В ожидании ренесанса
Николай ЖУЛИНСКИЙ , академик НАН Украины:
— Этот год с горечью убеждает меня в том, что Украина — это вяло осуществляемый проект государственного строительства, дрожащий красной стрелкой на отметке «незаконченный». И не потому, что мы распинаемся на кресте политической дезориентации, а убеждаем общество, что это реализация удачных политических реформ и поиски наиболее выгодных для Украины экономических ориентаций. Эти попытки нынешней власти активно следовать вперед, одной ногой, как говорил когда-то Василий Шукшин, ступая по берегу, а другой ногой находясь в лодке, дезориентируют общество. Особенно молодежь, которая вот-вот должна взять на себя гражданскую и политическую ответственность за государство. Тревожит меня то, что 71,6% опрошенных молодых людей демонстрируют безразличие и неудовлетворенность независимой Украиной (см. газету «День» от 23 сентября 2003 г.). Украинское общество, если обобщить в какой-то степени выводы социологических исследований, не проявляет воли к государственному самоосуществлению, и все эти социально-политические и экономические явления и процессы, которые мы наблюдали и переживали в этом году, не взбодрили общественные настроения. Наоборот, психоэмоциональное состояние украинцев свидетельствует о тревожных симптомах нарастания общественного кризиса. И будет не так уж и важно, что послужит той фатальной спичкой, которая зажжет настроения и переживания людей — лишение народа права избирать Президента, повышение цен на хлеб или кризис в сельском хозяйстве. Ведь очевидно, что два события (вернее, три, если помнить об общественном резонансе на попытку России приватизировать украинский остров Тузла) можно назвать барометром общественных настроений в Украине. Это подписание соглашения о создании Единого экономического пространства и ситуация с хлебом. Если с ЕЭП не только простые украинцы, но и некоторые политики до сих пор не разобрались, что же на самом деле было подписано в Ялте, то цены на хлеб заставили затаиться в ожидании бед подавляющее большинство украинского общества. Посягательство России на остров Тузла, по сути, перечеркнуло в общественном сознании все возможные позитивы Единого экономического пространства, даже если оно ограничится зоной свободной торговли. Президент Украины Леонид Кучма в интервью газете «Известия» (28 октября 2003 г.) сказал: «Тузла явно служит делу консолидации украинской политической нации». А несколькими абзацами выше напомнил россиянам: «Правда, каждый школьник в Украине знает слова нашего историка, что российская демократия кончается там, где начинается «украинский вопрос».
Обидно, что украинской власти необходимы внешние агрессивные раздражители, чтобы задуматься над проблемой консолидации украинского общества.
К сожалению, в истории Украины навсегда останется позорная страница, которая связана с попыткой блока Виктора Ющенко «Наша Украина» провести свой съезд в Донецке. Эти события осрамили Украину перед всем миром, выявили всю уязвимость того межнационального согласия, которым мы гордимся и которое поставили под удар в начале кампании по президентским выборам 2004 года.
Мы убеждаемся, что украинское общество не обладает достаточным внутренним потенциалом для самоорганизации, о чем свидетельствуют инициативы как некоторых политических сил, так и бизнес-структур при пассивном созерцании власти, относительно усиления конфронтационности в политическом мышлении и социальном поведении.
Все эти и другие процессы, явления и события в Украине убеждают меня, что украинское общество опасно заряжено бациллами социально-нравственной усталости, бессилия, безразличия, а это неминуемо порождает социально опасные конфликтные ситуации.
Вызрела необходимость качественного изменения власти, общество чувствует потребность появления национального лидера, который бы имел реальную программу вывода украинского общества на качественно новый уровень трансформации и экономической динамики. Такой лидер должен обладать идеологической доминантой, основанной на системе национальных ценностей, общественных интересов и приоритетов, благодаря которым можно было бы консолидировать общество. Поэтому крайне необходимо предоставить народу возможность избирать нового президента Украины открыто, всенародно, чтобы убедиться, кого, какого лидера и с какой программой действий хочет видеть народ во главе государства.
Неслучайно академик Иван Дзюба назвал наше время «временем мобилизации духа». Духа, который выветривается из общественного сознания под влиянием всеразъедающего скепсиса, властного цинизма, грубых манипуляций настроениями людей. Известно, что народ без веры никогда не обретет достоинство, не загорится идеей самоосуществления. Ведь у нас нет державного мировоззренческого и морально-духовного фундамента, на котором бы возникла Новая Украина, способная не просто выживать в условиях глобализации, но и утверждаться достойно в процессе неминуемого столкновения с глобальным рационализмом, культурной унификацией, вестернизацией и прагматичностью нетрадиционного мира.
Глобальный мир вплотную приблизился к нам, «требуя» от нас активного участия в планетарных процессах. Мы искренне радовались, что человечество наконец распрощалось с двуполярным миром, но никто не мог себе представить, что появится зловещий образ новой полярно агрессивной силы — терроризм. Мы наблюдаем (слава Богу, что только наблюдаем) «гигантское самовозбуждение жестокости» (Чингиз Айтматов), которое не может утихомирить даже глубокая религиозная вера. Наоборот, религиозная вера способна и в ХХI веке камуфлировать жестокость под справедливость.
Ирак — это своеобразная «черная дыра», в которую втягивается почти весь мир. И, понятно, Украина. Поэтому свержение Соединенными Штатами и Великобританией режима Саддама Хусейна является едва ли не важнейшим событием года. Событием незавершенным, в котором затаилась большая проблема для диалога культур, религий, цивилизаций. Сумеет ли человечество выдержать на должном уровне духовность как основу общекультурных диалогов и, что главное, соединить с объективными процессами глобализации? Войдет ли исламский мир с открытым забралом на новое цивилизационное поле со стремлением взаимопонимания с христианским миром или закроет забралом гнева и мести свое духовное лицо и ради своего цивилизационного самосохранения перед угрозой реализации проекта Большого Модерна не только займет позицию обороны, но и начнет разрушать американоцентричные системы глобальной эпохи? Эти проблемные напряжения наращивает не только Ирак. Далеко не один Ирак.
Для нас, для украинского общества, очень важно выработать мировоззренческие основы консолидации и инициировать цивилизационные импульсы во имя достижения симфонии национальной культуры и постмодерной ориентации мира. Для этого необходима мобилизация и модернизация наших духовных ресурсов, четкая ориентация на европейскую интеграцию.
Европейский мир динамично переходит от индустриально-информационной стадии своего развития к информационно-индустриальной — готовится переход к реализации стратегии тотальной глобализации. Украина к этому не готова. Мы стоим на пороге системы элитарной глобализации, но переступить этот порог нам тяжело. И будет невозможно, если мы и впредь будем топтаться, по сути, на месте, не наращивая количество работающих в индустриальной и информационной сферах, если и в дальнейшем наша экономика не будет базироваться на наукоемких технологиях...
Я верю, что распространение демократии и благосостояния не ограничится Европой, в которой мы пока что формально не «заявлены». Украина вскоре будет среди членов Объединенной Европы, ключевой идеей которой будет Европейская конфедерация национальных государств, общей основой которых является этнос, культура и история. Факторы культуры и цивилизаций, как утверждает Сэмюел Хантингтон, будут играть важную роль в современной политике и, разумеется, в европейском интеграционном процессе. Напомню слова Уинстона Черчилля, сказанные еще в 1946 году: «Послевоенный мир не может быть по-настоящему безопасным без построения нового европейского единства, и ни одна нация не может быть исключена из европейской семьи народов».
Для современной Украины важна цивилизационная выразительность, культурное и языковое самоутверждение, поэтому процесс идентификации себя с историей своего народа, своего этноса, с культурой, языком, религией, национальными традициями должен ускоряться.
Я верю, что нас ждет культурный ренессанс, духовное и моральное оздоровление, что украинская нация станет, как сказал наш известный философ Сергей Крымский, активным субъектом мировой истории, и мы осознаем себя как специфический автопортрет человечества.
Выпуск газеты №:
№238, (2003)Section
Nota bene