Украина на Арбате
Шевченко, и Гоголь, и Грушевский, и Винниченко…
Март. Шевченковские дни. Михаил Грушевский связывал революционные события в России с годовщиной Тараса Шевченко, поскольку именно «революционная разруха в Петрограде», как писал Михаил Сергеевич в «Воспоминаниях», произошла в Шевченковские дни 1917 года.
…Я ехал в Москву по приглашению культурного центра Украины на Арбате, где должен был пройти торжественный вечер по случаю 190-летия со дня рождения Т. Г. Шевченко, и не думал, что мне там посчастливится пережить своеобразную духовную встречу с Михаилом Грушевским. И не только с Михаилом Грушевским, который восемнадцатилетним юношей написал стихотворение «До Тараса», а в 1909 году, чествуя во Львове память Тараса Шевченко в сорок восьмую годовщину его смерти, эмоционально спрашивал у общественности: «…Чи живий у нас дух його? Чи не держимо ми тільки національної шкарлупи, позбавленої благородного змісту, вложеного в українство великим Кобзарем і іншими кращими представниками нашого відродження? Чи свідомі ми своїх обов’язків перед народними масами, цією основою українського життя, підставою нашого розвою і надій? Чи палить нас отся свята, повна пожертвовання любов до України, якій дав вираз Шевченко у знаних словах…»
И процитированная докладчиком горячо искренняя клятва Шевченко:
Я так її, я так люблю
Мою Україну убогу,
Що проклену святого Бога,
За неї душу погублю! —
заставила онеметь зал, ибо поразительно еретическим было это душевное искупление поэта за убогую Украину перед Богом.
В шевченковский март 1917 года Михаил Грушевский отправился из Москвы в Киев, куда он рвался и где его заочно избрали председателем Украинской Центральной Рады.
— Избрали Михаила Грушевского главой парламента Украинской Народной Республики 20 марта, а уже 24 марта он отправился на Брянский, теперь — Киевский, с 1934 года, вокзал, откуда и выехал в Киев, — рассказывал Владимир Мельниченко, генеральный директор Культурного центра Украины в Москве. Мы стояли на Арбате перед домом № 55, из восьмой квартиры которого в тот мартовский вечер вышел Михаил Сергеевич.
— В письме Сергею Ефремову 26 сентября 1916 года Михаил Грушевский указал точный адрес своего проживания в Москве: «Арбат, 55, кв. 8 (угол Денежного)», а несколько позже в письме Михаилу Могилянскому еще уточнил: «Арбат 55, вход с Арбата, кв. 8, 3-й этаж…» Так что мы стоим именно перед этим домом, в котором Михаил Грушевский занимал две комнаты вместе с женой Марией Сильвестровной и дочерью Екатериной.
Владимир Ефимович с увлечением и радостью поведал свои открытия «украинской Москвы», которые он опубликовал в книге «Прапор України на Арбаті», я же пытался представить, из какого именно окна «углового старосветского дома на углу Денежного переулка между двумя церквями» осматривал Арбат Михаил Грушевский и какие именно церкви словно охраняли его покой и тяжелый труд над «Историей Украины-Руси» — тогда он завершал третью часть VIII тома.
— В ареале Арбата в прошлом насчитывалось более десяти больших и малых церквей, — продолжал рассказ Владимир Ефимович — Непосредственно на Арбат выходило три: храм Живоначальной Троицы и церкви Николая Явленого и Николая в Плотниках. Михаил Сергеевич видел и, думаю, посещал две церкви — церковь Живоначальной Троицы, которая находилась на пересечении старого Арбата и Денежного переулка — ее нет, снесена в 1931 году, и церковь Николая в Плотниках, которую также разрушили вдохновенные атеисты в следующем, 1932-м, году.
Хотя политическому ссыльному Михаилу Грушевскому и работалось хорошо в Москве, но жилось тяжело. Болела и жена, и 16-летняя дочь, сам ученый нервничал, переживая за родных, обострились на нервной почве старые болячки, а это влияло на настроение, гасило творческую энергию. Кроме того, Михаил Сергеевич находился под гласным полицейским надзором, у него взяли подписку о невыезде и обязательство еженедельно являться на регистрацию. Часто вспоминал декабрьский день 1914 года в Киеве, когда его арестовала российская жандармерия, обвинила в австрофильстве и создании военных формирований Украинских Сечевых стрельцов. Далее — ссылка в Симбирск, впоследствии — Казань и почти никаких условий для научной работы. Радовался, что в Санкт- Петербурге вышел из печати первый том энциклопедического труда «Украинский народ в его прошлом и настоящем», авторство которого принадлежало полностью ему. А когда теперь появится второй том? Рвался в столицу, в частности, в Москву, поскольку надеялся, как впоследствии написал, «что в Москве можно будет жить и работать свободнее, а при том поддерживая с Киевом связи через всякие оказии».
Благодаря ходатайствам российских академических кругов Михаил Грушевский получает разрешение на переезд в Москву и 10 сентября 1916 года на вокзале Московско-Казанской железной дороги Михаила Сергеевича и его семью встречали члены московской украинской колонии.
Среди встречающих были и жители Арбата, имена которых заслуживают быть мемориально отмечены. Это официальный редактор журнала «Украинская жизнь» Яков Шеремицинский, соредактор «Украинской жизни», впоследствии (1918—1919 гг.) редактор газеты «Трибуна» и министр внутренних дел Украинской Народной Республики Александр Саликовский…
Кстати, редакция украинского ежемесячного научно-литературного и общественно-политического журнала «Украинская жизнь», фактическим редактором которого был Симон Петлюра, находилась также на Арбате — Новинский бульвар, 103. Очевидно, что такой интеллектуальный центр украинства на Арбате заслуживает мемориального увековечения, ведь журнал выходил почти семь лет (1912—1917 гг.), на его страницах появились статьи М. Грушевского, В. Винниченко, А. Никовского, С. Ефремова, М. Могилянского, В. и С. Русовых, Д. Донцова, В. Садовского, О. Лотоцкого, В. Липинского. Логично было бы почтить память выдающихся российских ученых и писателей, сотрудничавших с «Украинской жизнью», — Ф. Корша, А. Погодина, А. Луначарского, М. Горького.
А журнал «Промінь», который редактировал, находясь на нелегальном положении, Владимир Винниченко! Этот еженедельник литературы, науки, искусства и общественной жизни выходил в Москве в конце 1916 — в начале 1917 годов, на его страницах появились произведения М. Грушевского, С. Ефремова, Д. Дорошенко, О. Олеся, П. Тычины, Грицька Чупринки… Редакция журнала находилась на улице Поварской, 7. Это ведь тот же Старый Арбат, который сплачивал украинцев вокруг «Украинской жизни» и «Променя», созывал на заседания Общества украинских прогрессистов, с которого Михаил Грушевский начал обходы «московских украинцев», пытаясь оживить украинскую интеллектуальную и политическую жизнь в Москве. Продолжение следует
Выпуск газеты №:
№87, (2004)Section
Nota bene