Перейти к основному содержанию

Неправильное октановое число

Правительство намерено «починить» нефтерынок
12 сентября, 00:00

В правительстве Виктора Януковича впервые заговорили о необходимости создания национальной нефтяной компании. Вчера премьер заявил, что государство нуждается в мощном инструменте для влияния на рынок бензина, которым и станет новая компания. Год назад подобную идею озвучивал прошлый премьер-министр Анатолий Кинах. Но благодаря созданию экспертно-аналитической группы, в которую вошли представители крупнейших нефтетрейдеров страны, тогда Кабмину удавалось держать ценовую ситуацию под контролем и без новой структуры. С главными игроками рынка просто договаривались «по-хорошему». Видимо, новое правительство оказалось менее дипломатичным, и сейчас находится с нефтетрейдерами по разные стороны кризисной баррикады.

Рост цен на топливо, который за последние две недели в отдельных регионах достиг 30%, российские нефтяные компании объяснили подорожанием нефти на мировом рынке. Украинские нефтеперерабатывающие заводы, которые уже давно контролируются российским капиталом, были вынуждены поднять цену сначала на дизельное топливо, а затем и на высокооктановые бензины. По последним данным правительства, уже вчера цены начали снижаться в связи с масштабными поставками бензина из-за границы. В Минэкономики успокаивают, что под воздействием растущего импорта цены могут приблизиться к докризисному уровню уже в конце сентября. Тем не менее, очередной кризис на стратегическом для страны рынке позволяет усомниться в уровне правительственных прогнозов.

Министр экономики Валерий Хорошковский провел экстренное совещание с нефтетрейдерами сразу после первого августовского всплеска цен на дизельное топливо. После переговоров было объявлено, что цена топлива не превысит 1700 гривен за тонну, а в противном случае правительство даст добро на льготный импорт этого товара, что, естественно, привело к убыткам хозяев украинских НПЗ. Но, видимо, на самом деле все было не так просто. В кругах российских нефтетрейдеров бытует мнение о весьма слабом уровне координации отрасли со стороны Министерства экономики. Видимо, учитывая все эти обстоятельства, премьер-министр Виктор Янукович и принял решение вернуться к призабытой идее создания вертикально интегрированной национальной нефтяной компании.

По словам премьера, новая структура будет перерабатывать всю нефть, которая добывается в Украине. Очевидно, речь идет об объединении государственных активов в акционерных обществах «Укртатнафта» и «Укрнафта». Обе эти компании в последнее время не раз заявляли о планах по строительству собственных сетей АЗС, так что, в целом, перспективы правительственной идеи выглядят неплохо. Российские компании вряд ли пошли бы на повышение цены бензина, произведенного на украинских НПЗ, если бы правительство, контролируя разветвленную сеть АЗС, диктовало рынку ценовую стабильность.

Стоит отметить, что у этой идеи есть влиятельные противники как в Украине, так и в России. Естественно, нынешние хозяева приватизированных НПЗ не видят ничего хорошего в перспективе появления нового конкурента, который будет оперировать ресурсами, независимо от ценовых тенденций в мире. Опыт и методы «дискуссии» о реверсном варианте использования нефтепровода Одесса—Броды показывает, что лоббистские возможности у россиян довольно мощные. Также против создания новой национальной компании выступит и украинский капитал, работающий сейчас на «Укртатнафте» и «Укрнафте». Ведь за создание этой структуры неизбежно последует усиление влияния правительства на товарные и финансовые потоки этих предприятий. Кроме того, некоторые политико-финансовые группы уже открыто заявили о намерении принять участие в приватизации государственных пакетов акций на Кременчугском НПЗ («Укртатнафта»). Теперь же, судя по всему, приватизационные конкурсы будут отложены до лучших времен.

Вчера премьер-министр Виктор Янукович именно сложности, связанные с противостоянием частного капитала, работающего на украинском рынке, назвал главной проблемой создания вертикально интегрированной госкомпании. Результаты переговоров правительства с «частниками» могут многое определить в будущем отдельных министров и самого премьера. Ведь речь идет не только о переделе рынка. Нефтяной бизнес традиционно является одним из главных политических спонсоров. Если уже «накатанные» финансовые схемы будут изменены, это может вызвать раздражение даже у тех политических сил, которые сейчас считаются сторонниками премьер- министра и его правительства.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать