Украина всегда была частью Европы
По правде сказать, я не ожидал такого подъема украинцев. Казалось, что мои соотечественники отчаялись, что они не выстоят долго на морозе... И был поражен до глубины души, когда увидел, сколько людей собралось на Майдане и какие это были люди: улыбающиеся, окрыленные, миролюбивые, гордые, наконец состоятельные. Это был не бунт бедных, а народное восстание за правду. Среди хитов оранжевой революции есть песня «Час прийшов». Так вот, думаю, как раз пришло время для перемен. Характерным признаком уходящей эпохи было неуважение к человеку. Украина — европейская страна. Демократические традиции живут в ментальности украинцев издавна. Еще в V веке один арабский историк писал, что в Киеве все решает община. В Киевской Руси вече на площади действительно имело решающее слово. Также стоит вспомнить, что дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна открыла первую в Украине, а, может, и в Европе, школу для девушек. С XIV века на нашей земле введено Магдебургское право. В казацком государстве высшим органом правления считалась рада. В Киево-Могилянской академии была выборность профессуры. И это все свидетельство демократии. То есть Украина всегда геополитически, ментально, культурно была частью Европы.
У меня брали интервью немецкая пресса, голландское и японское телевидение. Они дивились организации оранжевой революции, спрашивая, как удается столько дней держать людей на Майдане, сколько за это им платим денег?.. Мне особенно запомнились лица пожилых людей, которые все дни по шесть-восемь часов без перерыва на холоде и морозе стояли сразу возле сцены, где работало 200 киловатт звука... Их имена останутся неизвестными, но они — настоящие герои.
Что касается выступлений украинских артистов, то инициатива исходила от них самих. Ежедневно Марийка Бурмака, Олег Скрипка, Фома, Тарас Петриненко звонили, дескать, если нужно выступить, то они готовы. Литовские, грузинские, польские, чешские группы также заявляли о своем желании сами. Например, когда мы говорили, что из российских музыкантов хотели бы видеть морального авторитета для демократической России и для всей Украины Юрия Шевчука, то он взял и приехал. Зато отказали другим тамошним «звездам», которые уже были готовы прилететь выступить на Майдане. «Искренние» друзья провластных политиков враз стали «оранжевыми»... Звонили также из Великобритании, сообщая о желании всемирно известной группы «U2» прибыть в Киев. На организацию ее приезда понадобилось бы несколько дней, а мы чувствовали, что оранжевая революция вот-вот закончится.
Нам приходилось проводить жесткий отбор артистов, чтобы сцену Свободы не превратить в эдакий разноцветный цирк или легкую игривую оперетку. Согласно нашей концепции должен звучать рок — музыка протеста или смежные жанры. Музыканты специально написали много песен, однако хитами, как признал сам оранжевый Майдан, стали несколько: «Разом нас багато» группы «Гринджоли», «Україна» «Мандрів», «Час прийшов» De Shifer, «Слава Україні» Оксаны Билозир и Александра Егорова. А «Ми йдемо» Марии Бурмаки, «Україна» Тараса Петриненко, написанные раньше, зазвучали по-новому. Они были уместными, актуальными, нужными именно в этот момент и на этой сцене Свободы. Общественные организации «Арт Экзистенция» и «Наша Украина» записали диск «Ми разом», состоящий, собственно, из этих хитов. Чрезвычайно важно, что эти события стали поводом для рождения новых композиций. Интересно, что украинский народ не слагал песни о советской армии, зато есть сотни песен о УПА. А это потому, что украинцы очень тонко чувствуют, где чужая война, а где борьба за свободу своей Родины.
Оранжевая революция вызвала мощный творческий всплеск не только в музыке, но и в изобразительном искусстве, литературе, вообще в фестивальной жизни. Проходят художественные выставки, театральные хэппенинги, рождаются новые фестивальные идеи... Такой подъем наблюдался и в 1990—1991 годах.
Оранжевая революция пробудила украинцев, заставила их уважать себя и в конце концов завершилась победой демократии. Мир увидел, какой этот народ вольнолюбивый, как он стойко, твердо, громко и неагрессивно борется за демократические ценности.
Для меня события нескольких последних недель стали внутренним потрясением и одним из самых сильных, самых памятных впечатлений в жизни. Такого долговременного феерического фестиваля больше не припоминаю!
P.S. Тарас Грималюк подарил «Дню» эксклюзивный диск песен оранжевого Майдана «Ми разом...»
Выпуск газеты №:
№240, (2004)Section
Nota bene