МОНИТОРИНГ ВЛАСТИ
Валентин КОВАЛЕНКО: Будут проверяться чиновники всех уровней![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20021122/4215-5-1_0.jpg)
О причинах подписания главой государства такого Указа рассказывает руководитель Главного контрольного управления Администрации Президента Украины Валентин Коваленко.
— Причиной появления этого документа стали результаты комплексных проверок состояния выполнения законов, актов и поручений Президента Украины и правительства, которые выявили серьезные недостатки в работе как местных, так и центральных органов власти. Известно, что от порядка во власти зависит и порядок в государстве. Поэтому реакция главы государства как гаранта соблюдения Конституции на то, что отдельные органы власти сами не выполняют нормативно- правовые акты, принимают решения, которые нередко причиняют вред государству, нарушают конституционные права граждан и тому подобное, была хотя и жесткой, но вполне закономерной.
Президент выразил обеспокоенность по поводу того, что нерешенность многих проблем привела к недовольству части населения состоянием дел и что требования Конституции относительно права на труд, социальной защиты граждан практически везде выполняются неудовлетворительно.
Одной из причин неудовлетворительного социально-экономического развития регионов, приоритетных отраслей экономики является принятие неэффективных решений на всех уровнях власти и низкая исполнительская дисциплина. А это не позволяет решить жизненно важные для регионов и экономики страны проблемы.
Осознание этого в значительной степени определило и лейтмотив нынешнего президентского Послания в Верховную Раду по стратегии экономического и социального развития Украины на 2002—2011 годы. Но работа по воплощению в жизнь требований этого документа практически не ведется. Думаю, те руководители, которые по тем или иным причинам не попали под действие этого Указа, а также те, которых не коснулась проверка, сделают своевременные выводы, и наведение порядка на тех участках, которые им доверены, начнут, в первую очередь, с себя.
— Президент Украины предупредил о неполном служебном соответствии председателей Фонда государственного имущества и Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства — Александра Бондаря и Александру Кужель. Что побудило главу государства к этому?
— Президент Украины еще три года назад на расширенном заседании Координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью отметил, что Фонд государственного имущества аж «стелится» под приватизаторов-спекулянтов, создает им режим наибольшего благоприятствования. Он также выразил обеспокоенность, что не государством и не в государственных интересах разрабатывается большинство сценариев в сфере приватизации, которая стала наиболее благоприятной для отмывания «грязных» денег, а также и полем безнаказанного произвола теневого капитала. Но за это время никаких выводов руководство Фонда не сделало, о чем и свидетельствуют результаты комплексных проверок.
Со стороны Фонда государственного имущества потерян реальный контроль за управлением государственными корпоративными правами, эффективностью приватизации. А это привело к созданию многих клановых группировок, которым выгодно жить по принципам первичного накопления капитала. Это существенно сдерживает проведение экономических реформ, реализацию задач долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны.
Приведу только один пример. Открытое акционерное общество «Дашуковские бентониты» является единственным в Украине предприятием, изготавливающим продукцию, которая крайне необходима для металлургической и нефтяной промышленности. Постановлениями правительства оно отнесено к предприятиям, имеющим стратегическое значение для экономики и безопасности страны. Но Фонд государственного имущества, несмотря на это, реализовал на аукционах и фондовых биржах государственный пакет акций в размере 75% уставного фонда акционерного общества.
В результате почти 50% акций сосредоточилось в ОАО «Фирма «Торговый дом» (г. Киев), которому до недавнего времени был передан в управление еще и государственный пакет акций (25% плюс 1 акция). Эта фирма через основанное ею общество с ограниченной ответственностью «Торговая компания «Даш-бент» создала схему сбыта уникальной продукции, согласно которой ОАО «Дашуковские бентониты» обязано продавать произведенную продукцию на уровне себестоимости, в основном без предварительной оплаты, торговой компании. А последняя, ничего не вкладывая, перепродает ее по вдвое большей цене. При этом на фоне явно сверхприбыльных операций, торговая компания является убыточным предприятием и практически не платит налогов. Вызывает удивление, что налоговые службы нарушений в ее действиях практически не находят.
Вследствие таких схем нарушаются права акционеров, в том числе — и государства, наносятся убытки как работникам предприятия, так и стране. У производственного предприятия вымываются оборотные средства, оно не может обновить производственные мощности, изношенные на две трети, внедрить новые технологии. Как результат, промышленное предприятие, которое несколько лет назад работало рентабельно и обеспечивало больше половины доходной части бюджета Лыснянского района Черкасской области, искусственно доведено до убыточного. Его удельный вес в бюджете района уменьшился в несколько раз. И, как следствие, район не в состоянии решить даже первоочередные жизненно важные проблемы и является фактически банкротом.
Особенно опасно то, что Фонд государственного имущества по результатам анализа отчетности негосударственного уполномоченного лица (торговой компании) за 2000 год — первое полугодие 2002 года безосновательно признал работу по управлению государственными корпоративными правами (25% плюс 1 акция) удовлетворительной.
Аналогичные схемы доминируют во всех регионах страны. Они не только разъедают экономику, но и очень негативно влияют на общественное мнение относительно состоятельности и желания органов власти профессионально выполнять свои функциональные обязанности. Как показывают результаты проверок, ни о какой эффективности управления государственными корпоративными правами говорить не приходится. На протяжении нескольких лет идет откровенное разбазаривание государственной собственности, которая расхищается, распродается за бесценок.
Следует отметить, что основные функции и задачи Фонда государственного имущества определены Временным положением, утвержденным еще в июле 1992 года постановлением Верховной Рады Украины. Этим постановлением поручалось Кабинету Министров и Фонду государственного имущества в том же году подготовить и внести на рассмотрение Верховной Рады проекты законодательных актов по управлению государственным сектором экономики, а также о Фонде государственного имущества. Прошло десять лет, а эти законы так и не приняты.
— О каких тенденциях развития малого и среднего бизнеса свидетельствуют результаты проверок и какова роль в этих процессах руководства Госкомпредпринимательства?
— Ни состояние, ни тенденции развития малого и среднего предпринимательства не решают вопроса занятости населения, существенно не влияют на показатели социально-экономического развития регионов. Анализ распределения малых предприятий по основным видам деятельности показывает, что в сфере материального производства работает только четвертая часть, а другие занимаются посреднической деятельностью, осуществляют операции с недвижимостью и тому подобное.
Вызывает обеспокоенность и то, что продолжается дробление малых предприятий, сужаются их позиции в сфере производства. Если в 1999 году их доля в промышленности составляла более 5%, то сейчас — около 3%. Получили распространение такие формы, когда производственные предприятия, в том числе и государственные, реализуют произведенную продукцию по значительно заниженной цене через многочисленные посреднические структуры (и фиктивные также), что содействует уклонению от налогов, вымыванию оборотных средств у производителей, доведению их до убыточности и банкротства.
Малый и средний бизнес лишен возможности брать займы. А предусмотренные государственным бюджетом средства для реализации Национальной программы содействия развитию малого предпринимательства в большинстве своем расходуются не по назначению. Региональные программы вообще фактически не обеспечены источниками финансирования.
Руководство Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства больше имитирует активную деятельность, не обеспечивает выполнения возложенных на него функций и задач, очень медленно решает накопленные проблемы . В Послании Президента Украины определены конкретные задачи — в ближайшей перспективе в неотложном порядке ежегодно создавать не менее 100 тысяч субъектов малого бизнеса с миллионом рабочих мест. Для этого следует не просто улучшить ситуацию, а сделать революционный прорыв в этом направлении. Но практических мероприятий для достижения этой цели не проводится.
Утрата действенных рычагов административного управления, законодательная путаница, экономический хаос привели к тому, что законопослушные предприниматели- производители оказались в очень сложном положении. Они обременены большими потерями, связанными с созданием предприятий, засильем криминальных структур, незаконным вмешательством со стороны многочисленных контролирующих органов, которые тормозят развитие этих предприятий в русле здоровых рыночных отношений.
Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого и среднего бизнеса, сложный порядок получения кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили производственные малые предприятия в неравные условия с предприятиями-посредниками. Даже большинство тех предприятий, которые зарегистрированы как производственные, на самом деле занимаются торгово- посреднической деятельностью. Это также характеризует работу Госкомпредпринимательства. Вместо того, чтобы создавать надлежащие условия для эффективного развития малого бизнеса в регионах, защиты предпринимательской инициативы от бюрократического произвола, он часто занимается проведением показательных мероприятий, которые не улучшают состояние дел.
— Количество руководителей всех уровней исполнительной власти, на которых президентским Указом наложено взыскание, можно назвать беспрецедентным. Как определено в Указе, они не обеспечили надлежащего выполнения возложенных на них функций. Не могли бы вы на конкретных примерах объяснить, каковы наиболее характерные недостатки в работе руководителей регионов?
— Результаты проверки показывают, что авторитет государственных служащих среди населения определяется их действиями по разрешению конкретных проблем в регионах. Это является и основной задачей государственных администраций. То есть они обязаны обеспечить комплексное социально-экономическое развитие регионов. Но во многих случаях влияние руководителей государственных администраций на экономические и социальные процессы не чувствуется. Характерным примером могут служить события, происходящие в Черкасчине. За годы независимости этот регион превратился из промышленно-аграрного в аграрно- промышленный. При этом объемы производства продукции сельского хозяйства за этот период сократились почти в 1,7 раза. Фактически утрачены такие приоритетные отрасли производства, как машиностроение, радиоэлектроника, строительная индустрия и тому подобное. В стадии завершения, если можно так выразится, «работа» — с использованием темных схем — по искусственному доведению до убыточности и банкротства государственных предприятий спиртовой, водочной, пищевой и перерабатывающей промышленности.
Практика доведения через различного рода махинации стратегически важных, базовых и бюджетоформирующих предприятий до искусственного банкротства продолжается во всех регионах. Значительная часть из них оказалась под полным контролем оффшорных компаний. Например, фактически руководство акционерных обществ «Днепроспецсталь», «Укрграфит» и тому подобное осуществляют иностранные фирмы.
Потеря управляемости многими процессами как со стороны местных органов власти, так и центральных привела к тому, что экономика регионов остается самым уязвимым звеном перед преступным и коррупционным давлением. В экономической сфере наиболее распространенными преступлениями являются: хищение государственного и коллективного имущества в особо крупных размерах, мошенничество с финансовыми ресурсами, фиктивное предпринимательство, уклонение от уплаты налогов.
В работе органов местной власти недостает системности и комплексных подходов. Преимущественно констатируются последствия, а не глубинные причины, порождающие преступность и коррупцию. Поэтому нет и качественных сдвигов, которые реально почувствовали бы в своей повседневной жизни люди. Теневой капитал не только разъедает экономику — он рвется к власти, проникает в политику, средства массовой информации, что извращает систему ценностей в государстве.
Местные органы власти не предотвращают стихийные изменения рыночной конъюнктуры, не обеспечивают постепенности структурных сдвигов, не противодействуют катастрофическому развитию событий, не регулируют базисные макроэкономические воспроизводительные процессы.
Следует отметить, что работа с обращениями граждан, которые реагируют на негативную ситуацию в регионах, не отвечает требованиям сегодняшнего дня, при их рассмотрении должностные лица во многих случаях не учитывают вполне обоснованные нарушения конституционных прав граждан.
Вызывает обеспокоенность странное отношение отдельных руководителей областей к процессам, проходящим в промышленности, сельском хозяйстве. На фоне незначительного прироста валовой продукции в последние годы наблюдается самоуспокоенность, а в отдельных случаях — гордость за достигнутые результаты. Хотя состояние дел остается критическим. Промышленность тяготеет к производству сырьевой продукции, то есть страна постепенно превращается в сырьевой придаток. Сельское хозяйство не имеет высокопроизводительной техники, при этом производственные мощности по ее выпуску не загружены и простаивают.
Из принимаемых государственных решений во многих случаях трудно понять, «что» и «зачем» реформируем. Последствия принимаемых решений не оцениваются. И, как результат, в регионах научно-технический, производственный и кадровый потенциал используются крайне неудовлетворительно.
Известно, что государственное управление формируется из двух основных составляющих, а именно: принятие эффективных решений на всех уровнях власти и обеспечение их выполнения. Но, к сожалению, отдельные должностные лица «забыли», как это делать. Неслучайно при принятии решений не учитывается их влияние на комплексное социально-экономическое развитие регионов, приоритетных отраслей экономики, реализацию положений Конституции по обеспечению прав граждан на труд, социальную защиту и тому подобное.
— То есть сегодня для эффективного проведения экономических реформ необходимо в первую очередь навести порядок в органах власти и управления? Почему же этот процесс тормозится?
— В нынешнем Послании в Верховную Раду Президент Украины отметил, что существующий инструментарий экономической политики, сформированный в предыдущий период, не нацелен на обеспечение качественных преобразований — инновационное развитие, обновление структуры производства, преодоление глубокой деформации доходов. Он отметил, что в пределах существующей модели развития широкомасштабная модернизация национальной экономики просто невозможна.
В предложенной Стратегии экономического и социального развития Украины на 2002—2011 годы определен путь страны в мировой рынок как государства с диверсифицированной, промышленно развитой экономикой с высокими технологиями. Глава государства также отметил, что следующее десятилетие должно стать определяющим в решении именно этих задач, иначе Украина может переместиться на периферию мировых процессов.
Президент Украины на совещаниях с руководителями центральных и местных органов власти неоднократно обращал внимание на необходимость качественного выполнения должностными лицами функциональных обязанностей, повышения исполнительской дисциплины, эффективности решений, которые принимаются на всех уровнях власти; на безусловное воплощение в жизнь требований Конституции и законов Украины, президентских и правительственных решений, Послания в Верховную Раду. Но по итогам проверок выяснилось, что большинство как местных, так и центральных органов исполнительной власти надлежащих выводов не сделали.
Еще в марте 2000 года Президент Украины издал Указ о совершенствовании системы контроля за выполнением актов и поручений главы государства, которым возложил персональную ответственность за реализацию президентских решений на руководителей центральных и местных органов исполнительной власти. Несмотря на то, что по этому случаю в начале текущего года у премьер-министра Украины было проведено совещание, кое-кто из должностных лиц воспринял этот шаг как очередное рядовое мероприятие, которое ни к чему не обязывает.
Каждое решение Президента Украины должно выполняться своевременно и качественно. Кстати, как и решения правительства. Контрольные органы призваны помогать должностным лицам выполнять их функциональные обязанности, а то и побуждать к выполнению.
Среди мероприятий, которые будут проводиться уже в ближайшее время и в будущем году, — проведение совещания Президента Украины с руководителями центральных и местных органов исполнительной власти. На нем речь будет идти об эффективности решений, принимаемых на всех уровнях власти о том, как они обеспечивают реализацию положений Конституции, задач, очерченных в Послании главы государства, реально влияют на развитие экономики, существенное повышение уровня жизни населения. Будут продолжаться проверки относительно тенденций комплексного социально-экономического развития регионов, приоритетных отраслей экономики. Планируется провести проверку по вопросам подбора и расстановки кадров в центральных и местных органах власти, выполнения ими функциональных обязанностей. Такими проверками будут охватываться практически все уровни органов власти, начиная с районного звена.
Как понимаете, это не очередная или разовая кампания, а плановая работа, которая только начинается.
Выпуск газеты №:
№215, (2002)Section
Nota bene