Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Партсобрание»

12 мая, 18:22
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня»

Продолжение нашего обсуждения первых шагов новой власти (см. также «День» от 6, 11 и 12 мая) можно было бы назвать одним словом — «партсобрание». Сегодня наши эксперты — лидеры и активисты украинских политических партий. Спектр, как смогут убедиться наши читатели, достаточно широк — как в политическом, так и в географическом смысле. На наш взгляд, подобная «выборка» вполне оправданна, ведь период, который мы анализируем, характеризуется, помимо всего прочего, и бурными процессами в партийной жизни.

А главное то, что меньше года остается до парламентских выборов 2006-го. Там-то уж оценки — в том числе и тем политическим силам, которые представляют участники нашей сегодняшней дискуссии, — выставят избиратели.

Виктор СЫЧЕНКО, председатель Днепропетровской областной организации Народного руха Украины:

— На мой взгляд, основной успех правительства Ю. Тимошенко в экономике — это принятие социально ориентированного бюджета, предусматривающего резкое увеличение размеров пособий при рождении ребенка, одиноким матерям, детям- сиротам и инвалидам, а также зарплат бюджетникам и пенсий пожилым людям. Такая социальная направленность бюджета должна обеспечить подъем благосостояния простых украинцев, что, собственно, и обещал в период президентских выборов Виктор Ющенко.

К сожалению, негативных моментов в деятельности нынешнего правительства больше, чем позитивных. К ним можно отнести ситуацию, которая сложилась из-за резкого и одномоментного снижения курса доллара, что привело к потере сбережений многих граждан. Еще более пагубно на украинской экономике отражается затягивание процесса реприватизации стратегически важных объектов, вроде комбината «Криворожсталь». Уже давно следовало составить список таких предприятий, чтобы была определенность. В противном случае шумиха вокруг судебных процессов, попыток смены собственников будет отпугивать потенциальных инвесторов, готовых вложить деньги в экономику Украины. В неопределенности пребывают и трудовые коллективы, менеджеры многих предприятий, что может сказаться на росте производства и в конечном счете поставить под угрозу наполнение бюджета и его социальной составляющей. А это уже грозит политическими последствиями.

Михаил ДОБКИН, народный депутат Украины, фракция СДПУ(О):

— По первым ста дням оценивать непросто. Тем не менее, уже просматривается ряд весьма негативных тенденций. В экономике это ориентация нового правительства на импортера вместо экспортера. При том, что экспорт для Украины составляет 60% ВВП, темпы экономического роста в результате могут серьезно упасть. Кроме того, для инвестора сегодня созданы наихудшие условия за всю историю независимости Украины. Это выражается в постоянном муссировании темы реприватизации, что очень плохо воспринимается теми, кто потенциально мог бы вложить деньги в нашу экономику; в нестабильности национальной валюты; а также — в отказах государства от принятых на себя ранее экономических обязательств — имеется в виду ликвидация свободных экономических зон, изменения правил экономической игры.

Во внутренней политике на фоне празднования победы революции и демократии происходит активное выяснение отношений между разными политическими группами. Часть политиков, которые считают себя победителями, сводит личные счеты с так называемыми побежденными. Все это идет при не просто попустительстве новой власти, но ее непосредственном руководстве этими процессами. Во внешней политике резкий скачок от одних приоритетов к другим приводит к тому, что новых друзей мы так и не приобрели, — в Европу нас как не пускали, так и не пускают, а старых начинаем терять. Вызывают тревогу громкие заявления первых лиц государства о том, что мы в течение нескольких месяцев вступим в ВТО, подпишем всевозможные соглашения с НАТО. Потому что вступление в ВТО рассматривается новым правительством как самодостаточная цель, а не средство поднятия экономики нашей страны. Те условия, на которых мы можем вступить в ВТО, означают массовое уничтожение отечественного товаропроизводителя. А вступление в НАТО — при том, что, согласно данным социологических исследований, только полтора десятка процентов населения его поддерживает, я воспринимаю как то, что Украину пытаются втянуть в какой-то внешнеполитический блок против воли самого народа.

Что же касается позитива... Не сочтите сарказмом, но одним из достижений правительства я бы назвал совместный поход на каток...

Юрий КУЖИЛЮК, депутат Львовского горсовета, председатель городской организации УНП:

— Львовяне так хотели, чтобы победил Ющенко, столько приложили к этому усилий, что теперь наблюдают за действиями правительства с особым вниманием, можно даже сказать — придирчиво. Конечно, 100 дней — не слишком большой рубеж, однако в мире принято оценивать действия правительства и за такой короткий срок, значит, можем попробовать сделать кое- какие выводы относительно имеющихся плюсов и минусов и мы. К плюсам можно отнести международную политику правительства, потому что мы наконец избавились от многовекторности. А вот с внутренней политикой сложнее. Конечно, сегодняшние чиновники стали заложниками деятельности предыдущего правительства, поэтому им есть над чем поломать голову, и, возможно, именно эта зависимость повлекла за собой некоторое несовершенство и непродуманность сделанных шагов. Если говорить конкретнее и взять хотя бы мясную эпопею, то, с одной стороны, как будто вышло хорошо — определена пошлина, стимулируется отечественный производитель. Однако с точки зрения потребителя, который вынужден покупать мясо по высоким ценам, к позитивам такую деятельность отнести трудно. Удержали и цены на бензин, однако стоимостью курса доллара, и многих это ударило по карману. Многие заробитчане присылают в Украину деньги, инвестируя таким образом отечественную экономику, и им не все равно, что творится с долларом. Все это посеяло определенную панику и растерянность — в какой валюте держать сбережения? Банковская система столько раз обманывала граждан, что они перестали ей доверять.

К однозначным плюсам можно отнести гуманитарную политику — решение уделить особое внимание развитию культуры и науки. Но попытки предоставить официальный статус русскому языку и таким образом, наверное, заручиться поддержкой электората на востоке Украины, не вызывают одобрения в западных областях. Да, это один из центральных вопросов, который пытаются раскрутить перед выборами, однако именно поэтому к этому вопросу стоит отнестись с большей принципиальностью.

Что еще нас беспокоит, так это попытки примирить ветеранов Советской армии и ветеранов УПА, предоставив последним статус участников боевых действий. По моему мнению, не мирить их надо, потому что вместо примирения возник спор на государственном уровне, а указом Президента предоставить этот статус. Но центральная власть отстранилась от этой проблемы… К острым вопросам доверия к правительству можно отнести и попытку провести административно-территориальную реформу. Я понимаю, что скоро выборы, и потому правительство хочет сделать все и сразу. Однако невозможно наложить еще и проблемы, связанные с административно-территориальной реформой, на нашу сегодняшнюю сложную жизнь. К тому же, и сам закон о реформировании является несовершенным. Не учтены ресурсный потенциал, бюджетные проблемы и еще многое. Обычным же жителям вообще не очень хочется добираться еще дальше и дольше в поселковый совет…

Сергей ТОКАРЕВ, глава политисполкома Партии Свободы:

— На мой взгляд, нельзя сказать, что в сфере внутренней политики у власти есть какие-то достижения. Есть только потери, связанные, прежде всего, с созданием новой партии, которая раскалывает национал-демократическое движение — базу, на которой сегодняшнее руководство страны пришло к власти. Поэтому национал-патриоты предрекают крах очередной провластной политической силе.

В экономическом плане: снижение курса доллара ударило по большинству населения страны и прежде всего по зарождающемуся среднему классу. Все, с кем мне пришлось общаться на эту тему, воспринимают это как негатив.

Очень неприятно, что власть себя постоянно рекламирует и постоянно хвалит. Когда слышишь заявления, что все успешно, и власть сама себе выставляет за проделанную работу «12 баллов», а при этом население считает, что его обокрали, это вызывает удивление и непонимание.

Важным упущением и просчетом власти являются также проблемы с министром юстиции. Главный законник, призванный защищать закон, получается, сам его и нарушил. Это свидетельство того, что у власти не все нормально с кадрами: их подбором, проверкой.

Также к минусам власти можно отнести заявления о раскрытии «дела Гонгадзе». Потом же оказалось, что сделан всего один шаг на пути к возможному раскрытию этого дела и — параллельно — масса просчетов, заметных даже неподготовленному обывателю.

Если говорить о позитивах этих 100 дней, то к ним, прежде всего, следует отнести то, что заявленная на Майдане активная борьба с коррупцией, бандитизмом все-таки проводится. Люди привлекаются — правда, и здесь нужно не перегибать палку. Но это воспринимается позитивно. Пока что власть трудно упрекнуть в том, что она, как это обычно у нас бывало, «дорвавшись до кормушки», начала активно возвращать средства, вложенные в предвыборную кампанию.

Позитивно можно охарактеризовать также внешнеполитическую деятельность, то, что Президент активно участвует во всех зарубежных встречах. Позитивным, на мой взгляд, является и то, что Президент на 9 Мая поехал в Москву, в отличие от некоторых руководителей других стран. При этом Виктор Ющенко успел также достойно поздравить ветеранов и в Украине. Так что внешнеполитическое ведомство заслуживает хорошей оценки по итогам этих ста дней.

Антон КЛИМЕНКО, председатель Донецкого областного отделения партии «Народный союз «Наша Украина»:

— Я высоко оцениваю первые сто дней деятельности Президента и правительства. На мой взгляд, основным достижением этого периода можно назвать новый бюджет — бюджет социального развития страны. Этот бюджет — яркая демонстрация того, что Президент выполняет все свои обещания, данные им в ходе предвыборной кампании, данные им на Майдане. Сегодня нам не стыдно смотреть людям в глаза. Все, что намечено, реализовывается, и от этого выиграют прежде всего самые бедные слои нашего общества — простые украинские труженики.

Второе, что удалось сделать Президенту за этот срок, — это изменить отношение к Украине, создать устойчивый интерес к нашей стране со стороны международной общественности. Благодаря этому Украина, в частности, стала привлекательной в плане инвестиционного климата. Так, только за этот небольшой период в Украину поступило около двух миллиардов евро инвестиций, а это высший показатель за всю историю деятельности всех предыдущих правительств.

Третье, что изменилось, — ситуация в информационном пространстве: СМИ в целом стали свободнее и объективнее.

Все эти достижения — во многом результат новой кадровой политики Президента. Виктор Ющенко сделал 18 тысяч кадровых назначений, и если не во всех случаях, то в большинстве из них он попал в десятку. Назначения — очень трудоемкий процесс, сравнимый с мытьем золота, когда из массы породы выделяется лишь несколько золотых крупиц. Я считаю, что в данном случае золото было найдено.

В целом власть стала эффективнее и прозрачнее. Президенту удалось найти правильную модель развития страны на 2005 год, выработать стратегию… По итогам этого срока Президент подпишет 17 указов, в которых четко обозначены приоритеты на текущий год.

Правда, новая власть за свои первые 100 дней больше решала проблемы всеукраинского масштаба, проблемы, которые достались ей в наследство от прежнего правительства. До региональной политики дело пока не дошло. На мой взгляд, в Донецкой области позитивные изменения видны в меньшей степени. Здесь местная власть не стала более открытой, и трудно говорить об ее эффективности. Деятельность команды Чупруна оставляет желать лучшего.

Тем не менее, я должен отметить, что, по данным наших внутренних социологических опросов, в Донбассе серьезно снизился уровень негативного отношения к Виктору Ющенко и его команде. Мне кажется, Президенту удается постепенно, на практике, доказывать свой тезис о том, что Донбасс — не враждебный для новой власти регион, а сердце неделимой Украины. Уверен, донетчане это почувствовали.

Анатолий БЛИЗНЮК, заместитель председателя Донецкого областного отделения Партии регионов, экс-губернатор Донецкой области:

— Все, что было задекларировано новой властью еще в ходе предвыборной кампании, — нормально. Вопросы вызывают методы, с помощью которых власть действует. Увы, 100 дней нынешнего правительства больше характеризуются PR- технологиями, нежели какими-то реальными действиями, особенно в сфере экономики. Сегодня правительство больше говорит, чем делает. Отсутствие в стране 95- го бензина, заявления о выходе с украинского рынка некоторых компаний по продаже горюче-смазочных материалов… Все это ведет к постепенному разбалансированию экономики. Правительство не учитывает того, что гражданам нужны не отвлеченные слова, а реальность. Ну а реальность — это то, что у каждого в кармане.

Правительство же формирует бюджет с учетом доходов, которых реально не будет… Например, в Донецкой области в мае нужно будет выплатить пенсионерам 704 млн. грн. На сегодня собрана только половина. Откуда брать остальные средства? В области нужно поднимать заработную плату, которая уже должна быть больше 1000 грн., а у нас она где-то на уровне 800. Для увеличения нет источников. В Донецкой области уровень безработицы составляет 2,2%. Люди просто не хотят идти работать. Им легче и выгоднее встать на учет в центре занятости и получать пособие, чем работать и получать зарплату.

При этом в стране постепенно растут цены на газ, электроэнергию, уголь… Есть проблемы в сельском хозяйстве, в угольной отрасли…

Социологи отмечают беспрецедентно высокий уровень доверия к новой власти — 64%. Это очень много. Но я бы хотел подчеркнуть, что это даже не столько уровень доверия, сколько уровень ожидания.

Спиридон КИЛИНКАРОВ, секретарь Луганского обкома КПУ:

— Несмотря на то, что в стране сменилась власть, социально-экономическая ситуация продолжает ухудшаться. К сожалению, правительство Тимошенко проигнорировало требования жителей Украины относительно реального повышения заработной платы и пенсий, что отрицательно сказывается на жизненном уровне населения. Правительство в очередной раз залезло в карман к трудящемуся человеку. Рост цен и тарифов плюс афера с искусственным занижением курса доллара отбросили нас назад. Экономика, которой управляют в ручном режиме, никаких благоприятных результатов дать не может. Многие не получили ветеранских выплат, растет задолженность по зарплате, есть факты несвоевременной выплаты пенсий. Усиливается социальная напряженность на селе, под угрозой срыва посевная кампания, так как кадровая чехарда помешала своевременно решить вопросы с обеспечением селян горючим.

По моему мнению, вопросы внутренней политики нельзя отрывать от внешней. Одновекторность серьезно отразится на благосостоянии наших граждан. Вырастут цены на бензин, а соответственно, и на все товары и продукты. Мы считаем, что нынешний внешнеполитический курс страны глубоко ошибочен. А Ющенко как Президент, не получивший большинства голосов избирателей, не имеет права делать заявления о вступлении в НАТО.

Евгений ВОЛКОВ, председатель Донецкой областной партийной организации ВО «Батьківщина»:

— С моей точки зрения, 100 дней — это не тот срок, по итогам которого можно давать реальную оценку какому бы то ни было правительству. Одно могу сказать точно: за это время наблюдался сумасшедший саботаж любого действия правительства на местах. Юлия Владимировна и Виктор Андреевич добились серьезных успехов, об этом свидетельствует значительный и постоянный рост их рейтинга — и в регионах в том числе. Но достижения были бы еще более заметными, если бы не саботаж на местах.

Именно саботированием объясняется усугубление ситуации с бензином. Я считаю, что вопрос бензинового кризиса и кризиса ГСМ на уровне правительства решен. Я проехал по юго-востоку Украины — Запорожская, Херсонская области, Симферополь — так вот, там все совсем по-другому, нежели в Донбассе. Я считаю, что такая обстановка создается искусственно, чтобы снизить рейтинг правительства и Президента.

В то же время я уверен, что решение проблемы с бензином — это первое достижение нашего правительства за сто дней.

Вторым достижением можно назвать решение вопроса по мясу. Программа правительства разработана великолепно, и мясо действительно упало в цене. Предполагалось, что снижение произойдет еще до майских праздников, но исполнительный механизм замедлил работу.

Третьим достижением я считаю еще одну программу, которая существенно улучшит наш уровень жизни. Согласно материалам последнего политсовета 9 апреля, Юлия Владимировна представила программу улучшения жилья, по которой планируется снос хрущевок и замена их на более качественное жилье. Для этого есть все финансовые резервы, а сам переезд будет осуществляться за счет государства. Это программа нашей партии, и она будет выполнена.

Если бы на местах поддерживали все эти начинания нашего правительства, то мы бы уже ощутили эффект. Впрочем, на местах ситуация тоже меняется.

Виктор БЕРЕЗКА, председатель Днепропетровской областной организации Всеукраинского объединения левых сил «Справедливость»:

— В деятельности правительства Ю. Тимошенко есть немало настораживающих моментов. Один из них — нагнетание атмосферы напряженности и даже страха в структурах власти и местного самоуправления. Стало чуть ли не правилом, когда их руководителей приглашают под благовидным предлогом на «собеседование» в милицию, а в результате они оказываются в следственном изоляторе. Более того, в милицию людей вызывают через публикацию списков в газетах, что с точки зрения прав человека, морали и закона выглядит, мягко говоря, очень странно. Не случайно в органах власти и различных структурах управления теперь царит обстановка неуверенности, и многие сравнивают ее с 1937 годом. Я, например, знаю трех бывших доверенных лиц В. Януковича, которые срочно вступили в ряды Соцпартии, причем, скорее всего, по тем соображениям, что министр внутренних дел Ю. Луценко не чужой для социалистов человек. Воспринимать это можно по-всякому, но дело в том, что у нас при желании можно сфабриковать уголовное дело практически на любого гражданина. Для прокуратуры и милиции — это сущий пустяк, и примеров тому в самом недалеком прошлом хоть отбавляй. Думаю, что об этом может многое рассказать и сама Юлия Тимошенко, которая, будучи вице-премьером, неожиданно очутилась на нарах. Возмущает и еще одно — некоторые организации, например «Пора», присвоили себе право публиковать так называемые черные списки и вручать «черные метки» заслуженным людям, чья вина заключается в том, что они на выборах активно поддерживали В. Януковича. Подобная «деятельность» стала возможной лишь потому, что «шельмование» бывших соперников по выборам идет и на уровне государственной власти. Считаю, что подобная практика по европейским меркам абсолютно недопустима.

Нечто странное, по моим наблюдениям, происходит и в самой милиции. Допустим, что из ее рядов увольняются коррупционеры и взяточники, но когда из РОВД уходит по сорок человек, то наверняка среди них немало настоящих профессионалов. Дело в том, что работники милиции, ГАИ, как и другие госслужащие, обладая властью, получают весьма скромную зарплату. По этой причине у них зачастую возникает желание подзаработать на жизнь, злоупотребив своими полномочиями. На мой взгляд, реформирование милиции надо было начинать с того, чтобы обеспечить ее работникам достойные условия для существования. Пока же вместо этого практикуются широкие «чистки», которые уже вскоре могут обернуться ослаблением сил правопорядка и новым разгулом преступности, который наблюдался после развала СССР.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать