изготовлено коммерческими ядерными реакторами. Именно распространение плутония через ядерную энергетику увеличило число государств — потенциальных владельцев ядерного оружия до 36. Пять «задекларированых» ядерных держав — США, Великобритания, Франция, Россия и Китай — по сути, лишь шестая часть реального «ядерного клуба».

Один из наибольших в мире запасов плутония имеет Япония, которая отправляет свое отработанное (использованное) топливо для повторной переработки в плутоний во Францию и Британию, транспортируя смертоносный груз через полмира, а затем возвращая его обратно. Сегодня Япония строит грандиозное «Предприятие ядерного топливного цикла» в селе Роккашо на острове Хонсю, десятилетие игнорируя протесты жителей острова. Эта ядерная резервация уже полностью оснащена всем необходимым: от оборудования для обогащения урана до места хранения не только слабоактивных, но и высокоактивных отходов. До конца столетия Япония планировала ввести в действие завод по переработке плутония.

Большинство стран, которые попробовали внедрить коммерческие реакторы на быстрых нейтронах типа «быстрый бридер» (FBR — Fast breder reactors), в том числе Германия, Россия, США и Британия, позднее отказались от своих намерений в целях безопасности государств. Франция все еще пыталась усовершенствовать аварийно небезопасный FBR «Суперфеникс». Японский экспериментальный FBR (Монжю) начал работать в 1994 году, но во время землетрясения в Кобе в январе 1995 года в его реакторе было повреждено несколько трубопроводов на протяжении ста километров, что вынудило, наконец, и Японию задуматься над тем, насколько безопасна ее новая плутониевая энергетическая система. (Towards a Fossil Free Energy Future, The Next Energy Transition, Stockholm Environment Institute, Tellis Institute, Boston, MA, USA, 1993).

Опыт, связанный с эксплуатацией ядерных реакторов, показывает, что несмотря на постоянное их совершенствование и создание все более эффективных средств безопасности, аварии с выбросом радиоактивности и поражением людей случаются постоянно. С 1954 года — даты пуска первой атомной электростанции мощностью 5 Мвт (мегаватт) (СССР) — в мире произошло 152 аварии на атомных реакторах, причем это только те аварии, о которых имелась информация.

Чернобыльская катастрофа не имеет аналогов в мире. По оценкам специалистов различных учреждений (в том числе и зарубежных), общее количество радионуклидов в реакторе РБМК- 1000 после двухлетней работы (после загрузки свежего топлива) достигало 2 миллиардов кюри (7,4 х 1019 беккерелей). Выброшенных радионуклидов в окружающую среду оказалось достаточно для значительных изменений радиоэкологических параметров атмосферы, гидросферы, биосферы и литосферы на огромных территориях Украины, Беларуси, России и зарубежных стран. Почти вся таблица Менделеева представлена в данном выбросе, причем радионуклиды, оказавшись в тесном соседстве друг с другом, влияют друг на друга, образуя новые, до сих пор неизвестные соединения, изменяя периоды полураспада и физико-химические свойства. И весь этот «чернобыльский коктейль» (термин автора) действует на человека и окружающую среду. И вновь через окружающую среду — на человека...

Об этом прекрасно осведомлены зарубежные военные и ядерные учреждения и организации. Более того, чернобыльское радиоактивное облако два раза обошло Европу, пересекло Англию и Скандинавию, нанеся большой ущерб экологии, экономике и здоровью людей в различных странах. Однако и до сих пор общество не имеет полной и правдивой информации о том, что же произошло в Чернобыле и каковы последствия «чужой» катастрофы для родной страны. Почему? Смешно говорить о любви западных держав к своему коммунистическому (в прошлом) соседу — СССР, да еще в период «холодной войны»... Сработала солидарность! — военная и ядерная во имя будущих интересов военного и ядерного лобби. Некорректные, а то и лживые отчеты СССР для МАГАТЭ и других международных организаций были приняты и опубликованы чуть ли не с радостью. И тогда, и в настоящее время МАГАТЭ представляло и представляет интересы международного ядерного лобби, о чем свидетельствуют отчеты МАГАТЭ по проверке ядерных установок на территории бывшего СССР уже после Чернобыльской катастрофы, работа данной организации по проталкиванию интересов атомных ведомств в мировом масштабе. И это вместо контроля за безопасностью ядерных установок и соблюдения режима нераспространения ядерного оружия.

Что же мы видим на деле? Шок, пережитый после ядерной катастрофы в Чернобыле, прошел уже через 10 лет. Было сделано все, чтобы общество успокоилось, чтобы независимые эксперты не получали доступа к средствам массовой информации. Вот почему почетными гостями за рубежом были и остаются официальные чиновники бывшего Советского Союза, виновники в засекречивании информации и результатов медицинских исследований, что по сути привело к необратимым последствиям: болезни сотен тысяч и миллионов людей, к их преждевременной смерти. Иными словами, виновные протягивают руку дружбы через государственные границы, и эту руку пожимают... И все потому, что моратории на строительство атомных электростанций, принятые во многих зарубежных странах после Чернобыля, нанесли ядерным ведомствам немалый материальный ущерб, лишили их рынков сбыта ядерных стратегий и ядерных технологий. Но они не зря терпеливо выжидали... Регионом для такой работы были избраны, к сожалению, азиатские страны с невысоким жизненным уровнем. Что обещают атомные лоббисты? Да все то же! Быстрое процветание и обогащение. Но в их пропаганде нет ни слова ни о стоимости демонтажа отработавших свой срок АЭС, ни о проблемах ядерных отходов, ни о том, что ядерные объекты могут стать (и уже становятся) объектами военных бомбардировок, саботажа или терроризма.

Реальность же такова. После разгрузки реакторов от топливных стержней реакторы представляют собой высокоактивные объекты. Американские законы, например, требуют, чтобы энергетические кампании демонтировали (или выводили из эксплуатации) старые сооружения и проводили дезактивацию. И предприятия обязаны копить для этой цели деньги. Однако еще ни один реактор не был полностью демонтирован! И все потому, что демонтаж в два-три раза дороже строительства!

Однако, откуда государство берет деньги на строительство ядерных объектов? У своих сограждан. Бедные страны были вынуждены брать огромные займы для финансирования дорогих ядерно-энергетических проектов. Строительство требует интенсивных капиталовложений, сложных технологий, огромных изначальных затрат и ведет к зависимости от зарубежных знаний и опыта, от зарубежных поставок. Деньги развивающихся наций пошли на банковские счета мультинациональных компаний, среди которых «Мицубиси», «Дженерал Электрик», «Британское ядерное топливо», «Вестингауз», «Коджема», «Сименс». Филиппины, например, платили 300 тысяч долларов В ДЕНЬ Экспортно-импортному банку США (который одолжил деньги на строительный контракт «Вестингауза») на пользу ядерной станции, которая никогда, ни одного дня не работала (Nautilus Research Institute, Albany, CA).

Такое же «процветание и обогащение» ожидает те азиатские страны, которых Чернобыль ничему не научил.

И все же мир после катастрофы в Чернобыле стал немного другим. Он разбудил не только общество бывшего Советского Союза, но и Европы, Англии, Америки, Австралии, других стран, словно разбудил инстинкт самосохранения: ядерная энергия никогда не была и не будет благом, но, слав Богу, вокруг нас множество природных, первичных источников энергии. В 1993 году были проведены научные исследования, доказавшие, что мир мог бы полностью вывести из эксплуатации атомные станции до 2001 года, более того — отказаться от сжигания угля до 2100 года, ничего не утратив ни в качестве, ни в уровне жизни. Как? Через повышение эффективности использования энергии, ее сбережение и переход на природные источники — солнце, ветер, биомассу, тепло ядра Земли, океанскую энергию и так далее. (Towards a Fossil Free Energy Future, The Next Energy Transition, Stockholm Environment Institute Tellis Institute, Boston, MA, USA, 1993).

За период с 1950 по 1990 год правительство и предприятия США затратили 492 миллиарда долларов на ядерную энергию, включая прямые затраты на строительство реакторов, закупку топлива, эксплуатацию и контроль (Fiscal Fission: The Economic Failure of Nuсlear Power, Komanoff Energy Associates for Greenpeace, 1992) Но несмотря на такие огромные вложения, ядерная энергия обеспечивает сегодня лишь 7% энергии, что используется в США. В это же время обновленные ресурсы (природные источники) дают Америке больше 8% от общего употребления, причем без токсичных отходов и парниковых газов. За последние 20 лет США сэкономили с помощью методов по повышению эффективности использования больше энергии, чем ее было выработано всеми реакторами вместе. (Rocky Mountain Institute, Drawer 248, Old Snowmass, CO, 81654, USA).

И хотя в США с 1873 года не было ни одной заявки на ядерный реактор, ядерная технология распространяется корпорациями США. А теперь и Японией. Таиланд, Китай, Индонезия, Тайвань, экономика которых успешно развивается, ищут дополнительные источники энергии. Япония, при поддержке ядерных индустрий западных стран, что оказались, особенно после Чернобыля, перед проблемой потери рынков у себя дома (США, Канада, Франция), пропагандирует ядерные программы в странах Тихоокеанского региона, включая Тайвань и Индонезию.

Ядерное развитие на индустриальном Западе оказалось экологическим и финансовым бедствием. Неужели Азия нуждается в этих проблемах? И неужели последствия Чернобыля, изменившие сознание людей во всем мире, нисколько не повлияли на стратегии государств, на экологическое мышление правительственных чиновников в странах Азии?

Украина не стремилась к самоуничтожению, но до Чернобыля она почти ничего не сделала для самосохранения и оказалась на грани между бытием и небытием.

Чернобыль опроверг все традиционные представления радиобиологии и радиационной медицины. Уже через пять лет после ядерной катастрофы, в 1990 году, произошел резкий скачок заболеваемости и смертности среди ликвидаторов и эвакуированных. И хотя эти показатели не намного превышали общие показатели по Украине, было ясно, что они перечеркивают все оптимистические выводы и прогнозы 1986 года, так как на ликвидацию брались только здоровые люди, а средний возраст жителей Припяти едва достигал 30 лет.

Возникает извечный вопрос: кто виноват? Хотя ответ однозначен: за жизнь и здоровье граждан несет ответственность прежде всего государство. Украина, выпрашивая деньги и помощь за рубежом для ликвидации последствий катастрофы, ведет преступную политику по отношению к пострадавшим, прикрываясь пропагандистскими лозунгами о трудностях становления государства и закармливая граждан национальными интересами вместо хлеба, мяса и масла. Так жертвы Чернобыля стали жертвами государства.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать