Перейти к основному содержанию

Принцип «наименьшего зла»

продолжает работать в украинской политике
11 октября, 00:00

На сакраментальный вопрос, что было раньше — курица или яйцо, «армянское радио» отвечало: «Раньше было все»; в эпоху пустых советских «гастрономов» это было смешно. Политические коллизии в сегодняшней Украине веселья не вызывают, но базируются на таком же некорректном противопоставлении. «Нужно как можно быстрее принимать правильные законы», — говорят одни, и это правда. «Нужно, в первую очередь, создать систему, при которой выполнение или невыполнение законов не станет источником политического веса или обогащения для находящихся у власти», — говорят другие, и это тоже правда. Так две правды или одна? Если две, то мы вынуждены для их объединения срочно принять «Закон о честном выполнении законов». Но правда, как всегда, одна, а речь идет о ее разных трактовках (часто — не без личной заинтересованности «правдоискателей»).

МАССЫ И МАСКИ

Как человек, причастный к медицинской науке (а сегодня для характеристики состояния и медицины, и науки можно выбирать между сроками «кризис» и «катастрофа»), не восторгаюсь нашими достижениями. А после этого — и властью, которая по определению отвечает за государство. Не принадлежу ни к одной партии (и не хожу на митинги). Однако 24 сентября этого года больше часа прожил среди пикетировщиков перед зданием Верховной Рады.

Знаю лозунги четырех (или трех с половиной) оппозиционных сил, но интересовало меня личностное восприятие этих лозунгов в среде «протестантов». Расскажу о нескольких эпизодах. Первый: на далеких подступах к пикету, возле памятника Ватутину, стоит бабушка с портретом Сталина. Мы все не раз и не два видели ее (именно ее) на экранах телевизоров, но «в натуре» — интереснее: бабушка спорит с дедушкой (интеллигентным и обтрепанным, похожим на бывшего бухгалтера или учителя). «Зачем ты носишь с собой этого душегуба? — спрашивает дедушка. — Ты ли не знаешь, что он нас мордовал? Ты, по-видимому, не украинка». Бабушка: «Я украинка, еще больше, чем ты! Почему ты связал свои очки веревочкой? Купи новые! Где наша пенсия?» Если по правде, то пенсии внедрил Хрущев после смерти Сталина, но — если по правде — то многим пенсионерам не хватает денег и на очки, и на многое другое.

Второй эпизод должен бы потешить мое авторское самолюбие, — но не потешил. Среднего возраста мужчина посмотрел мне в лицо и спросил: «Это вы писали в газете «День» об армии?» «Писал». «Так вы думаете, что статью кто-то прочитал? Министр или еще кто-нибудь?» «Не знаю». «Никто не читал! Если бы прочитали, так откликнулись бы, а они молчат». Конечно, «они» имеют право не читать и молчать, но хотелось бы по-другому. Но мало ли чего хочется...

Третий эпизод — литературная викторина. Женщина с доцентской осанкой спрашивает окружающих собеседников: «Конотопская ведьма — кто это?» Все выкрикивают имя политикессы, которая сейчас в тени, но внезапно появится накануне президентских выборов. Госпожа доцент переходит на «Приключения Буратино»: «Карабас-Барабас — кто это?» На эту должность аудитория предлагает двух политиков ни у одного из которых нет бороды. «Вона його цілує, а він їсть пироги»... Кто? Ответ молниеносный, и, должен признать, Она и Он угаданы очень остроумно. О четвертом эпизоде поговорим далее.

«СПИСОК ГАРАЩЕНКО»

Идя от Верховной Рады до метро «Арсенальная», опять увидел бабушку с портретом Сталина; на этот раз она была совсем одна и ее жаль — бывает простота праздника, а бывает такая, что «хуже воровства». А вот и новый персонаж: упитанный дядя продает по 30 коп. документ под названием «330 жидів у Верховній Раді України». Больше конституционного большинства... «Списки составил Михаил Гаращенко» — так написано в этой бумажке. Может, это он сам и приторговывает? Шестиугольной звездой обозначены и фамилии лидеров оппозиции (В. Ющенко, А. Матвиенко, О. Мороза, Ю. Тимошенко, П. Симоненко) и фамилии тех, кто пытается синтезировать большинство (Л. Кравчука, В. Литвина, А. Кинаха, В. Пустовойтенко, В. Семиноженко, С. Тигипко). Свою «шестиугольную печать» имеют Т. Чорновил, П. Мовчан, В. Хмара, Б. Олийнык, а вот против фамилии Я. Кендзера написано «немец» — не знаю, это лучше или хуже... Дело, понятно, не в том, насколько «Список Гаращенко» отвечает тому, что записано в свидетельствах о рождении, а в том, что этот список вообще существует, может иметь (и — не будем лукавить — на самом деле имеет) влияние на несвятую простоту. Национальные проблемы всегда являются производными от социальных. «Еврейские деньги» (или «еврейские мандаты») подсчитывает в первую очередь голь — материальная и духовная. Если такие настроения есть и в депутатском корпусе (этого я не знаю), то народным избранникам стоит помнить: сегодня печать ставишь ты — завтра их поставят тебе, и не на бумаге, а на лбе.

ОППОЗИЦИЯ И КОНТРОППОЗИЦИЯ

По языковым законам те, кого больше, должны называться большинством, но не нужно путать филологию с политикой. По партийным спискам НУ+КПУ+БЮТ+СПУ получили больше голосов, чем их конкуренты из других партий или блоков. Это правда — как правда и то, что «списочники» и «мажоритарщики» — каждый поодиночке — имеют одинаковые права в ВР. Предложив переход к «чистой» пропорциональной системе, Президент фактически признал ошибочность своей бывшей позиции и своих «вето» относительно этого. А если бы и не признал, имеющийся кризис в ВР является неоспоримым фактом. Сторонники единения приблизительно на 2/3 состоят из «мажоритарщиков», оппозиционеры — приблизительно на 2/3 из «списочников». Вот и выходит 50:50 (225 на 225). А если даже 228 на 222, то праздновать — смешно. И вообще: сегодня нет такого количества голосов, которое бы голосовальное большинство сделало политическим и морально уровняло права мажоритарной контроппозиции и партийной оппозиции. Таковой является цена несовершенной избирательной системы. Эта проблема не может быть решена радикально, но может кое-как «рассосаться» по нескольким сценариям. Первый — присоединение некоторого количества «нашеукраинцев» к 9 фракциям, голосующим «за». Формально это приемлемый вариант — морально — нет, потому что все будут знать, «кто и почему пошел». Второй сценарий присоединения к 9 (или 8) фракциям подавляющей части депутатов от НУ во главе с В. Ющенко. При этом Виктор Андреевич или получает кабминовский штандарт (что дает начало войнам между претендентами на президентскую должность), или довольствуется чем-то меньшим (что тождественно политическому самоубийству). По третьему сценарию — В. Ющенко дарят Кабмин даже в случае его неприсоединения к антиоппозиции, для равновесия насытив правительство людьми из другой команды. Толку будет мало, зато у лидера НУ будет возможность накануне выборов 2004 г. громко хлопнуть дверью, стать окончательным оппозиционером и заработать электоральные балы. Следовательно: для Украины из трех вариантов самыми худшими являются все три. В шахматах такая ситуация называется «цугцванг» и предшествует поражению. Остается выяснить, какое именно поражение наш политикум считает самым лучшим. Что касается устранения оппозиции от руководства комитетами ВР, то это блеф: такого Банковая не позволит. А если это произойдет, украинский парламент догонит коллег-белорусов. Но контроппозиции даже выгодно оставить комитеты своим оппонентам, демонстрируя широту души и в то же время голосуя только за те законопроекты, которые ей требуются.

ОППОЗИЦИЯ И ПРЕЗИДЕНТ

Добиться обсуждения в ВР общей политической ситуации в Украине оппозиция не смогла, но заставила Президента именно об этом говорить в недавнем обращении к народу. Обращение имеет не стратегический и даже не тактический, а оперативный характер, и адресуется, в первую очередь, Верховной Раде. Главные тезисы Президента: «оппозиция дебоширит, но я буду придерживаться Конституции» (1), «от меня требуют отставки, однако ее не будет» (2), и «коммунисты и социалисты тянут нас назад, но возврата нет» (3). Самым важным мне кажется третий тезис. И не потому, о ком в нем сказано, а из-за тех, о ком — ни слова. А именно — о НУ и БЮТ, о В. Ющенко и Ю. Тимошенко. Юлию Владимировну президентом не изберут, считает Л. Кучма (и автор с ним согласен), значит, о ней вообще можно не говорить. А Виктору Андреевичу пора опомниться и опять вернуться к названому отцу, отрекшись от соратников, которые «тянут назад». Сказано же: «Вона його цілує, а він їсть пироги...» Антикоммунистическая риторика, кажется, уже исчерпала себя. Однако в обращении к народу может найти полезный совет П. Симоненко и вернуться в теплую псевдооппозиционную нишу (чего никогда не сделает А. Мороз). Однако... Митинги на площадях, пикеты возле ВР, блокада УТ-1, омоновцы чуть ли не в приемной Президента вдохновляют многих «протестантов»...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать