Обновление или «марафет»?
Игра с Основным Законом за 17 лет привела к тому, что его не уважают и часто не соблюдают. Могут ли поправки в Конституцию изменить к ней отношение?
Завтра исполняется 17 лет с момента принятия украинской Конституции. Несмотря на молодой возраст, она имеет достаточно сложный путь становления, который, исходя из работы Конституционной Ассамблеи, еще не завершен. В канун Дня Конституции (28 июня) мы связались с первым президентом Украины, председателем Конституционной ассамблеи Леонидом КРАВЧУКОМ, а также одним из авторов Основного закона, профессором права Виктором МУСИЯКОЙ. Вопросов много: как относительно функционирования действующей Конституции, так и относительно возможных изменений, которые готовит Ассамблея.
«Пожалуй, не было в истории Конституции, которая прошла такой путь, как наша, — говорит Леонид Кравчук. — Сначала приняли конституционный закон, потом в 1996 г. саму Конституцию с президентско-парламентской формой правления. В 2004 г. перешли на парламентско-президентскую, но последняя оказалась миной замедленного действия и стала причиной конфликта между Ющенко и Тимошенко. В 2010-ом президентом стал Янукович и Конституционный Суд принял решение, что изменения 2004 года были приняты нелегитимным путем, а, следовательно, возвращается Конституция 1996 г.».
Игра с Основным законом за все эти годы привела к тому, что действующую Конституцию не уважают и часто не выполняют. «Действующая Конституция не может пользоваться уважением. Политики относятся к ней, как к тряпке, которую можно использовать в своих целях, когда это нужно», — комментирует первый президент.
Однако проблема не только во власти. «В настоящее время отношение граждан к Конституции Украины индифферентно, — подчеркивает Виктор Мусияка. — Люди привыкли оценивать любые государственные акты, в частности такого масштаба, с точки зрения возможности реализации провозглашенных прав. У нас же, права и свободы высшего сорта, которые признаны во всем мире, не обеспечиваются. Однако дело здесь не только во власти, но и в гражданах. Их участие в борьбе за реализацию собственных прав не настолько активное, как хотелось бы. Именно активная позиция граждан в этом вопросе является важнейшим фактором. Не стоит ждать, пока что-то начнет изменять власть, нужно действовать самим».
Но власть уже действует. Недавно состоялось очередное заседание Конституционной Ассамблеи. «Мы рассматривали проект концепции о внесении изменений в Конституцию, — рассказывает председатель Ассамблеи. — В октябре этого года, после доработки замечаний, внесенных как во время заседания, так и от общественности, будет разработана концепция. Тогда дорога до принятия законопроекта о внесении изменений в Основной закон будет открыта, и мы будем продолжать работать над проектом закона. Также было рассмотрено замечание некоторых членов Ассамблеи относительно закона о референдуме. Мы приняли достаточно взвешенное постановление. Обратились к Президенту, информируя, что все законы Украины должны отвечать Конституции, а закон о референдуме не во всем отвечает 13-му разделу Конституции. Были учтены и замечания Венецианской комиссии».
Каких изменений в Конституцию следует ожидать? Ведь то, что есть большие проблемы с ее выполнением, не значит, что на бумаге не должно быть все тщательным образом выписано, исходя из наших традиций и национальных интересов. В каком состоянии находится нынешний парламент, местное самоуправление, судопроизводство, яркое тому подтверждение.
Леонид Кравчук: «Мы проанализировали все разделы и статьи Конституции и выходили из того, что все они должны быть четко выписаны, чтобы между ними не возникало противоречий. Конституция должна быть договором между властью и народом и быть понятной для людей. Мы выходим из того, что Украина в настоящее время является президентско-парламентской республикой, и я поддерживаю этот вариант. По моему мнению, речь может идти лишь об уточнении полномочий Верховной Рады и Президента как ветвей власти: их правовые поля не должны пересекаться. Это сложный вопрос и мы будем очень детально его прорабатывать. Нам нужно принять Конституцию легитимно, в правовом поле, консультируясь с Венецианской комиссией и разными партиями».
Виктор Мусияка, которого не так давно исключили из состава КА (вместо него включили политолога Владимира Фесенко), делает более радикальные выводы: «Власть не ищет лучший вариант Основного закона, их цель — удовлетворить требования Европейского Союза, наиболее приемлемым для власти способом, в связи с подписанием Соглашения об ассоциации. Для себя же она сделала «подпорку» в виде закона о референдуме. Следовательно, создание новой Конституции — это лишь «марафет» перед Европой и миром. Для того чтобы проводить те или иные реформы, следует разработать единую концепцию, в зависимости от которой будет выписываться распределение функций между субъектами власти. Я же увидел, что люди предлагают конкретные изменения без общего представления, что они хотят получить в результате. Фактически, они превратились в инструменты реализации замыслов людей от власти, которые занимаются «реконструкцией».
Кстати, что касается «подпорки» в виде закона о референдуме, то министр юстиции Александр Лавринович буквально вчера заявил, что считает законной норму о принятии поправок к Конституции на всеукраинском референдуме, передают «Українські новини». Напомним, Венецианская комиссия ранее сообщала, что принятие изменений в Конституцию на референдуме может навредить конституционной стабильности и законности в Украине.
Учитывая нынешний низкий уровень соблюдения норм Конституции, будет ли должным образом выполняться Основной закон после заявленного реформирования?
«Даже лучшая в мире Конституция может не выполняться, — комментирует Виктор Мусияка. — Выход из сложившейся ситуации нужно искать внутри самого общества. Украинцы должны осознать, что без их активной деятельности ничего не изменится. Это касается и выборов, и судов, и выполнения законов. Это тяжелый путь, но если не стать на него сейчас — надеяться будет не на что. Только когда мы начнем сами действовать и отстаивать свои права, можно будет говорить, что мы имеем государство и Конституцию. В противном случае Основной закон превращается в отремонтированную игрушку».
ЦИТАТА «Дня»
Томас МАРКЕРТ, секретарь Венецианской комиссии (в интервью Deutsche Welle):
«Это, пожалуй, один из наших самых критических выводов. Поскольку очень обеспокоило то, что этот законопроект (о референдуме. — Авт.) дает возможность вносить поправки в Конституцию путем референдума. Но, как Венецианская комиссия уже отмечала в 2000 году, согласно Конституции Украины, это сделать невозможно, минуя Верховную Раду, которая должна одобрять все поправки в Конституцию конституционным большинством. Я думаю, что для стабильности страны является чрезвычайно опасным существование вероятности, при которой фактически что угодно может быть изменено путем референдума».
Выпуск газеты №:
№110, (2013)Section
Nota bene