Миссия как приговор
После вступления в ЕС правящие коалиции в Восточной Европе постиг кризисСначала пало правительство Польши, за ним — правительство Чехии. Затем подал в отставку премьер-министр Венгрии. Правительство Словакии утратило поддержку большинства, и его положение неустойчиво. Не прошло и нескольких месяцев, а то и недель, с момента реализации долгожданной цели — вступления в Европейский Союз, как страны Центральной Европы захлестнула волна политической нестабильности.
Почему же это историческое событие должно было вызвать такие политические потрясения? Некоторые утверждают, что названным странам внутренне присуща нестабильность. Их политическая культура недостаточно развита. Они были приняты в Евросоюз лишь через пятнадцать лет после падения коммунизма, и не у всех них был за плечами прежний опыт демократического устройства общества. В отличие от стран, принятых в Евросоюз на более ранних этапах расширения, страны Восточной Европы страдали от засилья коррупции, кумовства в политической сфере, неустойчивости политических партий и отсутствия у них четко выраженной индивидуальности, а также от слабости гражданского общества.
Все эти проблемы в некоторой степени оставались скрытыми из-за внешнего давления, связанного с приемом в ЕС, а сейчас внезапно обнажились в полный рост. Но у нынешних проблем стран Центральной Европы есть и более очевидные причины. Прежде всего, каждое из правительств, успешно приведших страну в ЕС, вынуждено было пойти на ряд непопулярных мер — часто под давлением и в спешке. Хотя большинство граждан этих стран выступали за членство в ЕС, многие полагали, что их правительство заплатило за это слишком высокую цену.
Отчасти это было обусловлено тем, что ЕС не был столь щедр по отношению к принимаемым странам, как это было при вступлении других стран в прошлом. Более того, всего лишь пятнадцать лет назад в восьми из десяти этих государств экономика находилась под контролем государства, а это значит, что вслед за болезненным периодом перехода к рыночной экономике, а иногда и одновременно с ним, проводились иногда не менее болезненные реформы, необходимые для вступления в ЕС.
Еще до приема в ЕС правительства всех этих стран должны были предпринимать меры, направленные на достижение соответствия критериям Маастрихтского соглашения в течение нескольких лет, поскольку в договорах о вступлении в Евросоюз все они обязались принять в качестве валюты евро. Самой важной из этих мер было сокращение дефицита бюджета, часто за счет сокращения расходов на социальные нужды.
В Чешской Республике, Венгрии и Польше задача осуществления этих трудных реформ на этапе «финишной прямой» легла на плечи социалистических партий, из-за чего они вынуждены были изменить своей социалистической ориентации в глазах левого крыла избирателей. В результате их историческая миссия стала им приговором. В Польше Демократический союз левых сил распался вскоре после принятия страны в ЕС, а в Чехии социал-демократы чуть было не дошли до аналогичного раскола.
В то же время правящие коалиции были в невыгодном положении по отношению к оппозиционным партиям, которые подвергали их нападкам за неумение договориться о выгодных условиях членства и которым при этом не было необходимости самим выдерживать экзамен на умение вести переговоры.
Правящим партиям нанесла ущерб также националистическая риторика правоцентристских партий, неоднократно предостерегавших о предательстве национальных интересов. Совпадение по времени вступления в ЕС и горячих дискуссий по поводу новой Европейской Конституции сыграло на руку оппозиции. Правые партии в Венгрии, Польше и Чешской Республике предостерегали о возможной утрате суверенитета в случае принятия Конституции. Подобная риторика вызывает мощный резонанс в странах — бывших сателлитах Советского Союза, лишь недавно вернувших себе суверенитет.
Несмотря на все это давление, правящие коалиции в Польше, Чешской Республике и Венгрии сохраняли единство, поскольку историческая миссия обретения членства в ЕС выступала в качестве сдерживающего фактора. Разрешение конфликтов между партиями правительственной коалиции, как и внутри отдельных правящих партий, было отложено до официального вступления в ЕС.
Неудивительно, что это событие развязало политикам руки, и конфликты вышли на поверхность. Премьер-министр Польши Лешек Миллер подал в отставку на следующий день после официального принятия его страны в ЕС. Премьер-министра Чехии Владимира Шпидлу вынудила подать в отставку его собственная партия несколько недель спустя. Премьер-министр Венгрии Петер Медгиесси был вынужден уйти в конце августа.
Даже правоцентристское правительство Словакии не избежало этой участи. Оно взяло на себя не только приведение страны в соответствие критериям ЕС, но и продвижение других болезненных реформ. Уютная роль критика правительства досталась на сей раз популистам левого толка. Словацкое правительство все еще у власти, но оно утратило поддержку большинства и скоро может пасть.
Сейчас в Польше, Венгрии и Чешской Республике имеет место период беззастенчивого популизма. Правящие коалиции подверглись перестройке, и на высших должностях появились новые люди. Главная цель выдвижения новых премьер-министров и членов кабинета состоит в том, чтобы сохранить популярность соответствующих партий. Правящие коалиции наконец-то могут себе позволить, хотя бы на время, «роскошь» популизма, который на протяжении последних нескольких лет использовали в качестве главного оружия оппозиционные партии. Тем, кто надеется на дальнейший прогресс экономических реформ в Центральной Европе, придется подождать.
Иржи ПЕГЕ — советник по политическим вопросам экс-президента Чехии Вацлава Гавела, в настоящий момент — политический аналитик и директор филиала Университета Нью-Йорка (NYU) в Праге
Выпуск газеты №:
№171, (2004)Section
Nota bene