Перейти к основному содержанию

О политической этике

05 августа, 19:26

Попытка найти равновесие между моралью и организацией общества, или, другими словами, равновесие между этикой и политикой — одна из самых старых человеческих амбиций. Хаммурапи, Рамзес II, Солон, Конфуций и Перикл — одни из первых великих личностей, предпринявших эту попытку. Появление национального государства в восемнадцатом веке и чрезмерный уровень жестокости достигнутый в двадцатом, возможно, создали впечатление, что этическая политика являлась неосуществимой мечтой. Или это была мечта, которая становится все более неосуществимой с наступлением будущего?

Все же, несмотря на соперничество наций и кровожадность современных войн, демократия продолжает распространяться. В самом деле, за полстолетия латиноамериканцы избавились от всех военных и гражданских диктатур на своем континенте, а Африка искоренила более половины своих деспотов.

По сравнению с остальными политическими режимами, известными человечеству, демократия ярче олицетворяет духовный прогресс: во-первых, потому что она основана на уважении прав человека, во-вторых, всеобщее избирательное право, заключенное в принципах современной демократии, запрещает угнетение и пренебрежение меньшинствами.

Конечно, процесс перехода к еще большей демократизации и этике в международных отношениях остается чрезвычайно медленным. И все же вполне возможно, что 2004 год войдет в историю как год самого большого прогресса, который человечество когда-либо видело.

Признаки прогресса налицо. Испанское правительство было свергнуто, потому что обманывало свой народ по поводу происхождения террористических бомб, взорвавшихся прошлой весной на Мадридском вокзале. У Тони Блэра и Джорджа Буша огромные проблемы с избирателями также потому, что они лгали, чтобы оправдать войну в Ираке.

Демократия жива и довольно хорошо себя чувствует и в развивающемся мире. Избирательный процесс в Индонезии достигает невиданного до настоящего времени в этой стране уровня объективности и подотчетности. Марокко и Алжир работают в направлении расширения прав женщин. Турция подвергла себя обширным законодательным изменениям с целью увеличить и утвердить права человека, свободу мнений, улучшить отношение к заключенным и гражданский контроль над вооруженными силами.

Даже Китай, не очень чувствительный к демократическим принципам, осознает необходимость прислушиваться к народным протестам и потребность в общественной поддержке для оправдания действий правительства. США из-за ужасающего обращения и пыток заключенных в Ираке, чтобы отгородить себя от хаоса и трагедий, царящих сейчас там, не имели другого выбора, кроме как искать международную поддержку после того как они отрицали и игнорировали ее так долго.

Израиль видел законными и свою «стену безопасности», и путь, где эта стена будет пролегать через палестинскую территорию. В этом — различным образом, но в схожей манере — усомнились и его собственный Верховный суд и Международный суд в Гааге. Израиль не сможет полностью игнорировать решения судов.

Заменой Организации африканского единства на Африканский союз, Африка, в свою очередь, огромными усилиями пытается взять конфликты на континенте под свой контроль, равно как и распространить соблюдение прав человека и бороться с бедностью.

Кроме того, сам капитализм на каждом из направлений чувствует давление. Это заметно из все возрастающего гнева против непомерно раздутых выплат боссам корпораций и прямого мошенничества. Создание международного Уголовного суда подкрепляет усилия, направленные на то, чтобы заставить нести ответственность за злоупотребления властью.

Таким образом, несмотря на иракскую войну и кажущееся бессилие всемирных организаций, начало двадцать первого столетия вполне могло принести более быстрое, чем когда-либо ранее, глобальное совершенствование политической этики. Но для того, чтобы такой курс по-настоящему закрепился, хорошей политике необходимо что-то большее, чем только мораль. Государства должны начать объяснять свои самые жесткие действия, те действия, которые ведут к неминуемому недоверию между странами и делают необходимым поиск безопасности. «Причины государства» не исчезнут полностью. Но чтобы демократия продолжила свой марш этического прогресса, причины государства должны добиться большего общественного доверия и одобрения.

Мишель Рокар — бывший премьер-министр Франции, лидер Социалистической партии, член Европарламента

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать