План-проспект выборов-99,
или Такая славная игра...Потому так важно расставить «флажки», которые будут обозначать путь выборной гонки. По ним во многом и выстроятся индивидуальные маршруты кандидатов.
НА СТАРТ
Для того чтобы ответить на вопрос о возможной результативности того или иного кандидата, нам необходимо попытаться увидеть, что должно быть «на входе» для того, чтобы был результативный и прогнозируемый «выход».
Есть два важных отношения, играющих роль на выборах, — отношение электората, фиксируемое предварительными опросами общественного мнения, и отношение политической среды. Первое при всех особенностях в его подсчете социологами и политологами отличается одной фундаментальной общностью — общественное отношение к нынешней власти имеет негативный и даже частично агрессивный характер. Можно спорить об объективности опросов, но большинство ответов говорит за себя — власть имеет низкий уровень поддержки, то есть легитимности. Причина — катастрофическая неэффективность государственного управления, приводящая к падению качества жизни. Второе отношение (отношение политической среды) тоже свидетельствует о неудовлетворенности условиями своего существования и также не признает нынешнюю власть достаточно легитимной. Опираясь на знание такой ситуации, можно спрогнозировать, что ключевым моментом победы станет способность кандидатов ответить на вопрос о способах повышения эффективности власти. Именно поэтому проблема достижений политики упиралась в два момента, становящихся рисковыми именно для ответственной (правящей) стороны.
Момент первый — способность дать ответ на вопрос о качественных результатах осуществляемой политической стратегии, иначе говоря «в чем наши победы». При этом не менее важно ответить и на вопрос о закономерности «наших поражений». Правда, кризисный экономический момент дает некоторые шансы на оправдание.
Второй момент — в чем неуспешность политики. Защищающаяся сторона должна продумать как традиционные ходы о коррупции и сделать акцент на «новых песнях о главном» — о взаимодействиях властных корпораций внутри структур ВР-КМ, вместо «старых песен о главном» — о неэффективности взаимодействий и неконструктивности всей ВР по отношению к Президенту.
Нападающая сторона, более многочисленная, будет варьировать свои стратегии, делая перманентные обвинения, отрабатывая код неэффективности ныне действующей власти. Акцент будет сводиться чаще всего к персональной ответственности ныне действующего Президента. Будут предъявляться как оценки внутриполитического курса и его катастрофических социальных издержек, так и проводиться наступление на более конкретные моменты и события.
ГРУППЫ ПОДДЕРЖКИ
Очевидно, что ключевую роль будут играть высокоуровневые политические агенты — партии, группы интересов. Поэтому нельзя забывать о специфике взаимоотношений власти и бизнеса. Последние события — серийное создание гильдий и лиг предпринимателей свидетельствуют о предвыборной консолидации капитала, еще не однозначного в своих предпочтениях, а скорее всего нацеленного на «раскладку инвестиционных взносов» в разные «кандидатские корзины». Несмотря на всеобщее «единодушие» относительно выбора кандидата — не стоит обольщаться — подспудно идут совсем иные процессы.
При этом основной линией напряжения, по которой будут проводить свои интересы ключевые игроки выборного процесса, является ВР. Именно по ситуации в этой сети отношений можно оценить реальные шансы на выигрыш того или иного кандидата. Очень многое зависит от способности обеспечить внутрипарламентскую раскладку сил таким образом, чтобы закон «О выборах президента» отвечал наиболее оптимальной формуле выборов, задуманной тем или иным кандидатом. Понятно, какая борьба ожидается за «формулу любви» между ВР и кандидатами.
ПРОГРАММИРОВАНИЕ
В ходе выборов будет проявляться прочность конструкционного материала программ кандидатов. За этим скрывается довольно сложная задача — оценить необходимый градус и ожидаемый курс в «повороте руля» — норд-вест или вест против норда, так сказать, новый курс и градус поворота. Основой для такой оценки могут служить, с одной стороны, оценка уровня социального протеста, общественных ожиданий, а также расчет равнодействующей партийных, политических интересов элиты. И здесь изначально возникает сложность программирования именно для ныне действующего Президента. Поскольку большую роль для него играет способность определить необходимую разницу между реально проводимой политикой и заявляемыми изменениями. Подобный разрыв не должен быть слишком большим. Если, например, уровень недоверия к проводимой политике будет больше 60% — это означает, что диапазон возможности попадания входных программных заявлений Президента, с которыми он пойдет на выборы-99, резко сужается. Он не может позволить себе резких корректировок нового курса в новой программе. (А она, судя по результатам общественного мнения, необходима.) Потому у Президента возникает серьезная дилемма — как изменить курс, оставаясь при этом последовательным политиком.
Можно прогнозировать, что для того, чтобы компенсировать негативный фактор программирования, Президент будет вынужден осуществить по меньшей мере два момента: акцентироваться не столько на политико-эмпирической, сколько на рекламно-презентационной обкатке программы. И второе — провести некоторую «дерегуляцию и демонополизацию» условий существования капитала и партий — через обеспечение на исполнительном уровне системы гарантий для развития деловой активности, особенно в крупных формах. Давление на клиентелу, т.е. зависимый бизнес, — это вряд ли удачная игра на выборах. И третье. Действующий Президент отличается от соперников тем, что он волей или неволей, но будет получать оценку то есть поддержку избирателей на основе выполнения своих ключевых программных положений 1994 года. А их-то он и не выполнил, причем в главных моментах, обеспечивших ему победу на предшествующих выборах. Несмотря на всю «забывчивость» электората — и на высокий уровень воздействия на последнего демонстрационных мер, — выплата зарплат, долгов, стабильность коммунальных служб, тем не менее нельзя забывать, что «проблемные зоны» остаются не в числе «приобретений» Президента. Это прежде всего «промышленная зона» Донбасса, русскоязычная — Крыма и т.д. И здесь нужны очень гибкие и «дальнобойные» избирательные технологии. Однако известная болезнь «разновекторности» и синдром «колоды козырных карт» даже в преисполненной к действиям команде Президента может в этот раз привести к летальному исходу. И это при том, что только один Президент из всех остальных кандидатов имеет возможности действовать на уровне принятия ключевых решений. Вопрос только в способности воспользоваться этим.
Относительно других кандидатов важным представляется работа с имиджами не очень знакомых лиц. Здесь важна работа над образом, максимально совпадающим с ожиданиями избирателей. При этом важно умение не выйти за пределы возможного в образотворчестве. Радикалы и экстремисты в Украине не имеют шансов на победу. По нашим наблюдениям и по оценкам общественного мнения очевидно — в отличие от России украинский избиратель все-таки более склонен к рациональному выбору — «что нам с этого будет». Потому важнее закладывать в победу готовность и способность кандидата изменить ситуацию. Кстати, карта преемственности власти как основы стабильности уже не может быть разыграна. Определяющей линией выборов скорее всего будут «изменения».
КОМАНДНАЯ ИГРА
Что еще может сыграть на выборах? Очевидно, способность кандидата связать интересы как можно большего числа сторонников и умение играть в команде. Победа будет зависеть и от способности кандидата привлечь на свое «имя», «игру» и свою команду больше внешнеполитических выгод для страны, в том числе инвестиций. Не стоит охать по поводу влияния «вражеского» капитала на процесс выборов. Такова объективная необходимость вписываться в мировой и региональный контекст.
Низкий уровень циркуляции элиты при нынешнем режиме, слабая проницаемость власти, прежде всего исполнительной, ставит задачу изменения кадрового состава аппарата. Поскольку это неизбежно в условиях смены правящих команд, это толкает растущий «второй эшелон» элиты к игре на наступательной стороне. Успешное использование недовольства, умение поставить одновременно на старых профессионалов и молодых интеллектуалов может стать для осознавшего эту необходимость кандидата выигрышной тактикой.
ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ ИДЕЯ
Российский опыт использования СМИ в президентских выборах 1996 года продемонстрировал преимущество владения этим ресурсом. Взяв данный опыт как аксиому победы, украинские кандидаты в президенты уже вступили в неизбежную на данном этапе острую конкурентную борьбу за владение сегментами информационного пространства. При активном использовании этого ресурса идеологическая стойкость успешности кандидатов оказывается не важной. Наоборот, ортодоксальные в своей идеологической привязанности кандидаты обречены на более узкий диапазон осуществления предвыборной стратегии. Однако и отсутствие идеологии (акцент на утилитарности программы в ущерб ключевой идее) в нынешней ситуации уже играет на минус, а не на плюс.
Стимулируемые образованием и усилением партий, общественными настроениями, в условиях раскачивания масс-медиа идеологические ресурсы могут неожиданно приобрести ведущую роль. Более того, кризис в России, служившей образцом политических и экономических преобразований как бы извне, лишает ее «нормативной» роли для Украины. Нужно будет перейти рубикон и опереться на собственный политический опыт, на собственное видение курса и сформулировать стратегию его проведения.
Потому можно предположить, что итог выборов зависит не только от обладания ресурсами в указанных направлениях, но и от того: сможет ли кандидат выиграть идеологическую борьбу. Отсюда тот из кандидатов, кто будет способен навязать и утвердить в общественном мнении свое видение украинского пути, украинской идеи, кто сможет на этой основе объединить большинство избирателей, тот и выиграет. Как бы утопичным не казалось подобное утверждение, но данные различных социологических опросов, фиксирующих как общественные ожидания, так и предпочтения отечественного политикума, показывают — Украина созрела принять идею. Существует усталость от текущей, пожарной, утилитарной политики. Безосновательность политического курса, ситуативного и конфронтационного в силу своей реактивной природы — «спрашивали-отвечаем, случилось-предпримем меры», влечет за собой самые серьезные проколы, если не сказать больше. Банально и сложно одновременно, но для Украины сегодня это поиск собственной почвы под ногами — вне диктата России или Запада.
Выпуск газеты №:
№223, (1998)Section
Nota bene