Треугольник украинских шансов

Много говорится о том, что после трагических событий 11 сентября в Соединенных Штатах мир стал другим, не таким, как раньше, что в целом возникает новая система координат. При этом именно 11-е сентября считается точкой отсчета, однако дальше можно только догадываться, какой будет сама эта система и на каких координатах построена. Тем более понятно, что свое, принадлежащее только ей место Украина может и должна получить сама. Шансов много, возможных сценариев — тоже. Однако не все они выглядят оптимистично. Будет учитываться все — и позиция относительно участия в антитеррористической коалиции во главе с Соединенными Штатами, и поведение украинской власти относительно трагедии с российским пассажирским самолетом, и способность той же власти действовать адекватно времени, забыв о принципах, на которых строилась советская система.
РОССИЙСКАЯ ГИПОТЕНУЗА
Теракты 11 сентября против Соединенных Штатов зафиксировали одну деталь: новая система координат в новом мире, о котором сейчас много говорится, должна была появиться уже давно. Сразу после того, как пала Берлинская стена, как закончилась холодная война. Тем не менее, рецидивы холодной войны давали о себе знать ежегодно и красноречиво свидетельствовали о том, что и Запад, олицетворяемый в этом измерении в первую очередь Вашингтоном и НАТО, и Восток в лице Москвы, были просто не готовы до конца признать новые реалии и найти в себе силы отказаться от противостояния.
Шаги, сделанные Россией в западном направлении в последнее время, в первую очередь ставят много вопросов. Особенно это касается заявления президента России Владимира Путина в Брюсселе о том, что стоило бы подумать над условиями и принципами, на которых Россия могла бы присоединиться к НАТО. Обе стороны при этом утверждают, что пока что об официально высказанном желании России стать членом североатлантического Альянса речь не идет.
Известный российский политолог Сергей Караганов в своем интервью «Дню» сказал, что Россия при Путине вообще взяла курс на Запад, что сейчас, хотя официально об этом еще не говорится, в Москве серьезно думают над возможностью присоединения к Европейскому Союзу. На официальном уровне, по словам Караганова, об этом не говорится для того, чтобы не вызвать сразу реакцию отторжения. Движение на Запад, как считает далеко не только Караганов, должно сопровождаться максимальным вниманием Москвы к Украине с тем, чтобы это движение было общим, чтобы не было лишней, никому не нужной конкуренции. Идея общего движения в европейском направлении нашла многих сторонников и в Москве, и в Киеве.
Справедливости ради можно сказать, что Россия была чуть ли не единственной, кто не поддержал бойкот Украины во время «кассетного скандала», российское руководство до последнего на удивление снисходительно относилось к Украине в истории со сбитым над Черным морем самолетом. И таким образом Украина собственноручно отдала России немалые козыри.
Также стоило бы отметить, что Россия с ее ядерным арсеналом и зачастую результативным стремлением удержать Восточную Европу, Кавказ и Среднюю Азию под своим контролем действительно является важным стратегическим партнером для НАТО. Россия является важным поставщиком энергоносителей в Западную Европу. Россия впереди Украины в налаживании реальных контактов с Западом. Поэтому не удивительно, что сегодня у Москвы намного серьезнее отношения с Западом.
В то же время очевиден и другой аспект. Россия — не Советский Союз, который даже с «тем» своим потенциалом не выдержал военно-политического противостояния. Трезвый расчет подсказывает, что партнерство обходится значительно дешевле. К заявлениям о стремлении вступить в НАТО можно относиться по-разному — как к разведке определенного рода, призванной изучить реакцию, как к реализации давнего постулата, который требует — если не можешь противостоять процессу, то нужно его возглавить (речь идет в первую очередь о болезненной реакции Москвы на возможность вступления в НАТО балтийских стран). Сегодня очевидно только то, что новая структура отношений между Россией и НАТО была бы, безусловно, позитивной для Украины, поскольку окончательно бы зафиксировала окончание холодной войны. Не стоит забывать и о том, что сегодня как в структурах Европейского Союза, так и в НАТО бытует мнение о том, что при всей важности для обеих сторон развитого партнерства, Россия никогда не сможет быть членом этих организаций.
В то же время российская экономика сама нуждается в огромных вливаниях и инновациях. Источники — финансовые, технологические, научные, другие, жизненно необходимые для процесса обновления всевозможных сфер жизни в соответствии с требованиями времени — находятся не в России.
Следование в российском фарватере, неминуемое при реализации идеи «В Европу вместе с Россией», предусматривает прежде всего постоянную поправку на российские интересы и исключает саму возможность постановки и разрешения проблем на своих условиях — это касается как украинско-российских отношений, так и отношений между Украиной и Западом.
При всем этом очевидно то, что новое российское руководство взяло за основу создания новой модели отношений с Украиной принцип партнерского существования двух стран, что само по себе позитивно. Можно говорить только о том, что Украина должна была бы найти способ строить это партнерство, исходя со своих собственных долгосрочных интересов, о которых, кажется, у отечественной политэлиты еще нет устоявшихся представлений.
ВЗГЛЯД С ЗАПАДА
События 11 сентября влияли и будут влиять на пересмотр той модели отношений, которая до сих пор существовала между Украиной, Западной Европой и Соединенными Штатами. В последнее время протекание процесса можно охарактеризовать как нормализацию. Об этом свидетельствует и изменение вопросов, рассматриваемых на солидных международных форумах и конференциях (таких, например, как недавняя международная конференция «Украина: ключевые политические и экономические вызовы» в Великобритании), и заметный процесс нарастания политических контактов на различных уровнях.
На Западе однозначно положительно оценили решение Украины предоставить воздушное пространство для американской военно-транспортной авиации, задействованной в ходе антитеррористической операции. Но в то же время, хотя об этом не говорится вслух, имидж Украины был опять серьезно испорчен поведением ее руководства после инцидента с российским самолетом. Западные дипломаты в разговорах с «Днем» разделили мнение о том, что вопросы ответственности и доверия всегда были и будут ключевыми при определении характера отношений.
Определенные сдвиги в отношениях Украины с Европейским Союзом вряд ли стоит сегодня переоценивать. Вице- премьер Василий Роговой очевидно, был прав, заявляя, что «у него нет иллюзий» относительно вступления в ЕС. Но рост интереса заметен.
Европейский Союз, как сегодня часто можно слышать, не желает перегружать собственную лодку, переполненную связанными с расширением проблемами. При этом можно все чаще услышать, что на Западе приветствуют европейскую направленность украинской политики. Здесь можно отметить, в частности, позитивное отношение к Украине Великобритании, все более активную разведку возможностей со стороны Германии, начало восприятия Украины во Франции.
ЕС все еще исходит из того, что обеим сторонам стоит сначала до конца выполнить Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, морально устаревшее еще во время вступления его в силу, а уж потом, возможно, ставить вопрос о форме привлечения Украины. Соглашение не предусматривает возможности украинского членства, в отличие от «Европейских соглашений», подписанных ЕС со странами Центрально-Восточной Европы. Программа TACIS (техническая помощь странам СНГ и Монголии), которая является базовой в процессе помощи ЕС Украине, имеет абсолютно другую психологию, чем программа PHARE, направленная на адаптацию Польши и Венгрии к критериям ЕС, среди прочего и в том, что касается обновления элит. В Европейском Союзе признают, что программа TACIS доказала свою полную неэффективность, однако ничего качественно нового не предлагают, ссылаясь на нехватку средств.
В ЕС, как и в НАТО, отмечают прежде всего два момента. Во-первых, ни в коем случае нельзя оставлять Украину вне диалога, и сам диалог следует наращивать. И во-вторых — сегодня следует обсуждать не столько теоретические возможности, сколько конкретные дела. В число конкретных дел входят торговля, совместная борьба с нелегальной миграцией, организованной преступностью, распространением наркотиков. Вполне стандартный набор, который вряд ли когда-нибудь будет неактуальным.
В то же время после 11 сентября Запад по-новому стал оценивать ситуацию с источниками поставки энергоносителей, при чем интерес к Украине значительно вырос, и перспективы различных вариантов с украинским участием выглядят неплохо. С учетом ситуации, возникающей после 11-го сентября, по-новому выглядят перспективы сотрудничества Украины с Евросоюзом и НАТО в области европейской безопасности. При этом от представителей НАТО можно услышать, что Украина «недооценила потенциал сотрудничества» с Альянсом. Уровень провозглашенного «особого партнерства» между Украиной и НАТО все еще не настолько реален, чтобы можно было говорить, будто украинская позиция не только влияет на процесс принятия окончательных решений, но вообще имеет то значение, о котором так часто говорится.
Много говорится о необходимости найти способ избежания создания новых разделительных линий в Европе — однако никто не предлагает какого-либо реального решения, которое бы действительно давало возможность Украине не просто не ощущать себя изолированной от общеевропейских процессов, но и активно в них участвовать. Варшава, в частности, сегодня предлагает введение упрощенного визового режима на границе с Украиной, согласно которому виза была бы действительна несколько лет и стоила бы при этом минимум денег и усилий. Европейский Союз, в свою очередь, требует от стран-кандидатов на вступление полного выполнения норм шенгенского режима. И до сих пор нет ни одного свидетельства о том, что ЕС готов в случае Украины пойти на пересмотр или исключение из шенгенских правил. Представители ЕС на эти вопросы сегодня просто не отвечают. Как не отвечают и на некоторые другие. Хотя в последнее время — это чувствуется и на международных форумах, и во время визитов делегаций (в частности, делегации Европарламента) — Украине все чаще говорят, что никто не будет отрицать ее право на вступление в ЕС, если она выполнит так называемые Копенгагенские критерии. То есть, обеспечит уважение к правам человека, демократическое развитие общества, построит конкурентоспособную рыночную экономику. В набор входят и свобода слова и прессы, и многое другое. Представители Запада часто отмечают необходимость эффективного управления государством, борьбы с коррупцией, собственно, наведения порядка в Украине в соответствии с общеевропейскими нормами. Поэтому не удивительно, что определенные выводы будут делаться из того, как именно будут проходить парламентские выборы. Имеется в виду не только день голосования, но и сама кампания.
УКРАИНСКИЕ СЦЕНАРИИ
Возможных сценариев дальнейшего развития существует несколько. Один из них — следование в российском фарватере при формальном сохранении независимости. Возможно, это бы устраивало Запад, во всяком случае, в ситуации до 11 сентября. Сегодня ситуация несколько иная. Не говоря уже о том, что такого рода развитие навсегда похоронит надежду Украины стать естественной частью европейского пространства, состоящего не только из Запада.
Другой возможный вариант развития событий еще хуже. Имеется в виду сохранение Украины в качестве буфера между Западом и Россией. Поскольку, как уже говорилось, обе стороны имеют все шансы и возможности установить партнерство, Украина рискует просто остаться на обочине Европы. Именно к этому могут привести «эквилибристика» украинской внешней политики и недоразвитое внутреннее устройство государства, базирующееся на несколько модернизованной (причем не в сторону улучшения) советской модели. Наиболее желательным многим представляется третий вариант — постепенное, трудное, но постоянное развитие в европейском направлении параллельно с подлинным партнерством с Россией и Соединенными Штатами, с привлечением разнообразных западных источников в интересах собственного развития, системной модернизацией всех сфер жизни, равноправной интеграцией в глобальную экономическую систему. Желательно — на своих условиях. Что действительно потребует и собственных гигантских усилий, и адекватной помощи со стороны Запада. В этом контексте действительно лишними являются как соперничество с Россией за честь быть первым, так и полностью прозападная ориентация.
Инструментов для начала не так уж и мало. Система газопроводов, которая вполне может быть приватизирована при участии и российских, и западных капиталов. Обеспечение нормальных условий работы для западного капитала. Обеспечение альтернативных путей доставки нефти. Инициативная позиция в создании европейских сил быстрого реагирования. Ликвидация оснований для постоянных обвинений на Западе. Нормальная повседневная работа по формированию имиджа страны на основании реальных фактов, ответственной политики и адекватного европейским нормам реагирования на информацию. Все это не является каким-то секретом, об этом говорится постоянно. Но сегодня просто есть возможность использовать ситуацию в собственных интересах.
Выпуск газеты №:
№190, (2001)Section
Nota bene